Картины, театр и музыка в жизни Марата Джамалетдинова

Интервью с художником
Октябрьским теплым вечером мы оказались возле Драмтеатра. Там нас ждал Марат Джамалетдинов — астраханский художник и главный художник Астраханского драматического театра. Мы решили сделать несколько шагов вперед и разместиться на лавочке сквера имени Пушкина. Это место было выбрано не случайно — именно здесь у Марата прошла самая первая выставка художественных работ, когда он только начинал свою деятельность. Мы душевно поговорили об искусстве, театре и даже музыке.
— Понимаю, что вопрос стандартный, но всегда интересно, было ли у вас желание стать художником в детстве?
— Случается так, что не люди выбирают профессию, а профессия выбирает их. Я отношусь именно к ним. Помимо всего и вопреки всему тому, что происходило в моей жизни, остаюсь художником. Было достаточно моментов, когда я задавался вопросом: “А зачем мне это надо?!” Но все равно возвращался на эту стезю. На данный момент работаю главным художником в Астраханском драматическом театре. Это невероятный опыт и взаимодействие с уникальнейшими людьми. Театр всегда был в моей жизни — в той или иной степени. Но профессиональный в буквальном смысле влетел в мою судьбу, за что я очень благодарен.
— И раз уж мы начали с театра, скажите: как, по вашему мнению, визуал влияет на восприятие спектакля?
— Однозначно, на 100 процентов. Сейчас появилось больше возможностей по качеству света, по визуальным спецэффектам. И все это, естественно, отражается на постановках. Считаю, что астраханцы имеют уникальную возможность увидеть помимо классических спектаклей еще и современные, с новым видением.
— А как вы объясните, что сегодня популярен минимализм на сцене?
— Здесь точного ответа не дать. Концепция и идея зависят от режиссера. Что он хочет? Что вкладывает? Иногда нет смысла тратиться на большие декорации, которые можно сделать путем света, проекций и непосредственно работой самих актеров. Режиссер — это царь и Бог на сцене.
— Астраханская “Драма” — театр с двухсотлетней историей. Должен ли он оставаться консервативным или все же нужно следовать модным тенденциям?
— Нет, не должен. Сцена должна жить и развиваться, как большой организм. Важно, чтобы все было в балансе. Профессионалы передают опыт молодым, а те, в свою очередь, делятся своим видением со взрослыми. Идет обмен энергиями, что очень важно, по-моему. Но здесь хочется отметить, что и 200 лет назад, и сейчас люди проживают одни и те же эмоции. Мало что изменилось. Меняется только оболочка, но «нутро» одинаковое. Поэтому классике и современности важно быть в равной степени.
— Расскажите, как в целом проходит в театре работа режиссера с художником?
— Это планомерная работа. Ты общаешься с режиссером, который ставит тебе задачу. Затем ты читаешь пьесу или произведение, по которым будет ставиться спектакль, показываешь свой накопленный опыт. Получая задачу от режиссера, ты облекаешь ее в формы. Если все устраивает, то дальше твои творения (эскизная часть) идут в работу. По-хорошему, составляется макет, который обсуждается на техническом совете. В результате, при одобрении, к созданию приступает целая команда. В нашем театре работают уникальные люди. Бутафоры, технические специалисты, художники — это те, кто болеет своей профессией. Причем моя работа, как художника, не заканчивается сразу. Бывает такое, что нюансы доделываются вплоть до самой премьеры. Иногда находки встречаются и во время репетиций, а потом становятся украшением спектакля.
— В каких спектаклях можно увидеть ваши художественные работы?
— За этот год с режиссером Алексеем Матвеевым мы сделали спектакль “Майские ночи” по Гоголю. Мне нравится этот спектакль, но не потому, что я в нем участвовал. Он красивый, захватывающий, он о вечном. Сейчас мы тоже работаем над очередным спектаклем.
— Расскажите о своих любимых постановках драмтеатра, уже как зритель.
— «Братья Карамазовы». Это достаточно интересный проект и с визуальной точки зрения, и с точки зрения внутренней атмосферы. Его обязательно нужно увидеть! Уверен, что такие вещи необходимо оценивать воочию, а не слушать впечатления других. Подобные спектакли наводят к собственным размышлениям, побуждают перечитывать произведения, по которым они поставлены. Ещё постановка «Три сестры» нравится. Это классический спектакль, который проходит в театральной гостиной, и зритель имеет уникальную возможность погрузиться в эту атмосферу, почувствовать дыхание того времени, буквально жить на одной сцене с главными героями.
