Валентина Чернякова: никогда не пойду против творчества
Директор филармонии – о музыке и не только
Глядя на нее, невольно чувствуешь хорошее настроение и оптимизм. Ее энергия заряжает, а ее пример показывает, что в мире нет ничего невозможного – нужно только правильно ставить цели и не бояться трудностей. Несмотря на следование реалиям дня, она всегда ставит в основу своей работы высокое творчество и высокую миссию искусства – а потому под ее руководством Астраханская филармония остается верна своим музыкальным традициям. Как совмещать в себе режиссерские, маркетинговые и организаторские качества, не переставая быть благодарным зрителем, расскажет директор учреждения Валентина Чернякова – в интервью astrakult.ru
Творчество с детства
– Валентина Владимировна, Вы родились в Белгородской области. А как судьба привела Вас в Астрахань?
– Моя мама родом из Белгородской области – города Шебекино, а папа – астраханец. Они встретились, когда были молодые, на «нейтральной» территории, в Крыму. А когда поженились, папа переехал в Белгородскую область, работал там. Со временем, когда Астрахань стала набирать обороты в плане развития инфраструктуры (в 80-х годах здесь открывался Газпром), родители приняли решение переехать сюда, чтобы у двух дочерей (у меня и старшей сестры) была возможность получить высшее образование, найти достойную работу.
– Кем хотели стать в детстве? И как менялись ваши ориентиры, приведшие в итоге к режиссерскому курсу?
– С самого детства я мечтала быть актрисой. Может быть, это банально… Занималась танцами, уговаривала родителей отдать меня в музыкальную школу – хотела играть на пианино. Вообще я всегда ощущала в себе творческую личность, мне нравилось выходить на сцену, участвовать в школьных конкурсах, капустниках. Я даже попробовала себя на телевидении (с 1996 -1997 г.) в качестве ведущей одной из рубрик программы «Утренний канал» компании «Экс-видео». После окончания школы хотела поехать в Москву, поступать на актерское отделение, но моей семье это было не по карману. Я осталась в Астрахани и поступила в колледж культуры, на режиссерское отделение. На актерское не попала – набор проводился раз в 4 года.
– Какие главные навыки вы приобрели, получая профессию, и как применяете их в жизни?
– Когда училась, понимала, что это мое. Во-первых, мне повезло – я попала на курс к Заслуженному работнику культуры РФ, талантливому режиссеру Юрию Геннадьевичу Гурьеву. Именно он дал мне билет в жизнь, взяв в свою команду, которая занималась организацией праздников при управлении культуры Администрации города. Во-вторых, высокопрофессиональные педагоги колледжа навсегда привили любовь к искусству и не помогли раскрыть, хоть и небольшой, но талант ведущей. Со временем я стала понимать, что мне по душе работа, связанная с организацией праздника, а не с его творческой постановкой, поэтому и окончила Волгоградский институт культуры, став дипломированным менеджером.
– И не чувствуете нереализованных планов по первой специальности?
– Нет, все-таки я нашла себя. Ощущаю себя комфортно в этой роли. Я этим живу. Чувствую коллектив, иногда чувствую ситуацию наперёд. Здесь я и режиссер, и артист, и постановщик (смеется).
__________________________
Культура и бизнес
– В сфере культуры вы уже давно – причем, являете яркий пример успешного карьерного роста. А помните свой первый рабочий день в должности директора? С какими мыслями и чувствами шли сюда?
– Да, я помню, когда 21 января 2010 года меня представляли коллективу. Министерство доверило мне учреждение со своим особым характером, с высокопрофессиональными, талантливыми и мною очень уважаемыми людьми, которыми я восхищаюсь. Первые ощущения: теперь я руководитель у тех людей, с которыми недавно стояла за кулисами в ожидании выхода на сцену. Сердце схватывало от серьезной ответственности. Помню, коллективу я сказала, что буду, во-первых, основывать работу согласно законодательству РФ, а во-вторых, стараться уходить от эмоционального восприятия ситуации. Сами понимаете, в творческом мире это не редкость. То волнение до сих во мне присутствует, когда каждый день я иду на работу. И по сей день стараюсь создать для всех артистов филармонии условия для творчества. Да и к тому же у меня есть хороший напарник – это народная артистка России, профессор, художественный руководитель филармонии Наталья Тарасова.
– Перед тем, как вы стали директором, вы уходили в бизнес-среду – можете поделиться главными причинами такого шага и приобретенным опытом?
– Работая в управлении культуры, а тогда его возглавляла Валентина Григорьевна Ляхова, которая по сей день является для меня одним из примеров руководителя, я набралась огромного опыта, пройдя путь от методиста до заместителя директора городской филармонии. Тем не менее мои амбиции взяли верх. Мне поступило предложение стать генеральным директором целого общества в ресторанно-гостиничном бизнесе, и я согласилась. Но будучи на новой должности, я все равно продолжала работу в качестве ведущей многих мероприятий, за что очень благодарна команде управления культуры, которую тогда возглавлял Виктор Сергеевич Солярик.
– Главное, что тогда со мной произошло, я осознала – я на передовой, за мной целый коллектив. Согласитесь, быть заместителем куда проще. Вроде все знаешь, но при этом более спокоен – ведь есть директор, который за все отвечает. Теперь я сама стала директором. Я научилась относиться к некоторым ситуациям философски, особенно к различным интригам и сплетням, стала понимать, что некоторые ситуации, к сожалению, не всегда могут поменяться по твоему желанию и т.д. Зато были сделаны некоторые выводы: я научилась отпускать ситуацию, ценить людей, перестала быть упертой и поняла, что такое настоящая ответственность за других.
– Были ли сложности, с которыми пришлось столкнуться на новом месте?
— Были, конечно. Многие говорили: «Этот человек из ресторана будет руководить нами?», хотя знали, какое у меня образование. И даже те, кто недавно стоял со мной бок о бок за кулисами, почему-то делали вид, что видят меня впервые. Но я не обижаюсь на этих людей, в первую очередь потому, что уважаю их как творческих личностей, наделенных Божьим даром. Да и нельзя быть любимой всеми. Время идет, и вот уже седьмой год я возглавляю филармонию, и коллектив понял, что я никогда не пойду против творчества, против музыкальных ценностей, которые мы доносим до других. Теперь, мне кажется, мы стали одной большой семьей, где бывают и ссоры, и перемирия. И, как в любой семье, порой надоедаем друг другу, скучаем друг по другу, и всегда поддерживаем друг друга.
– Какая она сегодня: ваша аудитория?
– Она разная. И мы для всех находим интересное предложение. На мероприятия в арт-кафе филармонии приходят люди старшего поколения — для них звучат народные песни, романсы, играют мелодии вальса. В фойе второго этажа – настоящие ценители музыки – публика от 25 до 60 лет. Музыкальная гостиная – это живая акустика, здесь нет микрофонов. Зритель в колонном зале слушает, как звучит скрипка, виолончель, дудук. Когда собирается такая публика, воцаряется абсолютная тишина. Артисты очень любят петь в такой атмосфере, когда все как будто замирают. Концертный зал, конечно, не всегда собирает аншлаги, но сюда приходят разная публика: от 20 лет и старше.
– В сегодняшнем обилии стилей, жанров и учреждений какую роль вы отводите филармонии?
– На филармонии лежит очень большая ответственность за формирование культурных ценностей, просветительская функция в формировании высоких музыкальных вкусов у людей. Нужно чувствовать грань. Основная цель маркетинга – услышать потребителя и сделать все, чтобы он был доволен. Так вот в культуре этого делать нельзя. Если мы начнем только слушать, ничего хорошего из этого не выйдет. Человек изначально, по природе своей ленив, согласитесь. Любит все, что попроще, понятнее, где не надо включать мозги, душу, сердце. Конечно, не все такие, но большинство.
Еще одна функция филармонии – интерактивность. Мы пытаемся заинтересовать людей нашей программой, чтобы вовлечь их в творчество.
— Если речь зашла о маркетинге, поделитесь вашим мнением: каким должно быть соотношение маркетингового и творческого в консервативном учреждении, чтобы оставаться всегда востребованными?
– В современных экономических условиях любая организация должна зарабатывать. Но наш продукт, он несколько специфичный. Реалии таковы — люди, получив зарплату, первом делом не идут в филармонию за билетом на концерт классической музыки. Пока еще в обществе преобладают другие приоритеты относительно своего досуга. Но в нашем регионе благодаря губернатору многое делается для того, чтобы культурный уровень населения рос.
Я понимала, что деньги к нам рекой не поплывут, и выход остается один – поиск благотворителей и спонсоров. Первым делом я обратилась к своему давнему приятелю А.А. Ходаеву (заместитель генерального директора компании «ЛУКОЙЛ-нижневолжскнефть» по связям с общественностью ) со словами : «Александр Анатольевич, очень нужно, чтобы Лукойл помогал филармонии». Он, конечно, посмеялся, но работать начали. Вскоре появился проект «Всей семьей в филармонию» – компания заранее выкупала билеты на некоторые концерты и приглашала в зал всех желающих. Эти программы начали пользоваться популярностью, и мы стали делать по два концерта в месяц.
Затем было знакомство с московскими сотрудниками, курирующими работу в Астрахани. Завязались контакты. Помню, как сидя в этом кабинете, я вдохновленно рассказывала, как мы здесь в филармонии будем жить. А они, наверное, думали, надолго ли хватит этого запала. Тем не менее, оценили и поддержали идею о том, что мы должны культурно воспитать новые поколения, способствовать тому, чтобы люди в духовном плане становились на ступеньку выше. Поэтому компания всячески помогает: проведен ремонт сцены, крыши, фойе второго этажа. Сейчас уже произведена замена звука в концертном зале и идет подготовка к установке светодиодного экрана на фасад здания.
__________________________
Высокие цели
– Как Вы приобщаете к искусству молодое поколение?
– Я очень рада, что в филармонии есть такие проекты, как «Детская филармония», «Мой первый бал», «Интересное воскресенье». И особенно рада, что все они пользуются популярностью. Как ребенка воспитывают в школе: учат читать и писать. Это все дается через труд, через слезы порой — мы все через это проходили. И в музыке так же. Ребенка надо приучать к высокому искусству, а все банальное и примитивное само собой найдется.
Если говорить о «Детской филармонии», то это прекрасная возможность самым молодым талантам заявить о себе с большой сцены, будучи на одном уровне с профессиональными коллективами. И все это мы предлагаем на суд зрителям, где будут внимание, восхищение и настоящие аплодисменты. Но в зале сидят не взрослые люди, а школьники. В месяц проходит один концерт. В зале более 500 детей. В первый год было особенно интересно наблюдать за развитием событий. Сначала ребятам было скучно, они ерзали, баловались, хотя программа длится всего 40 минут. Но уже к концу года в зале была та самая, правильная атмосфера. Особенно эмоционально они стали реагировать на выступления своих одноклассников, по-настоящему болеть за них, записывая выступления на гаджеты. Они еще не понимают, что им возможно уже нравится: джаз, народная музыка, классика – они просто идут посмотреть на своего друга. Это своего рода «тусовка», как сейчас модно говорить. Здесь они общаются, беседуют. И учатся слышать прекрасное в прекрасном.
– Какое у Вас отношение к современному искусству? Какую музыку предпочитаете сами?
– Чем старше становлюсь, тем консервативнее. Я считаю, что если человек талантлив – будь то художник, поэт, музыкант – то каждое его произведение должно захватывать сердце, чему-то учить, заставлять думать, пробуждать чувства. А ведь порой — особенно, с развитием технологий — каждый второй начинает считать себя талантливым, в то время как это не талант, а умение. Меня такие вещи не вдохновляют. Картины, которые сегодня принято назвать классикой – это искусство. Попробуй в наше время так написать. Но с другой стороны я понимаю, что людям свойственно и нужно самовыражаться. Пусть лучше так, чем делать что-то плохое, причинять боль и зло.
А музыку слушаю разную. По роду деятельности и уже потому, что работаю в музыкальном учреждении, слышу многое. Рядом сцена Филармонии, музыкальный колледж. Я не могу сказать, что слишком избирательна. По большей части нравится классика, джаз, рок. Иногда даже не пытаюсь запомнить исполнителя и название композиции, а запоминаю сочетания звуков, их мелодичность.
– Наш город всегда привлекал внимание артистов. В Астрахани побывали с гастролями великие музыканты и продолжают приезжать очень талантливые исполнители. Есть ли концерты, которые запомнились вам больше всего?
– Нужно сказать, что все, кто оказывался на сцене филармонии, оставляют приятные воспоминание и душевное удовлетворение. Совсем недавно на сцене филармонии выступал хор Валаамского монастыря. Это просто фантастика… Очень много Джазовых концертов помню до сих пор, включая Мэнди Гейнс. Джаз, он всегда особенный, потому что это не заученные и правильно сыгранные вещи, это что-то изнутри. Денис Мацуев, Квартет Фармаковского, Вероника Джиоева – великолепная, живая, органичная певица. Слушать ее одно удовольствие. Мне нравится, когда приезжают и наши астраханцы, которые добились уже определённых высот: Альберт Жалилов, Сергей Плюснин.
– Веянием времени становятся мультимедийные проекты, среди которых – «Виртуальная филармония». Какие отзывы вы получаете от зрителей?
– Министерство культуры РФ поддержало инициативу Московской филармонии: во всех залах России, где есть техническая возможность транслировать концерты, которые идут в столице, на сцене концертного зала им. П.И. Чайковского. Мы эту идею тоже поддержали. В скором времени на фасаде здания будет установлен большой светодиодный экран, который будет использоваться не только как полотно для афиш и информационных роликов, но и для трансляций концертов в рамках «Виртуальной филармонии». Послушать выступления великих артистов и музыкантов теперь смогут не только те, кто пожелал прийти в наш концертный зал, но и любой прохожий.
– А какие еще планы есть у филармонии?
– Планов много – и все они, конечно же, творческие. Мы продолжим выезжать в школы. На следующий год планируем провести наш традиционный фестиваль им. В. Барсовой и М. Максаковой. Сегодня наш джазовый коллектив готовит интересную программу с американскими исполнителями, а камерный хор скоро примет участие в конкурсе в Нижнем Новгороде.
Я очень хочу, чтобы весной следующего года стартовали вечера в сквере филармонии в новом, молодежном формате. На данный момент с агентством по делам молодежи уже есть такая договоренность. Сквер превратится в интерактивную площадку для молодежи, с привлечением партнеров и спонсоров. Планирую это место сделать местом культурного отдыха молодежи. Основная суть мероприятия – творческий баттл. В филармонии много молодых специалистов – они будут исполнять классику, романсы, народные песни, а студенты средних и высших учебных заведений – современные направления – рок, поп и т.д., все это будет поддерживаться хорошим техническим оснащением и видеоматериалами.