В Астрахани увидят премьеру балета «Медный всадник»

Об особенностях астраханской трактовки гениального Пушкина
Что может сквозь века поведать нам Медный всадник? Узнаем этой весной, в Театре оперы и балета. Премьера балета по нетленному произведению Александра Пушкина состоится 25 и 26 марта, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«Пушкин – наше всё». Это высказывание прозвучало более 150 лет назад из уст Аполлона Григорьева. Литературное достояние Александра Сергеевича, действительно, объединяет многих. Критики по-разному отнеслись к поэме «Медный всадник», но все они пришли к единому выводу — о гениальности поэта. Кроме того, произведение стало своеобразной вершиной претворения пушкинской темы на балетной сцене.
Премьера в Астраханском театре опера и балета трактует нам постановку на классической основе, приближенной к пушкинской истории, но в большей части раскрывающей образ Петра. Действие происходит в Петербурге начала XVIII века, а после переносится в осень 1824 года.
В прологе на сцене — очертания местности, где «будет город заложен». И далее Петр, погруженный в думы… «Медный всадник» — это искусное переплетение истории и современности, противопоставление двух сил: государства и простого человека.
Музыкальное оформление к балету написано Рейнгольдом Морицевичем Глиэром и является одним из лучших его произведений. Известно, что Глиэр всегда мечтал написать музыку к пушкинской поэме. Работа над музыкой была очень сложной и долгой, но в своем окончательном варианте приобрела удивительное по красоте звучание. Разнообразие эмоций нагнетало напряжение в симфонической музыке.
Над созданием единой партитуры драмы и танца в астраханском театре работали дирижер-постановщик Валерий Воронин, хореограф-постановщик, народный артист РФ Юрий Клевцов, художник-постановщик Олег Молчанов и другие.
В чем же особенность Медного всадника в астраханском прочтении?
Рассказывает Юрий Клевцов:
«В нашей постановке зритель увидит новый взгляд на прочтение Пушкина, на его произведение. Наша главная цель создать новый, динамичный, современный спектакль в 2-х действиях, адаптированный к нынешнему времени, но при этом сохранивший всю прелесть петровской эпохи. Мы раскрываем образ Петра не как медного всадника, а в первую очередь как живого человека, который живет мечтами о будущем, с современными кораблями — надежным русским флотом, прекрасными зданиями Петербурга. Человека в образе пророка — видящего будущее России, великой державы, великой империи. И, конечно же, видение главных героев, олицетворяющих любовь Евгений и его невеста Параша с романтической и трогательной историей, предстающими в образе будущего поколения в его мечтах и думах. Финал балета можно определить цитатой И.С. Тургенева: «Любовь сильнее смерти. Только ею, только любовью и движется жизнь!»