— Интересна идея создания вашей картины к 210-летию драмтеатра. Расскажите об этом.
— Этот проект, который называется «Главные слова», я придумал еще в 2016 году. С «Главными словами» в сотрудничестве с Астраханским краеведческим музеем мы побывали в Донецке в 2017 и 2018 годах. Суть простая — люди оставляют свои определения того или иного вопроса. В данном случае отвечали на вопрос: «Что такое театр?». В нашем опросе приняли участие 210 человек, цифра символична дате.
В результате, для одних театр — это незнакомка, для других — новые эмоции, а для кого-то — предвкушение. Затем все эти определения вписывались как матрица в пространство картины, поверх которого накладывалось изображение. Я использовал символику, которая ассоциировалась у меня с театром — а именно, уникальные часы драмтеатра. Их механизм идентичен с нашими кремлевскими часами. На циферблате была указана цифра 21 — тоже неслучайно. Слова же остались вписаны в том виде, в котором писались авторами. Некоторые я вписывал сам — это слова тех людей, которые отвечали мне по интернету из разных городов и стран: Германии, Франции… Кстати, там есть ответ и от голливудского актера Матиаса Хьюза. Над картиной я работал несколько месяцев.
— И она, действительно, завораживает… А еще мы знаем, что в 90-е вы занимались боди-артом, верно?
— Да, и ещё граффити. Моя первая работа — два инопланетянина. Кстати, это первое граффити в городе. Тогда я как раз участвовал в фестивале на дворцовой площади Санкт-Петербурга, нарисовал граффити «Гуляш из игрушек». И настолько вдохновился, что привез это творческое настроение в наш город. Сейчас, правда, этим не занимаюсь.
— А чем вы занимаетесь сегодня, помимо основной работы?
— Сейчас у меня в работе проект, который будет длиться годами. Но для себя я его определяю как первостепенный. Шел к нему около 10 лет. Он называется «Ненаписанная книга». Рисую иллюстрации к книге, которой не существует. На каком-то этапе ко мне уже присоединилась норвежский музыкант Рушана. Она сама из Казани, а 25 лет назад переехала в Норвегию и вышла замуж. Мне ее Бог в лице инстаграма подарил. Мы просто подписались друг на друга, а затем у нас родился совместный проект. Ей понравилась моя идея, и она написала музыку к моей картине. Теперь «Ненаписанная книга» из визуальной переросла в аудиовизуальную историю. Работа, конечно, кропотливая, ведь все будет создаваться в пиксельной графике из множества точек.
— И здесь хочется спросить еще об одном интересном проекте, связанном с музыкой — мы о вашем сотрудничестве с VESPERO.
— Я этих музыкантов знаю очень давно. Некоторых уже лет 20. С Аркадием Федотовым мы делали совместный проект в Филармонии лет 15 назад. У меня там была выставка, на которой он играл. А сегодня вот мой черед. Ребята мне предложили поработать вместе, и для меня это стало еще одним подарком судьбы. У меня была мечта — оформить виниловую пластинку. Это для меня живой момент, когда твоя работа связана с волшебством — музыкой. Мне захотелось вложить в картину смысл сновидений. Музыка с закрытыми глазами слышится гораздо ярче, ведь мы убираем внешние раздражители. Так была нарисована девушка. В ее волосах зашифрованы различные лица.
— Да, этот образ впечатляет… А что впечатляет вас в Астрахани. Есть самые любимые места?
— Это Кировка. Только не сегодняшняя, а та, из моей юности. Когда «панковал».
— А сейчас вы считаете себя панком?
— Я до сих пор слушаю ту музыку. Мне очень нравится тяжелый панк. Я вырос на нем. Кстати, и сам играл панк-рок. У меня и своя группа была — «Дихлофосы». С ребятами даже записали альбом. Все происходило у меня в обычной квартире. У меня еще стояла барабанная установка, которую мне купил папа. Я сочинял, играл бас-партии и пел. Не представляю, что испытывали мои соседи! (улыбается). Мне тогда было 18 лет.
— И напоследок, ваше напутствие начинающим художникам.
Доводить начатое до конца. Не бросать на полпути. Часто бывает, что обстоятельства мешают реализации на самом начальном этапе, потом появляются другие дела, которые затирают и отодвигают реализацию идеи все дальше и больше. Делать хоть малые, но шаги вперёд.

«СТРАННИК»2018г.картон,гел.ручка 49Х34