Три личности Даниила, или «Ха-Ха и Ха»
Впечатления по Хармсу
Вы когда-нибудь думали, почему люди становятся поэтами? А почему в детских стихах можно найти не только сказку, но и политику? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно взглянуть на жизнь Даниила Хармса. И сделать это можно в прямом смысле слова — например, в Астраханском ТЮЗе.
Спектакль является самостоятельной авторской работой молодых актрис: Лии Альмяшевой, Анны Казаковой и Алеси Гончаовой-Еремицкой, который они показали впервые еще летом 2018 года в «Учебном театре» родной Консерватории. Напомним, актрисы окончили актерское отделение этого учебного заведения. Постановка является очень оригинальной и во многом неформатной — не удивительно, что в ТЮЗе она как раз и стартовала на площадке «Неформат».
Мы так мало знаем о людях, с которыми знакомы с юных лет.
«Из дома вышел человек…»
«Вся комната в дыму…»
«Ведите меня с завязанными глазами…»
А ведь за этими стихами скрываются совсем не детские чувства. Но обо всем по порядку.
Летопись жизни одного из самых загадочных и узнаваемых авторов начала XX века Даниила Хармса началась нестандартно. Хотя рождение людей — вполне обычное и обыденное событие. Но этому человеку необходимо было появиться на свет зимой. И это не в шутку, а всерьез! Так даже зарегистрировано в документах. Однако он захотел увидеть мир на четыре месяца раньше. Но этого стремления никто не оценил (ни отец, ни врачи)… Его попытались «впихнуть» обратно… под сердце матери. В результате метания между реальностью и миром фантазии стали сопровождать поэта по жизни, разделив его – Даниила Хармса – на несколько частей…
В его судьбе было всё. И переезды. И любовь. И ссылка. И ПОЭЗИЯ. Все перипетии судьбы показаны в спектакле по-разному. Да и ко всему, что с поэтом происходило, Хармс относился неравнодушно… Поэтому его расколовшаяся на части сущность с помощью невидимых весов пыталась прийти к равновесию. Взвешивала всё, что происходило с ним, в нём, в мире.
Эти разные личности одного человека, подчеркивающие конфликт поэта с миром, и символизируют собой три актрисы на сцене.
Чёткость и реализм – Лия.
Наивность и пылкость – Анна.
Ирония и скептицизм или сомнение и метания (в зависимости от ситуации) – Алеся.
Твердым и однозначным было в жизни Хармса лишь одно – желание творить. ПОЭЗИЯ – это то, что помогало уравновесить его Я, собрать воедино и примирить все стороны характера. ПОЭЗИЯ была его самым длинным романом, его любимой и любящей женщиной (коих было еще две). И как следствие, такие разные, такие неравнодушные, такие социальные стихи. И такое неформатное оформление театральной вариации летописи жизни Хармса.
Вообще в этой авторской работе много интересных режиссерских находок, подчеркивающих разнохарактерность поэта. Пантомима, юмор, стихи, странные танцы, динамика. Из сценографии — чёрные кулисы, три чёрных стола, белая форточка с четырьмя делениями. Костюмы тоже чёрно-белые. Из ярких акцентов — оранжевый галстук и сиреневый цветок, а еще большая серая капля на лице… Слеза… Нарисованные жизнью и невидимые окружающим слезы Хармса и были, наверное, главной основой этой немного неформатной, немного грустной и такой запоминающейся театральной летописи о судьбе одного из узнаваемых авторов начала XX века.