Бюро изящных вещиц: женские раритеты в астраханских музеях

От бонбоньерки до фисгармонии
Астраханская дама всегда была образцом грации, изящества и воспитанности. Но подробнее мы остановимся на девятнадцатом столетии, когда все эти достоинства находились в превосходной степени. Сегодня расскажем о непременных атрибутах того времени, которые так и излучают женственность. Кстати, увидеть все это можно и сегодня — достаточно заглянуть в музеи города.
ПСИШЕ
Прекрасные дамы прошлых столетий непременно любовались на себя, кружась перед напольным зеркалом внушительных размеров. Называется оно весьма поэтично — «Псише’» ( от фр. psyché), в честь богини Психеи, раскачивающейся на качелях. Ведь особенностью этого зеркала является подвижность самого зеркального полотна по принципу качелей. Специальное прямоугольное или овальное зеркало использовали в старину для гардеробных комнат, шарнирно закрепляя между двумя стойками — что позволяло менять угол наклона зеркала и видеть себя в нём в различных ракурсах.
Зеркало псише появилось в эпоху ампира, а в XX веке оно пользовалось особой популярностью в 1940—1950-е годы.
Полюбоваться на себя в такое зеркало можно в Музее культуры Астрахани — да еще и примерив на себя старинный наряд, который украсит любую женщину.
БОНБОНЬЕРКА
Эта милая коробочка называется не менее красиво — «Бонбоньерка». Дело в том, что предназначается она специально для конфет и дословно переводится с французского как «конфетница» (bonbonnière) — происходя от слова bonbon (конфета).
Такие коробки специально красиво оформлялись, чтобы вдвойне порадовать покупателей. Среди бонбоньерок были высокие — в форме куба или сундучка, для хранения рассыпных конфет (коробки изготавливали из дерева или металла — серебра, меди, латуни, жести), а также плоские из картона (в них в один ряд укладывали хрупкие конфеты — с ликёрной начинкой).
На сегодняшний день популярностью пользуется второй вид бонбоньерок. А на фото — старинная бонбоньерка из фондов Астраханского музея-заповедника.
ФИСГАРМОНИЯ
Еще астраханские дамы любили музицировать — например, у себя дома на званом вечере в присутствии гостей. Популярным инструментом была фисгармония – прямая родственница органа. Это клавишно-пневматический музыкальный инструмент семейства гармоник, отличающийся наличием фортепианной клавиатуры и напольным или настольным расположением. Звучание фисгармонии имитируют многие современные синтезаторы (и другие электронные клавишные инструменты). Со второй половины XIX века фисгармония получила широкое распространение по всей Европе.
Фисгармония имеет до 150 см в высоту и 130 см в ширину. Благодаря пяти октавам, на ней можно играть любую музыку и даже импровизировать. Инструмент входит в класс аэрофонов. По давней традиции, он изготавливается из дерева.
В Астрахани старинный инструмент можно встретить и сегодня, в Музее истории города и Музее культуры.
РОЗЕТКА
Сервировка стола всегда имела большое значение — тем более, в XIX веке, когда проводились балы, салоны и другие гостеприимные мероприятия. Например, варенье подавалось к чаю в небольшом и очень красивом блюдце, называемом розеткой. В начале чаепития варенье обычно перекладывается в розетки специальной «фигурной» ложкой из вазочки. При сервировке чайного стола количество розеток соответствует числу кувертов (то есть полного набора предметов для одного человека).
Розетки выпускают не только из фарфора, но и из фаянса, майолики, стекла, серебра, мельхиора. В диаметре они не превышают 9 сантиметров и могут иметь разную форму. Чаще розетки бывают круглыми, реже — многогранными, овальными, ромбовидными и фигурными (например, «листик», «цветок» или «ягода»).
Были времена, когда при чаепитии всегда подавались джемы или варенья, которыми хозяйка стола хотела похвастаться перед гостями. Многие поддерживают эту славную традицию до сих пор.
ПЯЛЬЦЫ
Ну, и какой женский досуг мог обойтись без вышивания? В XIX веке пяльцы встречались в каждом доме. Самыми распространенными были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения. Как в Доме купца Г.В. Тетюшинова, что мы видим на фото.
Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные — для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.
Ну, а само слово «пяльцы» произошло от «пяло» (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В.И. Даля, «женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают». Отсюда, предположительно, пошло и известное выражение «пялить глаза», то есть «стойко, упорно глядеть на что-то».
Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.
Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. И похожи были на барабан («барабан» по-французски — «тамбур», отсюда термин «тамбурный шов»). В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия. В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины — таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.
Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам.