Д.О.Н.О.Р., или История одной изоляции
Рецензия на спектакль ТЮЗа
Спектакль «Д.О.Н.О.Р» по пьесе кировского драматурга Дениса Смирнова украшает репертуар Астраханского театра юного зрителя уже почти семь лет. За это время постановка не потеряла актуальности и по-прежнему заставляет зрителя задуматься над извечными вопросами.
Забывший собственное имя от изоляции и пьянства Мужчина (Станислав Журавлев) просыпается и обнаруживает в своей комнате незнакомого человека (Сергей Тараскин), называющего себя врачом. Стали бы вы рассказывать неизвестно откуда появившемуся психиатру самое потаенное? А вот главный герой стал! Хотя, конечно, трудно не открыться человеку, который, кажется, знает о тебе даже больше, чем ты сам.
Годы без матери. Одна ссора, способная разрушить отношения на долгое время. А она ждет… Пожилая женщина (Виолетта Гетманец), рассказывающая по телефону подруге о выдуманных ею же успехах сына-бизнесмена, об огромной любви и уважении между ними, заставляет зрителей вспомнить о собственных матерях и бабушках. Чего уж скрывать, некоторые моменты этой сцены доводят до мурашек, ведь свою роль Виолетта Ивановна исполняет просто блестяще. Слезы на сцене – а в зале тишина, все внимательно вслушиваются и ловят каждое слово актрисы.
К разрыву с женой (Виктория Яхтина) героя тоже приводит вполне обыденная ситуация: она хочет ребенка – он слишком молод для этого. Беседа за столом с рассказами о прошедшем дне и шутливой ревностью выглядит уютной и теплой – именно так, как это и бывает между обычными супругами. Но постепенно развивающаяся драма с ползанием в ногах и мольбами оставить чадо, как показалось, отбрасывает повествование к штампованным мыльным операм, в названиях которых обязательно фигурируют слова «роман» или «любовь».
Интересна, хотя и легко угадываема, метафора с электрическими лампочками: если жена вкручивает ее, освещая темную кухню, (что, по-видимому, символизирует возможность светлого будущего для главного героя), то пришедший посреди ночи со странной просьбой друг, напротив, разбивает лампочку, отказывая Мужчине в последней возможности вернуться к нормальной жизни.
Кстати, о друге. Воспоминание, связанное с ним, как ни странно, не вызывает практически никаких эмоций. Сергей Мартемьянов сделал своего персонажа несколько опереточным, хотя их общая с главным героем история была пронзительной и трогательной. Возможно, даже более глубокой и душераздирающей, чем с матерью. Но, увы, всё это осталось лишь на словах, ведь проникнуться мешали странные подвывания и неуместная жестикуляция.
Остался ли хоть один человек, готовый выслушать главного героя после его мольбы «Пожалуйста, не клади трубку!»? Способен ли кто-нибудь вернуть ему не только имя, но и надежду на будущее? И почему спектакль называется именно «Д.О.Н.О.Р»? Узнать всё это вы сможете, если посмотрите постановку, которая, судя по любви зрителей, еще долго не сойдет со сцены ТЮЗа.