Внутри Неформата: о тайных смыслах и жизни без сценариев
Проект Астраханского ТЮЗа продолжается
Не так давно астраханская публика побывала на новой площадке ТЮЗа. Театр представил молодежный проект — для тех, кто готов к экспериментам. Пока экспериментальная сцена явила зрителям только один спектакль, но зато какой – «Ромео и Джульетта». Зрители оказались в переоборудованном репетиционном зале и в восторге одновременно, хотя у многих остались вопросы. Даем ответы на самые главные из них. О тайных смыслах постановки поведала нам молодая актриса театра Наталья Захарова (исполнительница главной роли и участница проекта).
«Неформат» – история возникновения
На дворе стоит сентябрь. Мы готовимся к «Каштанке». И тут приходит Нариман Бекбулатов, предлагая создать сцену «Ромео и Джульетта на балконе». Идея нам понравилась сразу, и мы приступили к работе над ее воплощением. В процессе мы постоянно спорим, рвем на себе рубашки. Но постепенно все больше людей собирается, образовывается компания, готовая привнести что-то свое в работу и идти по плану нашего идейного лидера. Сергей Тараскин (худрук Астраханского ТЮЗа — прим.) поддержал нашу затею и рассказал о проекте, который был у него пока еще только в планах. Он дал нам полную свободу, чтобы уже на новой театральной площадке мы могли показать свой взгляд на известную миру историю.
Сколько было репетиций до премьеры?
Очень много, каждый день собирались. Могли начать в 6 вечера, а уйти в 2 ночи. Мы замучили всех сотрудников театра: то нам нужно, чтобы зеркало было закрыто, то шторка черная должна тут висеть… Но все оказалось не зря.
Образы, которые создали ребята: в словах, песнях, персонажах, мелочах – оказались настолько глубоки и неоднозначны, что у каждого зрителя родилось свое понимание происходящего.
Постановка началась с ссоры…
С ссоры двух персонажей: Бенволио и Тибальта. Небольшая зарисовка о том, с чего все началось, показывает на самом деле фатальную проблему в общении людей. Если бы они могли поговорить спокойно, то смогли бы найти и способ примирения. Но никто не хочет понять, что нет отдельно Капулетти или Монтекки, никто никого не превосходит, каждая семья занимает свое, определенное место в мире.
Мы немного отходим от текста, импровизируем, преподносим сюрпризы, но первоначальной задачей было самим достоверно понять текст Шекспира. А уже потом обратились к современному языку, который понятен астраханскому зрителю сегодня.
«Брат, ты влюблен, брат» — говорят со сцены персонажи нешекспировским языком, но понятным современному зрителю, который в зале воспринял такой текст именно так, как планировали актеры.
Примерка роли – кто есть кто?
Главная идея постановки не только в любви, но и в дружбе. На сцене было два Ромео и два Меркуцио. Зачем мы это показали так? В конце все узнаете. Мы специально сделали этот переход — когда они чеканились: «Ты Ромео – ты Меркуцио», а в финале нас ждет нечто более масштабное, все встанет на свои места.
Почему нас пугали страшилкой Мэп?
Когда зритель сидит на своем месте долгое время, даже на самом захватывающем спектакле ему необходимо на что-то переключиться. Свет выключается, включается – все резко. Я знаю, что сейчас это случится, но сама каждый раз пугаюсь. На самом деле, это переключает мозг.
Финальная сцена – смерть или венчание?
Кто-то увидел в последней сцене конец – финальную трагическое сцену. Кто-то понял, что это венчание, другие увидели первую брачную ночь. На самом деле это была свадьба, герои не умерли, на этом кончилась лишь первая часть.
Как после Каштанки перевоплотиться в Джульетту?
Когда мне предложили роль Джульетты, я рассмеялась. Из меня же рвется энергия, я буду бегать по сцене, как заведенная. Ну какая из меня Джульетта?! И ведь именно такой получилась Джульетта: веселой, смеющейся, озорной. Моя Джульетта не страдает у балкона: «Ромео! Как жаль, что ты Ромео…», — Внутри нее бурлит кровь!
Реакция зрителей
В зрительном зале были совершенно разные люди, поэтому было очень интересно наблюдать за тем, как реагирует каждый. На самом деле, в постановку мы вкладывали вещи, понятные нашему возрасту. И молодой зритель воспринимал увиденное не так, как люди старшего поколения. Каждый открыл что-то свое, и это прекрасно.
Продолжению быть или не быть?
Уже есть идеи следующие работы — можно с уверенностью сказать, что у «Ромео и Джульетты» будет продолжение. И это будет новый жанр. Если первая часть — то ли комедия, то ли трагедия, то ли мелодрама… то дальше жизнь героев пойдет другой дорогой. Увидим, что будет после венчания — начав с того момента, на котором закончилась первая часть. Будут происходить одна за другой смерти… И то, о чем мы говорим в начале, станет понятно в конце.