Кино в театре: Астраханский ТЮЗ представил очередной эксперимент
Отзыв на премьеру
Театр – это место, где привыкли удивлять. В Астраханском ТЮЗе пошли ва-банк и объединили два жанра: кинематографические приемы применили на театральной сцене. В результате получился мобильный спектакль о жизни писателей 1970-х.
«Жизнь прекрасна» – постановка по пьесе актера театра Михаила Сабитова, где он также выступил режиссером. В основу спектакля вошли воспоминания деятелей литературы, поэтому главный герой Александр Валентинович (Александр Ботяновский) — образ собирательный. Тем не менее, в минималистской сценографии и костюмах угадывается время действия.
Представлена типичная для советского времени мебель и одежда. Особенно запоминающимися выглядят сцены в парке. Колоритная продавщица мороженного (Виктория Яхтина) и такие же яркие прохожие (Дмитрий Юницкий, Евгений Пшеничный) вызывают у зрителя улыбку и ностальгию.
В спектакле присутствуют и другие символические детали. Так, например, персонаж Константина Хахлева – директор издательства – типичный образ чиновника, характерный как для прошлого века, так и для века нынешнего. Этакий эмоционально закоренелый человек.
На его фоне совсем иначе смотрится наивный и доверчивый Павел (Михаил Цепляев). Он как бы олицетворяет собой молодость и расцвет творческой карьеры. В противовес ему выступает Александр Валентинович – опытный, состоявшийся писатель, но впоследствии как все «пенсионеры» оказавшийся за бортом общественной жизни.
Еще одна важная мысль, протекающая лейтмотивом в течение всего спектакля, это тема жизни и смерти. Прослеживается это как в характерах, так и в костюмах героев. Александр Валентинович одет в черное: он словно носит траур по самому себе и по своему творчеству. Павел, наоборот, одет в светлые, неброские тона. Эта цветовая гамма и сцена с чиновником в самом начале спектакля подчеркивают идею о том, что главный герой, как литератор, похоронен общественностью. Окружение персонажа как бы спит, просыпаясь лишь тогда, когда наступает смерть физическая. Такой вот парадокс. Режиссер подчеркивает его применением «покадровой съемки». Сцены спектакля короткие и лаконичные. Они меняются так часто, словно зритель смотрит видеоролик в какой-нибудь социальной сети с постоянной сменой локаций.
С размеренной сменой «кадров из жизни» контрастирует энергичный и эмоциональный танец главного персонажа с незнакомкой в голубом платье (Александра Цибулько). Этот женский образ олицетворяет собой сразу несколько настроений. Сначала для зрителя становится загадкой: это танец Александра Валентиновича с музой?! Но по факту он оказывается в объятиях смерти. Поэтому особенно иносказательно для зрителя звучит фраза «Жизнь прекрасна» мгновением ранее.
Таким образом, спектакль можно с легкостью назвать театральным некрологом, поставленным на смерть писателя по имени Александр Валентинович. Только в этом посвящении читается, то есть смотрится множество коротких фраз и смыслов на вечные темы.