Элизабет Видаль: Это очень эмоциональный момент для меня — находиться в Астрахани
Оперная дива — о Каспийском фестивале, музыке и астраханцах
В Астрахани в эти дни проходит Каспийский фестиваль классической музыки «OperaFirst. Astrakhan 2021». Наш город стал местом притяжения звезд мировой сцены. Накануне в филармонии состоялось торжественное открытие фестиваля, где блистала Элизабет Видаль — оперная дива из Франции, признанная самым высоким сопрано в мире. Совместно с Камерным оркестром филармонии она исполнила вокальные произведения в стиле европейского барокко и классицизма. А за несколько часов до концерта нам удалось встретиться с известной певицей и немного поговорить о музыке, фестивале и первых впечатлениях об Астрахани.
— Как вам Астрахань? Вы впервые в нашем городе?
— Это очень эмоциональный момент для меня — находиться здесь. Я испытала огромное счастье, увидев старинные деревянные дома, историческую русскую архитектуру, астраханские пейзажи. Для меня это видится как связь времен — современности и исторического контекста. И я под большим впечатлением от нового здания Театра оперы и балета. Этот контраст не оставил меня равнодушной. Сочетание прошлого и нового — безусловно, хороший знак и символ того, что Астрахань имеет большой потенциал. Когда у культуры есть такая подпитка, это всегда положительно сказывается на всем городе. По моему мнению, Астрахань может уверенно смотреть в будущее.
Также не могу не отметить музыкальный уровень оркестра — он очень высок. У меня огромное положительное впечатление после мастер-класса со студентами. У них такие прекрасные голоса! Это весомое доказательство того, что культура имеет все возможности расти, вне зависимости от финансовой поддержки государства. Ведь культура — это вопрос состояния духа.
— Для Астрахани большая честь видеть вас на Каспийском фестивале. А что для вас участие в таком событии? Чего вы ожидаете от него?
— Я с нетерпением ожидаю встречи с астраханскими зрителями. И хочу узнать их ближе, познакомиться с ними. Мне кажется, что российская оперная публика аутентична. И для меня это важно. Ведь в Европе мы сейчас находимся под влиянием определенных норм и правил, связанных с пандемией. И как следствие, музыкальная среда основана не на чистых эмоциях, а на уже устоявшихся социальных моделях. В Астрахани я нахожусь в предвкушении этого искреннего эмоционального единения с публикой.
Вчера вместе с мужем мы посмотрели небольшую часть города, где очень много исторической старинной застройки. Там я встретила много взрослых и детей, собак и кошек. При этом они все были очень счастливы. Большинство людей в Европе находятся под влиянием мифа, что нужно обладать богатством, чтобы построить счастливую жизнь. Здесь я увидела совсем другое. Астраханцы очень добрые, дружелюбные и выглядят здоровыми. Они радостны здесь и сейчас. И в конечном счете жизнь — это люди, которые встречаются в моей жизни. Именно с ними связаны эмоции, чувства, общение…
Очень хороший уровень оркестра доказывает, что культура доступна всем слоям населения. Но признаюсь, я не знала, что меня здесь ждет. И Астрахань стала для меня приятным сюрпризом.
— Какие произведения вы взяли для своих выступлений на Каспийском фестивале, и чем обусловлен этот выбор?
— Здесь нужно отметить Федора Елесина — президента фестиваля, человека с очень большим творческим потенциалом. Он очень эмоциональный и сумбурный — в хорошем смысле этих слов! Именно у него родилась идея использовать в программе мероприятия произведения Франгиз Ализаде — азербайджанского композитора.
Обычно я не часто исполняю произведения современного репертуара, но недавно познакомилась с творчеством Арво Пярта и заинтересовалась более современной музыкой. Он сейчас очень популярен в Европе. Многие его произведения написаны в особой медитативной манере. И те, кто занимается духовной практикой, знают Пярта, даже используют его пьесы для того, чтобы войти в состояние медитации или транса. Его музыка направлена на достижение внутренней гармонии. И, конечно, я заинтересовалась его творчеством, оно стало мне близко. Для фестиваля я выбрала его пьесу “К Алине”. В оригинале она написана для фортепиано, но я сделала обработку произведения для голоса с фортепиано в сопровождении оркестра.
Также в качестве контраста, чтобы не фокусироваться только на современном репертуаре, я исполню две арии из оперы “Альцина” немецкого композитора Георга Фридриха Генделя. Я выбрала еще одно его произведение, написанное для королевы Анны. Этот вокализ стал неким приношением для королевы, в тот период жизни Генделя, когда он переехал в Англию. Более того, это произведение стало первым, написанным им в Англии.
Еще, учитывая, что я сама француженка, также планирую исполнить произведение “Соловей и роза” — одного из выдающихся французских композиторов, пианистов и органистов Камиля Сен-Санса. Здесь также важна идея контраста: с одной стороны, имеется родственность жанра, а с другой — это вторая половина 19 века. Его вокализы по жанру очень близки к молитве.
— Кого из исполнителей – участников фестиваля – вам самой интересно было бы послушать?
— Я в ожидании всех мероприятий. Но особенно — в предвкушении увидеть постановку кантаты “Александр Невский”. Само по себе это большое произведение, которое не так часто вживую можно наблюдать. Это будет зрелищное шоу. И не будем забывать, что это коллаборация команды фестиваля и Астраханского театра оперы и балета. В кантате будут масштабные декорации, костюмы, свет, звук.
Что очень важно — театр в целом заботится о молодых артистах. И мне тоже хочется увидеть их выступления.
Также я буду очень рада встретиться с дирижером Михаилом Голиковым, потому что мы являемся старыми друзьями, уже выступали вместе. Сергей Лейферкус — с ним мы выступали в Санкт-Петербурге. Он артист очень высокого уровня с большим педагогическим опытом, это заметно в его манере исполнения. Ведь благодаря этому опыту он обладает большим и глубоким знанием вокальной техники. Он носитель и русской вокальной традиции, и европейской. Его выступления я тоже очень жду.
— Что вы будете исполнять на завершающем дне фестиваля 11 сентября?
— На Гала-концерте я буду исполнять арии итальянского композитора Джузеппе Верди, то есть классический оперный репертуар, и оперу “Миньон” французского композитора Амбруаза Тома.
— Что бы вы пожелали молодым музыкантам, которые только начинают свой путь к большой сцене?
— Музыканты и артисты сейчас несут очень большую ответственность. Потому что культура должна быть вне политики и бизнеса, должна быть выше всего этого. И в особенности молодые артисты, без преувеличения, должны вести вперед человеческое сообщество. Когда ты исполняешь музыку — не важно, на инструменте или голосом — ты вкладываешь в нее свою энергию. В качестве отдачи. Это поднимает тебя самого над мирскими и бытовыми проблемами. И, как результат, дает чувство реальности.
— Уверены, астраханская публика надолго запомнит ваш культурный визит. Приедете ли вы ещё в Астрахань?
— Еще месяц назад я ничего не слышала о вашем городе. Даже не знала такое название. И внезапно, в один день, все вокруг меня стали говорить об Астрахани, а живу я в Ницце. Сначала мне позвонил Федор Елесин, с которым мы обсудили участие в фестивале. В этот же день я получила звонок от директора Большого театра, который организовал мне встречу с женщиной, имеющей отношение к оперному искусству. И она оказалась тоже из Астрахани. И, конечно, я буду счастлива еще раз сюда вернуться.