Шамиль Такташев – «Художник без рам»
![](https://astrakult.ru/wp-content/uploads/2024/05/DSCF0231-scaled-e1715686629193-660x400.jpg)
Черные яблоки, черные кисти рук: по следам завораживающей выставки
В Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина продолжает работу выставка, которая уже привлекла внимание большого количества поклонников живописи. Сюжеты и уникальный стиль астраханского художника Шамиля Такташева отозвались в сердцах посетителей. Расскажем самое интересное с нашей экскурсии по экспозиции.
К слову, выставка занимает пять экспозиционных залов второго этажа главного здания галереи. На ней представлены произведения живописи разных лет не только из фондов галереи, но и из собрания семьи художника, а также астраханцев Александра Косыхина, Михаила Катруцы, Нины Кархалевой, Ольги Марковой.
Выставка посвящена 75-летию со дня рождения одного из самых известных астраханских художников — Шамиля Такташева (1949-2011). Она получила красноречивое название — «Художник без рам». С одной стороны, это отсылка к тому, как не без иронии о себе отзывался сам художник. С другой стороны, отсылка к масштабу его творчества, которую очень сложно уложить в какие-то стилистические рамки. Почти 40 лет жизни Шамиль Абдул-Хамитович трудился как художник и педагог и оставил замечательное творческое наследие, часть которого представлена на выставке.
Великолепную экскурсию для нас провел куратор выставки – заведующий научно-просветительским отделом галереи Максим Такташев. Он объяснил, что экспозиция выставки устроена таким образом, что у каждого зала есть своя тема. Например, в первом зале представлены ранние картины художника, созданные в 1970-1980-ые в технике живописи темперой по левкасу.
Как сформировался художник
Шамиль Такташев родился в Астрахани, но художественное образование получил в Москве, где под влиянием одного из своих педагогов в «суриковском» институте, Дмитрия Жилинского, увлекся техникой живописи темперой по левкасу.
— Эта работа тесно связана с профессиональным становлением художника: это эскиз его дипломной работы «Моя бабушка и я» (1973). По признанию самого Такташева впоследствии, работа над дипломом шла сложно. Один из его педагогов, Алексей Грицай, посоветовал молодому художнику обратиться к личному опыту, к своим переживаниям. На эскизе видно, как контрастируют две фигуры – фигура молодого человека и женщины подле него. Шамиль Абдул-Хамитович изобразил себя рядом со своей бабушкой Сабирой Патеевой, которая ушла из жизни незадолго до работы над дипломом. После окончания столичной учёбы Такташев вернулся в родную Астрахань и почти 40 лет работал как художник и педагог.
Работы в первом зале необычно воспроизводят мир вокруг художника и вдохновлены повседневностью, отсылая к разным темам. Например, совсем ранняя работа «В мастерской» (1976) была создана после его возвращения из Москвы и срочной службы в рядах Советской армии.
— Она изображает интерьер мастерской художника, которая находилась в несохранившемся здании по ул. Джона Рида: мы видим мольберт с холстом, армейские этюды на полочке, женская фигура вписана в интерьер, а за окном — астраханский пейзаж, но не совсем реальный, а сочиненный художником. Необычно выглядят огни фонарей на мосту, будто ромашки зацвели позади женщины в вечернем городе.
Еще один вечерний сюжет – «Одинокие фигуры в пейзаже» (1983), где Такташев замечательно распоряжается пространством и светом.
— То, что изображено на переднем плане, художник видел из окон своей квартиры. Но пейзаж среднего плана им сочинен, и одинокие мужская и женская фигуры расходятся в разные стороны. На дальнем плане вполне узнаваемый астраханский железнодорожный мост. Очень красиво написано освещённое последними лучами закатное небо, и кое-где лучи словно выглядывают из-за облаков и проникают в пейзаж – в мир, который пишет художник.
В картинах на этой выставке есть образы, которые встречаются не один раз. Например, изображения кистей рук, кошек и яблок.
Во многих работах Шамиль-Абдул Хамитович экспериментировал с фактурой основы, как в картине «Вечер» (1985): справа внизу и в верхнем левом углу видны сознательно не закрашенные участки, а также чёткой формы квадратное отверстие, сознательно оставленное автором. Возможно, таким приёмом художник стремился выйти за пределы пространства картины.
— Работая темперой по левкасу, Такташев ощущал тягу к технике масляной живописи, которая была ему знакома со времени столичной учёбы, но перейти к ней он долго не решался. В конце 1980-ых он совершил важный шаг в собственном искусстве, найдя в себе силы отказаться от темперы и перейти к масляной живописи, которой он в основном работал в 1990-2000-ые.
— Второй зал отсылает к жанру портрета, к которому Шамиль Такташев обращался на протяжении всего творческого пути. Самая ранняя работа на выставке – «Портрет брата» (1960-ые), созданный в те годы, когда художник был еще юношей и обучался в Московской средней художественной школе. На картине изображен его родной брат Рафаэль.
Кстати, в витрине представлены «фотопортреты» Шамиля Такташева в разные годы, и на одном из них художник запечатлён за работой над портретом Рафаэля.
Как известно, художники часто изображают на портретах своих родных и близких.
— Картина «Сын» (1990-ые) представляет первого сына художника — Эльдара Кархалева. Он пошел по стопам отца, получив художественное образование, но занимается не станковой живописью, а искусством кино. Юноша на портрете задумчиво рассматривает фигурку, которую держат длинные тонкие пальцы. Такими пальцами наделены многие герои картин художника. Этой деталью Такташев мог вдохновиться из искусства иконописи.
Черные яблоки
В основном картины на выставке созданы в 1990-ые. Этот творческий период, когда Такташев, по его словам, «научился снова видеть мир», он называл самым дорогим для себя. Особо значимым для него в те годы стал жанр натюрморта.
— В натюрмортах раскрылись формальные и философские искания художника. Во сюжеты многих картин включены авторские образы – черные фрукты, главным образом, черные яблоки. Например, в картине «В себе» (1997), которую Такташев сам подарил музею. На ней изображены четыре яблока, одно из которых выглядит так, как мы привыкли видеть или представлять. Два других фрукта не дописаны, один украшен авторским прорезом — продолжая эксперименты с фактурой, автор решил сделать такой выход за пределы изображённого. Четвертое яблоко прописано, но оно черное.
— Возможно, через изображения черных фруктов Такташев размышлял о том, как по-разному можно видеть мир и представлять его. Про некоторые работы сам автор говорил: «В них я хотел показать несоответствие внешних и внутренних реалий».
Картины Шамиля Такташева обладают особым духом – сюжеты завораживают, заставляют погрузиться в размышления.
— В «Инсценировке» (1990) живописец буквально кладет на поверхность стола черные кисти рук – еще один авторский образ. Во многих работах художник словно любуется кистями рук, красотой их пластики.
На выставке можно увидеть немало картин, где целые участки холста – авторские пропуски. Так художник распоряжался живописным пространством, считая, что холсту вовсе не обязательно быть целиком покрытым краской.
В «Натюрморте с кошкой» (1990) изображен забавный момент – кошка потянулась к столу с сидящим на нем голубем и замерла, глядя на прямо на зрителя. Но кажется, что кошка, будто модель, позирует Такташеву.
Образ личины
— Говоря о тех «сквозных» образах, которые переходят из картину в картину, то один из них — образ личины, иначе говоря, маски. Маску держит в руках героиня портрета «Без названия» (1985). В другом зале есть триптих, названный словом «Личина» (1994-1995). Три оригинальных по сюжету произведения сшиты самим художником и помещены в раму.
Работы в следующем зале отсылают к теме некоего сценического действия. Яркий пример — три картины «Звериный театр», «Ассоциативный театр» и «Дрессировщица».
— В своей живописи Такташев неоднократно обращался к искусству театра и на вопрос, чем театр ему интересен, отвечал, что это место, где будто соединяются две реальности. Одна возникает на сцене, где актеры примеряют различные маски-личины, а другая возникает в зале, в лицах и переживаниях людей, которые на сцену смотрят. В работе «Звериный театр» (1990-ые) зритель видит не самих животных, а скорее их тени. Изображенный в левом нижнем углу мальчик смотрит на происходящее удивленно и любопытно. Причудливые персонажи картины «Ассоциативный театр» (1999) возникают в воображении юного героя и разыгрывают перед зрителями работы своё представление. «Дрессировщица» (1995) отсылает к искусству цирка. Изображая красным цветом арену цирка, Такташев на передний план выдвигает фигуру дрессировщицы, рядом с которой написаны животные, которых не встретишь ни в одном биологическом справочнике. Так художник мог отсылать к идее о том, что цирк – особенное место, где существует своя фантастическая реальность.
На выставке представлены не только произведения живописи. Например, в стеклянной витрине у «Дрессировщицы» демонстрируются макет каталога выставки Такташева в Астраханском театре кукол, газетная статья о его творчестве, книга отзывов на одну из выставок 1990-ых, а также один из многочисленных блокнотов художника, на страницах которых он много рисовал. На страницах таких блокнотов зачастую рождались сюжеты и образы будущих картин. На раскрытой странице блокнота видны силуэты тех самых необычных животных, что и в «Дрессировщице». Словно обращаясь сквозь годы к посетителю выставки, автор размышляет: «Как только сознание начинает узнавать форму, составляющую одно несуществующее животное, то каким бы оно ни было химерным, оно становится понятным».
Ангелы
Образ, который встречается на выставке сразу на нескольких работах — это образ ангела.
— Ангелы Такташева в основном изображались на картинах вне какого-то религиозного контекста, и наделялись собственной индивидуальностью, например, ярко-красными крыльями, а также будто человеческими переживаниями, как в работе «Плачущий ангел» (2004), которую сам автор подарил галерее.
Большая картина «Ангел» (2000-ые) в прошлом году была подарена галерее родственниками художника. Несмотря на редкий для автора формат, картина никак не была им подписана. То название, что видят посетители выставки на этикетке, дано сотрудниками музея.
А рядом еще два образа ангелов: летящий (мы видим часть его крыльев и изящные тонкие пальцы) и изображенный на листке бумаги в ящике стола, который будто для зрителя приоткрывают чьи-то руки.
— Художник Шамиль Такташев создал самобытный мир сюжетов, образов и приемов. Посвященная памяти художника выставка стремится приоткрыть его для зрителей. Выставочный проект стал результатом большой работы целой команды единомышленников, в первую очередь, коллектива Астраханской картинной галереи. Эти совместные усилия подарили нашему городу событие – выставку «Художник без рам», которая по-своему вписала себя в историю.
Конечно же, мы обратили внимание на схожесть фамилии нашего гида с фамилией художника, о работах и жизни которого с такой теплотой и столь подробно нам рассказал Максим Такташев.
Совпадение или родственная связь?
— Я его сын. Для меня эта выставка имеет особую значимость – как сохранение памяти не только о художнике, но и отце.
Невозможно передать словами, какие сильные эмоции мы получили от этой встречи. Но точно можем обещать вам эти впечатления на выставке, которую еще можно успеть посетить до 19 мая. К слову, в день Всероссийской акции «Ночь музеев» 18 мая сам Максим проведёт для всех желающих кураторские экскурсии.