Астрахань его детства. Рассказывает Владимир Петрушкин
Городские радости из прошлого века
В поисках интересных историй о далекой Астрахани мы отправились однажды к человеку, на глазах у которого город и его окрестности успели сменить свой облик не один раз. Своими приятными воспоминаниями поделился с нами Владимир Петрушкин — известный астраханский краевед, автор книги «История астраханских кинотеатров 1908-2016», фотоальбомов «Забытая Астрахань» и «От Модерна до Октября», посвященных нашему городу…
А на днях вышло новое издание Владимира Константиновича под названием «Забытая Астрахань. Междуречье», ставшее продолжением первого — «Забытая Астрахань». В новую книгу вошли фотографии «междуречья» – района между Волгой, Кутумом и Набережной 1 Мая. На фото представлены ключевые моменты исторических событий в Астрахани: так, по материалам книги можно проследить историю реконструкций памятников на территории Братского в разные годы, увидеть здания, памятники, городские пейзажи, которых уже ушли в прошлое.
По словам автора, для своей новой работы он отбирал материалы, нигде ранее не публиковавшиеся, чтобы внести свою лепту в сохранение уникальной истории города. Фотодокументы были использованы как из личного архива Владимира Петрушкина, так и из архива Астраханского краеведческого музея.
Краевед с детства
Мое увлечение коллекционировать все, что связано со стариной, началось еще в раннем детстве. Я любил гостить у своей тетушки Екатерины, которая была замужем за сыном купца Жаркова. У них в доме было много старинных фотографий и открыток. И первым делом, приходя к ним, я просил разрешения посмотреть ценные альбомы. В них хранились виды нашего города и Волги, снимки пароходов, открытки дореволюционного издания… Приходя в гости и рассматривая старую Астрахань на открытках, я был поражён красотой и величием зданий нашего города. И тогда попросил подарить мне несколько открыток – так я пристрастился к собирательству. Потом уже всерьёз увлекся историей и, будучи 15-летним мальчишкой, начал раскладывать фотоснимки и открытки по хронологии, подкрепляя изображения исторической справкой.

Дом Жарковых. С него и началось коллекционирование Владимира Петрушкина
В поисках своих сокровищ
В 1950-х годах в Астрахани начали дноуглубление Кутума и Канавы — с помощью драги очищалось дно рек. Оттуда вместе с водой на пустырь возле парка «Аркадия» выбрасывались накопленные за столько веков речные «богатства». Это были и монеты, и посуда, и предметы быта – все, что когда-то попало в воду. Мы с товарищами проводили на этом пустыре огромное количество времени: возились в грязи, отыскивая ценные вещицы, которые потом использовали для обмена.

В поисках новых находок…
Первый краеведческий базар
Больше 40 лет назад в Морском садике была мини-барахолка, где можно было найти все, что угодно. Каждое воскресенье мы с товарищами собирались там, начиная с 8 часов утра и до обеда — для продажи и обмена старинных вещиц. Постепенно образовалось общество коллекционеров. У каждого были свои интересы: кто-то собирал почтовые марки, кто-то спичечные этикетки и монеты. Со временем народу становилось всё больше, ведь садик находился на пересечении дорог к продуктовым магазинам. У прохожих такая барахолка тоже вызывала интерес. На одной из таких воскресных встреч я познакомился с краеведом и писателем Александром Марковым, подружился с будущими коллекционерами.

Когда-то здесь была большая коллекционная барахолка
В 80-е барахолка закрылась, сегодня коллекционеры собираются в другом месте — парке Аркадия. Выставляют все, что связано с Астраханью: от марок до этикеток.
Рыночные отношения
У нас — филокартистов — были установлены четкие «цены» на открытки. К примеру, одна открытка (черно-белая) стоила 2 единицы при условии, что она чистая не прошедшая почту. Подписанную обменивали как за 1 единицу. А не подписанная, цветная, стоила 4 единицы, подписанная цветная 2 единицы в результате образовалась рыночная цена. Это хорошо работало с обменом, когда мы переписывались с коллекционерами из других городов. Допустим отослали открытку цветную и не подписанную, а потом ждешь, что тебе перешлют либо одно равноценное, либо несколько общей стоимостью в 4 единицы. В Астрахани было много разных открыток, так как горожане отсылали их в другие города и обратно. Я постепенно собрал коллекцию с помощью моих товарищей по переписке с изображениями нашего города из: Перми, Симферополя, Казани, Рыбинска, Борисоглебска и Ленинграда. Из месяца в месяц коллекция пополнялись.
В отпуск с открытками
Каждый год мы отправлялись в путешествие по стране. Наш отпуск проходил примерно так: по приезду жена посещала музейные экскурсии, а я совершал походы по букинистическим магазинам, где покупал или обменивался открытками. Я брал их с собой в поездку и знал заранее, в какие дни и где именно в новом городе собираются коллекционеры.
Сейчас вспоминаю те старинные открытки и фотографии, которые пачками лежали на прилавках букинистических магазинов по цене от 2 до 10 копеек, и жалею, что не купил. Но эти 2 копейки были немалыми деньгами — к примеру, ровно столько стоили 2 коробки спичек.
Рыбный Клондайк
Трехлитровая банка черной икры в те далёкие времена стоила 3 рубля. У нас дома всегда была банка зернистой или батон паюсной икры, ее покупала бабушка. Астрахань действительно была Клондайком черной икры и рыбы в принципе. Рыба ловилась со всех городских мостов сеткой.

Мост по улице Победы на Канаве
Ставили 4 прута, сетка натягивалась и через блок опускалась в реку минут на пять. Когда поднимали сетку из воды, она была наполнена рыбой. Тогда рыбак кричал во все горло: «Кому рыбы?» — подходили покупатели, выбирали, скажем, судачка, отдавали за 3-5 копеек. Покупателей нет – сетка с живой рыбой снова опускалась в реку. Таким же методом ловли промышляли и рыбаки на лодках, а лодки тогда были почти у всех астраханцев.
Рыбачили все, но принцип был один: вытащил из реки, сколько нужно — остальное выпустил. Знали, что если всю рыбу изловить сегодня, на завтра ничего не останется. И я рыбачил. Вспоминаются зимние поездки на велосипеде в район Третьего Юго-Востока или в окрестности села Началово. В зарослях камышей водились даже кабаны, а мы выходили на замерзший ильмень и прорубали топором лунку. Удочка была не нужна: рыба сама выпрыгивала из воды на лед из-за нехватки кислорода в воде. Брали с собой только топор, сачок и мешок, куда после такой рыбалки складывали пойманную рыбу.
Победитель из арбуза
На велосипедах мы ездили и на бахчу, где росли арбузы. Сажали их просто: идешь по бугру и по семечке кидаешь в лунку и засыпаешь, затем поливаешь из кружки водой. Так раза два — три и возвращаешься в августе — уже за урожаем, потому что арбузы были не поливными, они напитывались солнцем. Посадил – до августа забыл, по буграм прошелся, по ягоде пальцем постучал и спелый сорвал. В город их привозили из села Началово на лодках. Сами арбузы были большие и не зеленые, как сегодняшние, а черные, сорт этот назывался «Победитель». Едва коснешься ножом такого арбуза, как он лопался и разделялся на две половины сам. Внутри была сочная, сладкая и мягкая, как вата, мякоть.

Арбузный рынок на Больших Исадах
Автопоилки спасали от жары
В Астрахани не только газированные автоматы стояли, были и так называемые в народе «автопоилки», установленные во многих городских общественных местах: на площади Ленина, 17-ой пристани, в Аркашке, на вокзале. В жаркий день можно было просто подойти к автопоилке, из которой постоянно подавалась вода, утолить жажду и идти дальше.

Площадь им. В.И. Ленина
О книгах…
Идею создать книгу об астраханских кинотеатрах предложил мне Александр Марков — у меня было много материала по этой теме, которая, к тому же, еще ни кем не была освещена. Это был где-то 2000 год, компьютеры тогда были еще не у всех, потому пришлось провести большую работу над первой книгой. Записывал все в 96-листовую тетрадь и постоянно добавлял новый найденный материал, работал в частных архивах, архивах краеведческого музея и библиотеке Н.К. Крупской в Астрахани и Ленинграда. Позже приобрел компьютер, научился работать на нем с текстами и фотографиями…