Дом Велимира и музей Маяковского: взаимодействие продолжено!
По итогам стажировки Ольги Кузовлевой
В течение нескольких лет Дом-музей В. Хлебникова активно сотрудничает с Государственным музеем им. В.В. Маяковского. Стажировка Ольги Кузовлевой стала новым и не менее важным этапом. Напомним, удивительный шанс для более тесного знакомства был получен от Благотворительного фонда В. Потанина, в результате победы в программе «Музейный десант» в номинации «Индивидуальные поездки по России на обучающие музейные семинары или стажировки».
Для участия в конкурсе заведующая домом-музеем Велимира Хлебникова сформировала заявка на тему «Литературные и мемориальные музеи: их функционирование и развитие в современном мире» (на базе ведущих профильных музеев г. Москвы). И вот — встреча с «домочадцами» легендарного музея Маяковского.
Несмотря на то, что основное здание музея на Лубянке закрыто на капитальный ремонт и частичную реконструкцию, было крайне интересно совершить экскурсию по закрытым музейным пространствам и поговорить об экспозиции мемориального музея на конкретных примерах: сценарий, художественный проект, экспонатура. Осмотр будущей экспозиции позволил понять, как и из чего она будет строиться.
Последняя экспозиция музея Маяковского со сценарию Тараса Полякова и под руководством Евгения Амаспюра была создана в 1989 году. Если ранее в мемориальных и литературных музеях господствовали такие методы, как художественно-иллюстративный, хронологический, то новая экспозиция музея Маяковского создавалась с помощью музейно-образного метода. Его задача была в большей мере спровоцировать у посетителя вопросы, нежели представить готовые ответы. Это своего рода попытка погружения во внутренний мир поэта, путешествие в его сознание, где роковая комната является «сердцем», кульминационной точкой экспозиции. После этого апогея посетитель вместе с поэтом начинает спиралеобразный спуск вниз, повинуясь угасанию смыслов и растущей внутри поэта трагедии непонятости и ненужности.
История «любовной лодки, разбившейся о быт» представлена отдельными экспозиционными репликами и вплетена в общий контекст: поездка в Америку, поэма «Хорошо» и своеобразный пролог к поэме «Плохо», пьесы «Клоп», «Баня», «Мистерия Буф». Экспозиция в целом воздействует на чувственное восприятие посетителя: цветом, формами, содержанием, итогом которого по идее становится желание прочесть Маяковского, а затем –повторно и осознанно вернуться в музей.
На сегодняшний день музей Маяковского находится на пограничном пути сохранения прежних экспозиционных решений и внедрения новых. Кроме того, ведется работа по перепланировке здания с целью ввести на территории музея дополнительные зоны: кафе, магазин, выставочное пространство. При этом музей демонстрирует замечательные формы работы на внешнем пространстве. Например, ряд стационарных выставок и организация передвижных проектов, для удаленных от музея районов Москвы. Например, проект «Облако в штанах» – поэтический конструктор – передвижной проект для библиотек. Также культурно-просветительский проект в торговых центрах «Пять фактов об Америке», целевая аудитория – жители отдаленных районов, посетители торговых центром.
Этот музейный опыт крайне полезен и интересен и для музея Хлебникова.
Кроме того, в рамках стажировки состоялось знакомство с еще одной площадкой Музея Маяковского – квартирой на Красной Пресне. Здесь представлена экспозиция, посвященная американскому периоду жизни поэта в Нью-Йорке. В создании и функционировании музея большую роль играет лояльность местных жителей, которые сформировали положительное отношение еще до открытия. Стены подъезда музей использует как выставочное пространство. Кроме того, малая музейная площадь мотивирует использовать для мероприятий малые комнаты и кухню, вокруг стола и под абажуром помещается не более 12 человек. Это создает атмосферу уюта и квартирных посиделок.
Кстати, этот опыт внедряется и в музее Хлебникова (Верандник), и мы надеемся, в дальнейшем получит более глубокое развитие.