Когда мы были студентами: астраханские артисты вспоминают, с чего же все началось

Перипетии судьбы и интересные случаи
Ежегодно 25 января отмечается День российского студенчества. Поздравляем всех нынешних виновников торжества и желаем гордо нести это звание. Но сегодня мы поговорим о студентах из прошлого, которые ныне блистают в астраханских театрах. Тем интереснее, с чего же все начиналось в их актерской и режиссерской судьбе…
ЮРИЙ КОЧЕТКОВ
Режиссер, художественный руководитель,
а ныне президент организации культуры и искусства ТЮЗа
Первое образование Юрия Кочеткова — филологическое. Его он получил в Астраханском государственном педагогическом институте. Здесь, еще студентом, он ставил «Маленькие трагедии» Пушкина, а позже, в Харабалях, куда попал по распределению, создал театральный коллектив, ставший затем народным, и поставил «Камешки на ладони» А. Салынского. За этот спектакль молодой режиссер был удостоен звания лауреата Первого Всесоюзного фестиваля, а спектакль был показан в Москве на прославленной сцене Малого театра.
Затем Юрий Владимирович добавляет к филологическому образованию и высшее театральное, успешно окончив училище имени Щукина. С 1967 года он работал режиссёром в Астраханском драматическом театре. В 1970 году стал директором Астраханского театра юного зрителя, а с 1974 по 2017 год занимал должность художественного руководителя этого театра, поставив здесь около 100 спектаклей.
Стоит отметить, что Юрий Кочетков — еще и прекрасный педагог. Он воспитал несколько поколений талантливых артистов. В числе его учеников — талантливый актер и режиссер, нынешний худрук ТЮЗа Сергей Тараскин, народный артист России Сергей Мартемьянов, известные всей стране Анастасия Заворотнюк, Дмитрий Дюжев и многие другие.
ФИРЮЗА МАРТЕМЬЯНОВА
Актриса Театра юного зрителя
Она мечтала учиться театральному искусству в столице, но поездка в столь далекий город виделась тогда чем-то сродни путешествию в космос.
— И я не села на этот космический корабль с испугу, а решила поступить в АГУ (тогда – Пединститут) на факультет иностранных языков, поскольку хорошо знала английский, хотя и не радовалась перспективе быть педагогом.
И вот, уже готовлюсь к вступительным экзаменам, как вдруг встречаю одноклассницу — она-то и поделилась со мной, что собирается поступать на театральное отделение в Музыкальном училище. Я уж было удивилась и обрадовалась, но она добавила, что всех уже набрали в студенты, а сейчас идет дополнительный набор. «Как набрали?!» — заплакала я тогда. И побежала со всех ног в школу, чтобы составить последний недостающий для поступления документ – характеристику. Но все в отпусках, так что в школе я не застала никого. Тогда я пустилась домой к учителю, попросила написать мне характеристику. С полным комплектом документов я рванула в Музучилище. На театральное отделение курс набирал Алексей Алексеевич Образцов, это дядя Елены Образцовой, народной артистки России и солистки большого театра. Я пришла последней в числе кандидатов. Но прошла все экзамены легко. И начались мои самые прекрасные, учебные годы…
Буквально со второй недели студенчества Фирюзу Абдуллаевну заняли в спектакле драмтеатра «Хочу быть честным», где она сыграла рабочую на фабрике.
— По сценарию, в новый дом вот-вот должны были въехать жильцы, а мы готовили его к новоселью. Помню, мне дали тряпку и сказали «Три!». Я взяла тряпку и так терла лестничные перила, что искры летели.
А уже на 2 курсе она принимала участие в театральных гастролях. На последнем курсе Фирюзу Мартемьянову заняли в спектакле «Том Сойер», где она играла мальчика в массовке (так со студенчества и закрепится за ней на долгие годы амплуа травести). После спектакля к ней подошла Людмила Каменоградская, заслуженная артистка России, которая играла самого Тома и похвалила ее — невероятное счастье для начинающей актрисы. Этот момент она помнит до сих пор.
АЛЕКСАНДР ОГАРЕВ
Режиссер, художественный руководитель
Астраханского драмтеатра
В детстве он не стремился к профессии артиста, однако после его взгляды поменялись. В 10 классе Александр Огарев решил поступать в театральный институт в Москве. Но так как слишком поздно спохватился, то никуда не поступил. Через год поехал в Воронеж и сразу же попал на актерское отделение, после чего стал играть на сцене. Идею стать режиссером Александр Анатольевич достаточно долго обдумывал. Но само поступление получилось внезапным.
— Это был 1988 год. Попробовав себя в самостоятельных работах, когда я служил в Краснодарском театре, решил поступать и поехал в столицу. Прошел огромный отборочный конкурс — и мне удалось сразу поступить на режиссуру. Хотя испытание было сложное — порядка 20 дней шли экзамены, которые я сдал на «отлично».
Во времена учебы по режиссуре мой преподаватель Анатолий Васильев учил нас, чтобы мы не теоретизировали, а каждый раз сами выходили на площадку — и таким образом — по себе — проверяли свои идеи и их воплощение. Одно дело разобрать пьесу, текст, фрагмент… Другое дело — как это сыграть. Две совершенно разные сферы. И если ты умеешь делать и первое, и второе, то, конечно, это облегчает общение с актерами. Ты доказателен и можешь проигрывать действие. Ты не предполагаешь, а точно знаешь, что это возможно.
ВАЛЕРИЙ ШТЕПИН
Актер Астраханского драмтеатра
— Мне посчастливилось быть учеником Сергея Васильевича Гиппиуса во Владивостоке, в Дальневосточном педагогическом институте искусств (племянник поэтессы Зинаиды Гиппиус — прим.). По молодости фамилия Гиппиус мне ни о чем не говорила. И вот наш курс разделился на две части: большинство ломились к нему, а нас – тех, кто не пошли к Гиппиусу – осталось всего семеро. Вот Сергей Васильевич и говорит: «Что же там за семь борзых ребят, которые ко мне не идут? Что это за люди, которые мне не докучают?» Пришел на нас посмотреть. И вот волею судеб я к нему попал. Он был просто потрясающий экспериментатор, интеллигентнейший человек. Его девизу – «Эмоции делают нас» – я стараюсь следовать по жизни. Потому что безэмоционального актера просто не может быть.
СЕРГЕЙ ТАРАСКИН
Актер, режиссер, художественный руководитель ТЮЗа
В его театральной судьбе все началось с Дворца пионеров и прекрасного педагога Евгения Докучаева. Занятия в любительском молодёжном театре сопровождались всеми атрибутами «взрослой» актёрской жизни: гастролями, фестивалями и конкурсами. К своим 18-ти Сергей Тараскин стал лауреатом всесоюзного конкурса и получил диплом за лучшую мужскую роль – офицера Советской армии. Его работу оценивала сама Татьяна Доронина.
Повзрослевшего юношу отправили служить в Азербайджан, и он настолько вжился в новый образ, что даже перенял азербайджанский акцент у сослуживцев и стал плохо говорить по-русски. Сергей Владимирович вспоминает то время со смехом, полагая, что, может быть, именно этот факт сподвиг его заняться сценической речью. Уходя в армию из Советской России, вернулся он уже Российскую Федерацию и будто из-за границы. Наступили девяностые, которые принято называть «лихими». И Сергею Владимировичу пришлось забыть о творчестве, чтобы банально как-то выживать.
— Где-то около года я проработал грузчиком, как вдруг встречаю горячо любимого мной Евгения Николаевича. Он-то и сказал, что в ТЮЗе открылся курс у Юрия Владимировича Кочеткова. Иди, говорит, попробуй. Он тогда сказал нужные слова: «Грузчиком ты всегда можешь быть, а такие шансы выпадают редко». И я вспомнил, что когда-то был лауреатом, что есть в «багажнике» репертуар, открыл его, прочел какую-то басню и меня зачислили сразу на третий курс училища и параллельно приняли актёром в штат. Так и началась моя карьера на профессиональной сцене. Я стал артистом театра юного зрителя, играл несколько ролей, обучался у Валерия Яковлевича Александрушкина на курсе, который в своё время учился у великого Гончарова в московском ГИТИСе, и ещё в школе-студии МХАТ у Топаркова. Он был очень влюблённый в профессию человек, и соответственно всех нас «заражал» этой любовью. Самым главным было практическое обучение в театре. Если сейчас мы познаём театральную науку чаще и больше в теории, а камерно в наших стенах говорим и пробуем себя в этой профессии, то у Валерия Яковлевича мы трудились непосредственно в спектаклях.
Интересно складывалась его судьба, подбрасывая неожиданные повороты: Сергей Тараскин в начале девяностых пробует поступить в московский вуз. В разгаре вступительные экзамены, где он встречает того самого Андрея Александровича Гончарова, Народного артиста России. Но…
— У меня в Астрахани премьера, мне надо уезжать обратно, и я срываюсь, не дожидаясь результатов: берут или нет. Только оставляю на кафедре короткое письмо: «Если я вам нужен, позвоните по такому-то телефону», и пишу номер моего московского друга Сани, потому что здесь у меня ни телефона, ни каких-либо других контактов нет. Так я и остался в Астрахани, потому что нужно было играть. И другу так и не перезвонил. Если честно, боялся: вдруг на моё письмо они написали: «Нет, не нужен», или не ответили вообще ничего. А ведь после оказалось, что на самом деле они звонили. Саня меня отругал тогда по первое число…
Но учеба в ГИТИСе, по всей видимости, была ему предначертана. Уже став преподавателем в Астраханском училище культуры, спустя 10 лет после первой попытки покорить столицу Сергей Владимирович вновь поехал в Москву, чтобы сопровождать поступающих. Ему на глаза попалось объявление о наборе на заочное отделение. И по иронии судьбы он поступил в тот самый вуз, куда столько лет назад писал записку. И на этот раз он снова оказался нужен. Астраханского актёра зачислили на курс залуженного деятеля искусств РФ, профессора Михаила Скандарова.
А уже после артисту и педагогу предлагают создать на базе консерватории театральное отделение – первое в нашем городе учебное заведение, где можно получить высшее театральное образование. Отделение успешно работает по сей день.
АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВ
Режиссер Астраханского драмтеатра
Его режиссерским дебютом был спектакль «Тогда в Севилье, или Новая комедия о Дон Жуане» по пьесе советского драматурга Самуила Алёшина, который он поставил в 1995 году. Двумя годами ранее актер Алексей Матвеев как раз перешел в драмтеатр из театра кукол — выдержал творческий конкурс и был принят в труппу с вердиктом худрука Виталия Черменёва: «Ну что ж, штаны нам нужны».
— И вот в 1995 году я поступил в Щукинское училище на заочное отделение по специальности «Режиссёр театра», и одновременно мы выпустили эту комедию плаща и шпаги. В ней были заняты аж 13 актёров. Мы веселились, хулиганили – в общем, делали то, что нравится. И когда на премьере открыли занавес, наша «испанская» энергетика, кажется, просто снесла зал. (Смеётся.) Зрители приняли спектакль хорошо, а вот профессиональное сообщество отнеслось по-разному. И я их понимаю: там, конечно, ещё не было никакой осознанной режиссуры – было просто дикое желание… как бы это сказать… зажечь. И мы, что называется, зажгли. Более того, когда я показал видеозапись этого спектакля своему мастеру, Леониду Ефимовичу Хейфецу, он заявил: «Ну, маэстро, поздравляю! Хорошая работа». Это было сказано прямо в фойе училища, при большом скоплении народа, так что все в этот момент замерли и посмотрели на меня. Я отчётливо почувствовал, что сразу несколько человек очень сильно мне позавидовали. (Смеётся.) Хотя эти слова на самом деле ничего не значили, и я много раз потом сталкивался и с критикой.
МАКСИМ СИМАКОВ
Актер Астраханского драмтеатра
В 2005 году Максим Симаков окончил Астраханское училище культуры, а в 2011-м – РАТИ-ГИТИС (мастерская Е. Каменьковича и Д. Крымова).
— На первом курсе в ГИТИСе нам дали задание представить себя как цвет и сочинить об этом четверостишие. Помню, долго не мог выбрать и написал, что я бесцветный, то есть готов стать любым цветом. Наш педагог тогда жутко вознегодовал и сказал: «Если ты бесцветный, тебе нечего делать в ГИТИСе! Иди отсюда!» Я испугался, что меня сейчас отчислят, но выбрать всё равно не мог. В итоге написал, что я – вся радуга сразу. Я и актером стал, потому что у меня не получалось остановиться на какой-то одной профессии. Ведь артист может сегодня быть космонавтом, а завтра – моряком или солдатом.
АНДРЕЙ РАДОЧИНСКИЙ
Режиссер Театра юного зрителя
Андрей Радочинский начинал свой театральный путь с актерской профессии. Он окончил Екатеринбургский государственный театральный институт.
— Я – анисимовец, то есть учился у профессора Анисимова Вячеслава Ивановича. И этот период один из главных в моей жизни, во многом основополагающий. В профессии-то уж точно. Багаж знаний, который я приобрел в этой школе, со мной сегодня, он проверен временем. Это фундамент здания, на котором строятся новые этажи. И даже если выстраивая что-то, я иду не по школе, то прекрасно понимаю, какие законы нарушаю — и только это знание дает, как мне кажется, право их нарушать.
ЕКАТЕРИНА СИРОТИНА
Актриса Астраханского драмтеатра
Поначалу родители отговаривали ее быть актрисой — мол, несерьезно все это. Екатерина уже внутренне прощалась с театром — после школы девушка сдает экзамены для поступления в Саратовскую госакадемию права. И тут случается неожиданное: баллов оказывается недостаточно. Тогда она подает документы в АГУ и едет отдыхать на Домбай.
— Возвращаюсь домой в автобусе — мне звонит мама и говорит: «Катя, я подала твои документы в театральный. Утром у тебя вступительный экзамен». Я ошарашена: как так? Два года эта тема была для меня под запретом! Ночь провела без сна, перебирала в голове всё, что когда-то читала. Приехала в 5 утра, а в 9 уже экзамен в колледже культуры. Помылась, переоделась, прихожу – минут на 10, наверное, опоздала. Станислав Владимирович Таюшев ( в то время руководитель курса и художественный руководитель драмтеатра. – Прим.) говорит мне: «Девушка, вы понимаете, что в театре недопустимо опаздывать?» Я извинилась, сказала, что так сложились обстоятельства.
В общем, прошла все три тура и поступила. Училась на актёрском и параллельно заканчивала колледж при АГУ на юридическом. Потом поступила в Международный юридический институт на заочное отделение, тоже на юриста (нужны были прочные знания, в случае если с театром не сложится). Теперь у меня дома лежит собрание красных дипломов: о средне-специальном и высшем юридическом образовании и из колледжа культуры. Первые два пока не пригодились – и слава Богу (Улыбается.) Я рада, что близкие всё-таки поддержали меня в выборе профессии.
НИКОЛАЙ СМИРНОВ
Актер Астраханского драмтеатра
В 2013 году Николай Смирнов окончил Астраханский колледж культуры, а в 2020-м — РАТИ-ГИТИС (мастерская В. А. Долгорукова).
— Что греха таить, до поступления в ГИТИС я обленился. Но там меня быстро на место поставили. Было у нас, например, задание – показать этюд. Сюжет такой: вы провинились перед девушкой, испортили ей праздник и на следующий день приходите просить прощения. Простое, казалось бы, действие. Я про себя думаю: «Тьфу, да че там готовиться, я же артист!» Прихожу, слышу – партнерша моя на «кухне» чем-то гремит. Окликаю: «Полина! Полин, родная, ты как вообще?» – молчит. Прохожу, значит, и тут мне преподаватель кричит: «Так, стоп! Ты не действуешь, вон из аудитории!» Это вообще самое обидное, что может услышать актер, потому что слово «актер» значит «акт», «действие». А дело уже к экзамену идет, и если я сейчас не сдам этот этюд, то дальше не смогу учиться. Преподаватель зачитывает список допущенных к сессии и говорит: «Смирнов, завтра еще раз покажете мне эту сценку». Начинаю усложнять историю, растягиваю ее донельзя, продумываю до мелочей. На следующий день прибегаю на площадку, кричу с порога: «Поля!» Только начинаю снимать обувь – преподаватель меня тормозит: «Что ты делаешь? Зачем ты сюда пришел?» Я говорю: «Попросить прощения». Он говорит: «Попросить прощения и получить прощение – это абсолютно разные задачи. Нельзя сидеть сразу на двух стульях. Чего ты мне здесь вышел: “Поля-Поля, туда-сюда”. Реально попроси у человека прощения! А ты, – партнерше моей говорит, – если не почувствуешь, что он искренне затратился, уходи, и мы этюд не засчитываем».
И вот дальше я понял: предлагаемые обстоятельства не набираются, а отбираются. Потому что единственное предлагаемое обстоятельство, которое меня включило, – это когда у меня перед глазами встало плачущее лицо моей якобы девушки. Я прямо увидел, как она ревет от бессилия и обиды. На следующий день забегаю из коридора на площадку – а мне преподаватель снова: «Не верю, что ты летел к ней сломя голову!» Я тогда от ГИТИСа отбежал подальше, возвращаюсь – уже начинаю включаться: вот я смотрю в телефон – у меня там миллион пропущенных от нее, вот звоню ей – теперь у нее телефон выключен. Бегу, судорожно припоминаю, что я наделал. Прибегаю к нам домой, быстрее открываю, какая там одежда, какая обувь – в чем был, в том и ринулся скорее к ней. И откуда-то стали браться слова: я виноват, я тебя люблю, я не хочу, чтобы ты уходила, я всё исправлю, не уходи… И понимаю, что она меня не слышит! Отводит глаза, собирает вещи. У меня земля начинает уходить из-под ног. И в этот момент я начинаю действовать. У меня всё исчезло из головы, осталась только одна задача – попросить прощения так, чтобы она меня простила. Если сумничать сейчас, по Станиславскому это называется «подсознательное творчество природы». То есть мой организм так себя повел без моей команды, через сознательную психотехнику: у меня затряслись руки, губы, подкосились ноги – и в этот момент партнерша развернулась, наконец, и не дала мне встать на колени. У самой под глазами всё черное от слез, мы вцепились друг в друга, и тогда педагог сказал: «Вот сейчас, когда ты забыл всё, что заранее готовил, когда ты стал выполнять задачу, ты начал действовать на сцене».
Этюд мне все-таки зачли, но чего мне это стоило? Трех бессонных ночей, сломанной руки (я со злости после первой неудачи в бетонную стену вломил), кучи нервов… А сколько таких задач, действий в спектакле? И вот тогда я сказал себе: Коля, не тем ты занимаешься! Ты ленишься, ты не действуешь! И сразу такое дикое желание работать появилось! Так что профессия актера – это труд, реальный труд. Моральный, физический – всякий.
ЮРИЙ ДУБОНОСОВ
Актер Астраханского театра кукол
В детстве он совсем не видел себя актером, хотя был творческим ребенком. Но в сознательном возрасте Юрий Дубоносов мечтал стать танкистом — даже собирался поступать в военное училище. Особенно сильно на это желание повлиял фильм “Офицеры” режиссера Владимира Рогова. А потом так сложилось, что он попал в медицину. Закончил медицинское училище, после которого пошел в армию. Отдал 3,5 года военной медицине. И очень благодарен судьбе.
— Вот уже 30 лет длится крепкая дружба с моими однокурсниками. И только хорошие воспоминания со студенческой поры. Мы многое познавали, но также занимались музыкой, рисовали и активно играли в КВН. Творчества было много.
Ну а после армии стал задумываться, куда пойти дальше. И благодаря моей жене, которая тогда активно была увлечена театром, тоже стал присматриваться к искусству. Стал ходить вместе с ней на репетиции в студенческий театр Рыбвтуза (АГТУ). И однажды подошел к режиссеру — Алексею Матвееву (сегодня — режиссер Астраханского драмтеатра — прим.), с предложением: “А можно мне тоже попробовать?”. Он мое желание поддержал. Вот так все и началось…
ИВАН БЫКОВ
Актер Астраханского драмтеатра
Выпускник актёрского отделения Астраханской государственной консерватории (курс Сергея Тараскина), Иван, ещё будучи мальчишкой, начал заниматься в кукольном театре при центре детского творчества в родных Харабалях. Потом были уроки вокала и народный театр, принесший первую роль – Тиберия Горобца в спектакле по повести Гоголя «Вий». Правда, народный театр оказал ему медвежью услугу: поскольку, по словам самого Ивана, актёрских навыков там особо не требовалось – нужно было лишь говорить как можно громче, впоследствии ему было непросто научиться произносить слова на сцене как в жизни.
На вопрос, кем бы он стал, если бы не сложилось с актёрством, Иван признаётся, что в детстве, как ни банально, мечтал быть космонавтом. Повзрослев, он некоторое время всерьёз задумывался о профессии юриста, особенно когда многие одноклассники выбрали для себя эту дорогу.
— Узнав об этом, мама перестала со мной разговаривать. Она знала, что душа у меня лежит именно к театру, и не хотела, чтобы я через себя переступал.
В результате будущий актёр подал документы только в консерваторию, не продумывая, как это часто бывает, запасные варианты.
ГЕОРГИЙ БУТУСОВ
Актер Астраханского театра кукол
Интересно, что по первому образованию Георгий Бутусов – учитель истории. Он окончил Астраханский педагогический институт, и параллельно – актёрское отделение при институте, на факультете дополнительного образования. И спустя еще несколько лет стал выпускником Астраханской консерватории по специальности «Актёрское искусство».
Будущий кукольник работал в школе, играл на сцене Дома культуры работников просвещения, а позже – в театральной студии под руководством артиста драматического театра Алексея Матвеева. И наконец, стал актером Астраханского театра кукол, которому верен уже 30 лет.
ДЕНИС КОРАБЛЕВ
Актер Астраханского театра кукол
Актерским ремеслом Денис Кораблев занимался с детства.
— Еще когда наша семья жила в Краснодаре, мама отдала меня в детскую театральную студию при школе. Часто меня маленького просили прочитать стихи перед гостями. А когда мне исполнилось 9 лет, мы переехали в Астрахань. Мама была очень хорошо знакома с Евгением Николаевичем Докучаевым, к которому я и пошел в студию («МЫ» — прим.) по ее совету. И стал у него заниматься до самого поступления в колледж культуры. Поэтому мое решение стать актёром было осознанным. Хотя изначально мечтал поступать на режиссуру. Но в итоге сцена перевесила. Только пошел в 10 класс, а мама училась в это время в АГТУ на магистра — повышала квалификацию, и именно она здесь снова стала для меня маяком. С ней на потоке училась девушка, которая работала в драмтеатре, у них как раз набирался поток. Мама предложила мне попробовать подать документы на драматическое отделение. Так я поступил в колледж культуры. На втором курсе в театр кукол потребовался срочный ввод, и преподаватель Екатерина Михайловна Спирина порекомендовала меня. Спектакль назывался «Щелкунчик». И затем я остался здесь работать.
КОНСТАНТИН ХАХЛЕВ
Актер Театра юного зрителя
— После окончания школы поехал поступать в Москву, но опоздал — приемные экзамены закончились. Я не растерялся и устроился в молодежный театр при “ЗИЛе”. С ними ездил на гастроли, проработал так год. А потом ушел служить в армию, после чего вернулся в Астрахань — надоела “кочевая жизнь”. И мне предложили работу в Театре юного зрителя. Помню, как впервые пришел к Юрию Владимирович Кочеткову. Он послушал меня и принял к себе на 3 курс в колледж культуры на актерское отделение. Параллельно работал в ТЮЗе.