Федор Шаляпин: интересные факты и астраханский след

13 февраля знаменитому певцу, обладателю уникального баса Федору Шаляпину исполнилось 150 лет. Ему рукоплескал весь мир, включая Астрахань. И память о нем и его непревзойденном таланте живет до сих пор. Сегодня расскажем интересные факты о легендарном исполнителе и найдем его астраханский след.
1.
Федор Иванович Шаляпин родился 1 ноября 1873 года в Казани в крестьянской семье. Интересно, но его предки носили фамилию «Шелепины». Со временем она трансформировалось в известную всем нам форму.
2.
Однажды мальчик услышал хоровое пение в церкви, и оно его заворожило. Шаляпин попросился в хор, и регент Щербинин принял его. У 9-летнего ребенка был слух и прекрасный голос — дискант, и регент обучил его нотной грамоте.
В 12 лет Шаляпин впервые попал в театр — на «Русскую свадьбу». С этого момента театр «свел с ума» будущего артиста и стал его страстью на всю жизнь. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет… связано с моей театральной жизнью. О людях и явлениях… я собираюсь судить… как актер, с актерской точки зрения…».
3.
Когда в Казань приехала опера, она, по признанию Федора Ивановича, изумила его. Шаляпину очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще далеко. На его пути было много лишений, но он справился со всеми испытаниями и получил признание.
4.
Всего в репертуаре Федора Шаляпина — свыше 50 сыгранных ролей в классических операх, свыше 400 песен, романсов и русских народных песен. Свои гастроли Шаляпин проводил почти по всему миру. У него были туры даже по США, Японии и Китаю, не говоря уже о почти всех странах Европы.
5.
Великий русский певец и обладатель уникального голоса бывал в Астрахани четырежды.
Правда, первое появление в Астрахани было совсем не радужным. Ещё будучи ребёнком, юный Федор с семьёй очень нуждались. Шаляпин уговорил родителей переехать в Астрахань, которую представлял «какой-то особенной». В ХIХ в. у города была слава «золотого дна», «разгуляй – города», где можно было хорошо заработать, а то и разбогатеть. Отец и сын Шаляпины пополнили армию ищущих работу, но поиски были безуспешны.
Фёдор пел в церкви, а потом ему удалось устроиться в труппу, выступающую в театре парка «Аркадия». Антрепризу в театре держал Черкасов, согласившийся взять Шаляпина в хор, но без оплаты. Всего один раз удалось Фёдору выйти на сцену театра в опере «Кармен».
«Карьера» в Астрахани закончилась плачевно — отец порвал партитуру, надавал Фёдору подзатыльников за то, что тот согласился работать бесплатно, и юноша уехал в Нижний Новгород.
6.
На следующий год Федор Иванович снова посетил наш город, будучи артистом музыкально-драматического коллектива, выступавшего в саду «Отрадное».
7.
Наконец, еще дважды, в 1909 и 1910 годах, Шаляпин приезжает в Астрахань — на гастроли и в ранге мировой знаменитости.
Став всемирно известным, истинный волжанин, рождённый на берегах Волги, Шаляпин много гастролировал по городам, расположенным рядом с великой русской рекой — не обойдя стороной и Астрахань. В сентябре 1909 года на теплоходе «Грибоедов» великий певец Фёдор Иванович Шаляпин триумфально прибыл в наш город, где его с восторгом встречала толпа народа. Он сел в экипаж и уехал в Большую Московскую гостиницу, где остановился.
Певец выступал с концертами в здании театра наследников Плотникова (нынешнее здание драматического театра Астрахани). Количество людей, желающих услышать неповторимый голос певца, было настолько велико, что властям пришлось привлечь к охране правопорядка полицию. Театр был заполнен до отказа, люди сидели в проходе, на лестницах и даже толпились у входа в театр. Выступление получилось действительно феерическим и запомнилось астраханцам на долгие годы. По этому случаю были выпущены памятные открытки, посвященные пребыванию Шаляпина в нашем городе.
В газете «Астраханский Вестник» писали о том, что скопление народа вызвало вмешательство полиции, что театр был как никогда переполнен, зрители сидели в проходах, за кулисами и в местах для оркестра. Артиста встречали аплодисментами, ему преподнесли огромную лиру из зелени и цветов.
8.
Астраханские концерты Шаляпина проходили с участием Н.К. Авьерино (скрипка) и Ф.Ф. Кенемана (фортепьяно). Имена Авьерино и Кенемана были известны астраханцам: первый преподавал в Астраханских музыкальных классах, второй в течение двух лет их возглавлял.
Федор Федорович Кенеман, известный также как друг и аккомпаниатор Федора Шаляпина, окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью и прибыл в Астрахань в 1897 году. Здесь он занял должность заведующего музыкальными классами и развернул масштабную деятельность как блестящий пианист, дирижер и композитор. Кенеман организовал хор, а также симфонический оркестр с участием педагогов, учеников и военных музыкантов. В течение сезона ставились четыре большие концертные программы, систематически проводились вечера камерной музыки. Спустя два года, в 1899 году, Кенеман был отозван в московскую консерваторию на должность профессора, в которой состоял вплоть до своей смерти в 1937 году.
Федор Шаляпин включил в свой постоянный репертуар ряд сочинений, написанных Кенеманом специально для него. Среди них особо выделялась знаменитая обработка бурлацкой песни «Эй, ухнем».
9.
Шаляпин водил дружбу со знаменитым писателем Максимом Горьким, который тоже вырос на Волге — его отец одно время даже работал в Астрахани. Кстати, благодаря Максиму Горькому Шаляпин познакомился с Борисом Кустодиевым.
Художник и оперный певец высоко оценивали творчество друг друга ещё до своего личного знакомства. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Кустодиев согласился, хотя к тому времени передвигался только в инвалидной коляске из-за паралича ног вследствие тяжёлой болезни. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках. Борис Михайлович с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»
10.
Как следствие, художник-астраханец написал один из самых известных портретов Шаляпина. Портрет создавался в трудных для Кустодиева условиях: чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения.
На полотне Шаляпин изображён в богатой барской шубе и шапке на фоне зимнего пейзажа и народного празднования масленицы. У ног певца — любимец, бульдог Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца Исаем Дворищиным. Несмотря на всю парадность портрета, он отличается выражением самой сущности Шаляпина, демонстрацией его поистине народного духа, того, что став знаменитым артистом, Шаляпин остался русским человеком.
В результате Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Шаляпин даже брал весомое полотно с собой в разъезды.
В то же время портрет нравился и самому Кустодиеву, вложившему в него много душевных и физических сил. Художник долгое время жил думами о выполненной работе и в 1922 году создал для себя копию картины, авторское повторение портрета в уменьшенном формате. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах.