Не все они мари-о-нетки! Тайны кукольного дома на Фиолетова

Расскажем про разновидности кукол
Самые необычные актеры этого города «работают» в театре кукол. Тканевые, поролоновые, миниатюрные и почти гигантские — сегодня мы расскажем вам про самых интересных представителей кукольного цеха. И, конечно, покажем их во всей красе.
Такие актеры, безусловно, отличаются друг от друга — каждая кукла уникальна. В чем заключаются эти принципиальные отличия? — узнаем в Астраханском театре кукол.
Марионетки
Начнем с традиционных и актуальных по сей день марионеток. История появления марионеточного театра в нашей стране началась еще в 18 веке. Долгое время играли такие спектакли только иностранные артисты, которые странствовали по свету с гастролями.
Спустя почти сто лет русские кукольники так же стали выступать на ярмарках и народных гуляниях со своими спектаклями. Главными действующими лицами являлись марионетки.
И по сей день на сцене происходит настоящее волшебство: куклы-марионетки буквально оживают на наших глазах — крутят головой, моргают глазами, ходят, поднимают руки… Чем приводят новые поколения зрителей все в тот же в восторг.
Особенность марионетки заключается в том, что управляется она не снизу, а сверху. Кукловод держит вагу. Это приспособление, к которому прикреплены верхние концы нитей, отходящие от куклы — они и отвечают за движения.
На современной астраханской сцене марионетки, к примеру, появляются в красивых восточных костюмах и представляют историю «Волшебная лампа Аладдина». О куклах из этого спектакля рассказала нам в интервью актриса театра кукол Мария Севастьянова.
Удивительный момент – для каждого нового спектакля изготавливают новых кукольных «персонажей». Другими словами, одна и та же кукла никогда не будет играть в нескольких постановках. В этом тоже заключается ее уникальность.
Но в театре кукол нашли способ продлить жизнь своим героям. Здесь работает особый музей — в нем зрители увидят кукол, которые больше не появляются на сцене.
В музее кукол можно проследить историю театра и обнаружить, как все его персонажи отличаются друг от друга.
Над созданием куклы работает далеко не один мастер: это художник, швея, художник-бутафор, художник-конструктор…
Штоковые марионетки
У каждого вида есть подвиды — так же и с куклами. Оказывается, марионетки бывают еще и штоковыми. Как раз такие куклы играют в постановках «Дождь и Белая», «Ёжик в тумане» и «Цветное молоко».
Это все та же кукла, которая приводится актером-кукловодом в движение уже с помощью ваги, штоков (палочек) и нитей.
Планшетные куклы
Всемирно известную историю под названием «Алиса в Стране чудес» можно увидеть не только в кино или книге. В Астрахани идет одноименный спектакль, где знаменитые роли исполняют планшетные куклы.
У зрителей создается впечатление, будто они и ходят-то самостоятельно — по специальному настилу сцены, который как раз называется планшетом.
Планшетные куклы радуют нас еще и в веселом спектакле «Заяц, лиса и петух». А также в музыкальном спектакле «Каштанчик», представленном в духе своеобразной кукольной мелодрамы.
Еще один, всеми любимый спектакль — «Папамучительная-папамУчительная сказка» — использует планшетную куклу. Актер управляет ею с помощью небольшого курочка на голове и петельки на спине. На фотографии можно внимательно рассмотреть этот механизм.
Отчего такая кукла зовется планшетной? Все дело в том, что в момент своей игры она находится на какой-то поверхности. И при этом актер оказывается в гуще событий, он тоже в костюме своего персонажа и его работу с куклой видят все зрители.
Планшетные куклы бывают разные — большие и маленькие. У одних глазки закрываются, у других они неподвижны. В спектакле «Том Сойер» тоже играют планшетные куклы, и они немного отличаются от кукол из предыдущего спектакля. Вообще, нет понятия «универсальная планшетная кукла» — всякий раз в новой постановке они имеют свои особенности, в зависимости от сюжета и от задачи, которую ставит режиссер. Но принцип один и тот же — управляется она «в открытую» и ставится на декорацию. Кстати, метод игры, при котором сам актер находится на сцене, называется в мире театра кукол «живым планом» или «открытым приемом».
«Сказка о Крошечке-Хаврошечке» — еще одна премьера этого года, которая удивляла зрителей многоплановыми куклами. Мы увидели и марионетку на ваге (на нитках), и планшетных кукол. К примеру, главная героиня – «планшетка», но при этом она появляется и в образе марионетки, то есть в спектакле несколько кукол-Хаврошечек.
Перчаточная кукла (Петрушечная)
В морозную пору такую одежку на руку не наденешь. Ее главная миссия — изображать на сцене интересное действо и веселить детвору. Нашу подборку продолжим настоящей театральной перчаточной куклой. Именно она, наравне с тростевыми, исполняет свои волшебные роли в сказке с превращениями «Царевна-лягушка». Василиса и баба Яга поворачивают головы и двигаются, благодаря движениям пальцев и кисти рук актера.
Перчаточная кукла иначе называется петрушечной, согласно устройству знаменитой куклы-Петрушки.
В стародавние времена актеры, выступавшие с куклами-Петрушками, так и назывались – петрушечниками. Устройство этой куклы таково: указательный палец актёра вставляется в голову куклы, а большой и средний — в рукава её костюма.
Кстати, подобные куклы могут появиться и в домашнем театре — достаточно проявить фантазию.
Тростевая кукла
Тростевая кукла — это одна из разновидностей верховых кукол. Она получила свое название от тростей, с помощью которых актер управляет движениями куклы. В качестве примера можно привести всеми любимую сказку «Гуси-лебеди».
Георгий Бутусов, актер Астраханского театра кукол рассказывает:
Кукла — это инструмент, который осваиваешь только начав с ним работать. Сложно только пока не привыкнешь. Вот пример — спектакль «Гуси-лебеди», где играют тростевые куклы. У меня небольшая роль папеньки, который уезжает на ярмарку, с мамой оставляет детей. Моя кукла тростевая. Мне было трудно найти походку — долговязая фигура. Надо приноравливаться, чтобы она не заваливалась в сторону, постоянно контролировать, чтобы ручки были всегда в естественном положении.
Кукловод одной рукой держит куклу за гапит (механизм, который приводит куклы в движение, он может состоять из шарика, шайбы, рычагов, пружинок), а другой управляет тростями. Для осуществления сложного движения помогает второй актёр (бывает, и три актёра).
Наиболее ярким примером тростевых кукол служит спектакль «Тайны белого лотоса», который был поставлен по былинам, сказаниям и легендам Астраханского края. Здесь задействованы артисты живого плана, куклы разных систем, представлена современная хореография.
На сцене появляются особые, астраханские, персонажи: Огненное солнце, Вольный ветер, Могучая Волга. А главный герой отправляется на поиски Белого лотоса.
Теневые куклы
Ну а в спектакле «Красная шапочка» задействованы не только планшетные, но и теневые куклы — пожалуй, они самые загадочные из всех известных, ведь оживают с помощью тени и света. Ну а главное здесь – силуэт.
Кстати, говоря о темноте, в спектакле «Алиса в стране чудес» используется интересный прием, называется он «черный кабинет». Теневые куклы появляются в так называемом черном кабинете. Световой коридор идет от кулисы до кулисы, а в нем зритель видит предмет. Сам актер в это время находится немного в стороне от луча света и одет в черный костюм, что позволяет ему оставаться невидимым для зрителя.
В полный рост!
Эти куклы, конечно же, выделяются своим ростом — внутри должен поместиться актер и выполнять все движения. Сделаны ростовые куклы из поролона и ткани. Актер перевоплощается с помощью такой куклы в сказочного персонажа и моментально становится героем фотографий с детьми и взрослыми на городских мероприятиях.
Кроме того, ростовые куклы появляются во время сказки «Ряба-Репа-Колобок».
Это один из самых любимых астраханской ребятней кукольных спектаклей. Современная интерпретация старой сказки рассказана при помощи обычных домашних вещей, из которых можно сделать всех сказочных персонажей.
Тантамареска
А в спектакле «Оркестр» задействованы куклы с необычным названием «тантамарески», у которых голова актера и кукольное тело. Уютный театральный дворик превращается в летнее кафе курортного городка послевоенной Франции, где на эстраде развлекает публику маленький заштатный оркестрик. Это и есть музыкальная трагикомедия «Оркестр».
При этом зрители видят все эмоции актера и его руки — вот такой интересный симбиоз.
Поролоновые фигуры
На сцене мы, затаив дыхание. можем увидеть не только прекрасных кукол в образах наших любимых персонажей, но и само рождение некой фигуры. В запасе у театра кукол есть удивительный номер с длинными поролоновыми прямоугольниками. Прямо на глазах у изумленных зрителей они сворачиваются и соединяются в знакомые нам предметы. Этот метод называется просто — «работа с предметом», как еще одно направление театра.
И мы получаем возможность увидеть прекрасное не только через сюжет, декорации, кукол… Это прекрасное — восход солнца, рождение цветка — появляется с помощью незатейливого поролона. Театр кукол в такие моменты становится чем-то более волшебным, заставляя зрителей задаваться вопросом: какой волшебство ждет нас в следующий раз?
В продолжение темы: