Ирина Перова: Сегодня авангард – завтра классика
Директор картинной галереи – об искусстве
Астраханская картинная галерея имени Павла Догадина в этом году отмечает 100-летие со дня основания. Галерея представляет одно из самых значительных художественных собраний Поволжья, ее фонды составляют более 21 000 художественных произведений. В их числе коллекция русской иконы XVII — начала XX веков, парадные и камерные портреты XVIII столетия, пейзажная и жанровая живопись мастеров XIX-XX веков. Особой гордостью является русский авангард. Для сохранения уникального наследия необходимы определенные условия, включающие бережное хранение и своевременную реставрацию произведений. Об этом поговорим с директором галереи Ириной Перовой.
– Ирина Игорьевна, согласитесь: реставрационная деятельность – одно из приоритетных направлений в музейной практике. А как эти процессы проходят в Астраханской галерее?
– Главная задача музеев – сохранение и исследование культурного наследия. В этом смысле картинная галерея – не просто хранитель ценностей, она сохраняет историческую память, развивает эстетический вкус, формирует гражданское самосознание и духовно-нравственные ценности у подрастающих поколений. Не стоит забывать и о другом важном моменте: все, что есть в галерее, – это составляющая музейного фонда Российской Федерации. С особым вниманием мы относимся к этой работе: на протяжении нескольких лет тесно сотрудничаем с ведущими реставраторами, взаимодействуем с Третьяковской галереей, музейно-выставочным центром «РОСИЗО», Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря и другими. Сложный и длительный процесс требует исключительного профессионализма и не терпит экономии. Однако благодаря поддержке регионального правительства, министерства культуры и туризма, участию в Федеральных целевых программах, а также за счет компенсационных средств за участие в международных выставках и помощи спонсоров мы имеем возможность проводить такие работы.
В качестве примера эффективного взаимодействия с «РОСИЗО» назову два произведения: «Футбол» Юрия Пименова и «Фабрика. Томат-пюре» Екатерины Зерновой, созданные в 20-е годы прошлого столетия и представляющие собой яркие примеры живописи художников-ОСТовцев. Оба полотна подлежали серьезной реставрационной работе. Были проведены химические исследования, изучена структура холста, восстановлен красочный слой, у картин появились современные рамы, отвечающие необходимым требованиям. Результат стал не просто значимым, но и подарил интересные открытия: к примеру, в углу «Фабрики…» обнаружилась подлинная подпись ее знаменитого автора.
В 2013 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась частичная реставрация картины Михаила Нестерова «За Волгой» (1905) – одного из самых знаковых произведений из собрания галереи, приобретенного еще Догадиным. Нельзя не сказать о реставрации пейзажной работы Алексея Кравченко «Корольковские дачи» (1918). Сложность ее проявилась в том, что при создании автор наклеил изображение на картон. Для того чтобы картина жила дольше, холст был аккуратно снят с картона, перенесен на подрамник и оформлен в новую раму.
Последующее работы по реставрации интересно представить в цифрах: за 2014 – 2017 годы отреставрировано в РОСИЗО и ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря 19 живописных произведений, среди которых работы известных пейзажистов первой половины XIX века Сильвестра Щедрина и Никанора Чернецова, 23 графических листа, 11 икон, в том числе икону XVIII века «Умиление», 5 предметов декоративно-прикладного искусства. В 2018 году осуществлена реставрация женского портрета кисти Маргариты Сабашниковой, представительницы эпохи «серебряного века», двух икон из основной экспозиции, завершается реставрация пяти предметов декоративно-прикладного искусства.
– Одним из значимых событий последних нескольких лет стало возвращение иконы «Богоматерь «Умиление» после полномасштабной реставрации. Поделитесь вашими впечатлениями от самой работы и ее результата.
— В проведении реставрации иконы «Умиление Пресвятой Богородицы» принимали участие сотрудники научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря и картинной галереи. Произведение хранилось в запасниках галереи с 1918 года и никогда не экспонировалось из-за неудовлетворительного состояния сохранности. Кузов-складень представляет обширный иконографический сюжет святых в четырех клеймах, в его навершии – подобие Царских врат, сюжеты «Благовещения» и «Новозаветной Троицы». После реставрации надпись на обороте иконы позволила не только идентифицировать имя изографа, но и определить время создания памятника. Икона была создана псковским иконописцем Евгением Максимовым в 1701 году.
Выполнение столь серьезных реставрационных работ стало возможным благодаря значительным финансовым средствам в результате участия в Федеральной Целевой программе «Культура России».
– Настоящим событием астраханцы называли возможность увидеть все отреставрированные живописные и графические произведений из коллекции Сапожниковых на выставке, состоявшейся в галерее. В чем ее значимость?
Действительно, событием прошлого и начала нынешнего года стало проведение в нашей галерее выставки «Астраханская коллекция рыбопромышленников Сапожниковых. Второе открытие». Это был яркий старт года столетия картинной галереи. Впервые в полном объеме демонстрировались произведения искусства, до революции находившиеся в особняке Сапожниковых. Это часть большого культурного наследия династии Сапожниковых-Бенуа.
Они были приняты на хранение в Астраханскую картинную галерею осенью 1918 года самим Павлом Догадиным и частично экспонировались в последующие годы. Пострадавшее «после всех мытарств», как писал о нем Догадин, собрание фамильных портретов, картин, гравюр в течение многих лет нуждалось в реставрации. Осуществление масштабных реставрационных работ коллекции стало возможным в 2016-2017 годах при финансовой поддержке «Благотворительного фонда «Лукойл». Реставрационные работы были выполнены художниками-реставраторами Всероссийского художественного реставрационного центра им. И.Э. Грабаря.
На выставке были представлены 16 живописных работ, в основном фамильные портреты, в том числе кисти Тропинина, Гольдблата, Тюрина, четыре масштабные цветные гравюры французских мастеров, изображающие события петровского времени, документы, рассказывающие о ходе реставрации, редкие фотографии. Знаменательно, что гостем этой выставки стала Анастасия Мурзина-Бенуа, правнучка Леонтия Бенуа и Марии Сапожниковой, директор музея-квартиры Бенуа на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
– Как, в целом, проходят реставрационные процессы?
– Работа очень кропотливая и длительная. Если говорить о Центре имени И.Э. Грабаря, мы взаимодействуем со специалистами отделов реставрации масляной и темперной живописи, а также керамики. Перед проведением мероприятий эксперты центра проводят лабораторные исследования, после которых по разработанному техническому заданию осуществляются и сами работы. Выполненные на высоком профессиональном уровне исследовательские и реставрационные задания позволяют продвигаться в вопросе атрибуции и точной датировки этих произведений.
В целом, наше сотрудничество с реставрационными центрами или мастерскими крупнейших российских музеев и художественных институтов имеет многоплановый характер. В галерее проходили практику студенты Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Такое взаимодействие является одинаково полезным и для нас, и для них: экспонаты галереи получают вторую жизнь, а будущие реставраторы – практику должного уровня по своей специальности.
– Что сегодня интересно посетителям музеев?
– Посетителей музеев и выставок объединяет одно – они уходят под большим впечатлением. Академическое искусство поражает мастерством исполнения, содержательной глубиной, обращением к прекрасному, реалистичностью. Произведения русского авангарда всегда привлекают своей смелостью и необычностью в выборе художественных приемов, неординарностью образов и композиционных решений, свободой творческого проявления художника. И это особенно интересно для нового креативного поколения посетителей. Нас радует, что с каждым годом увеличивается интерес молодежи к художественному музею. Сотрудники галереи разрабатывают интерактивные программы и проекты, направленные именно на эту аудиторию.
– Как хранятся картины в галерее, есть ли особые правила?
– Хранение и экспонирование музейных экспонатов осуществляется строго по нормам и требованиям, определенным Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей в музеях РФ. В галерее поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, охрана осуществляется круглосуточно, здание оборудовано камерами наружного и внутреннего (экспозиционные залы и хранилища) видеонаблюдения. В последние годы было приобретено специальное оборудование для хранилищ (шкафы, стеллажи, витрины), установлена приточно-вытяжная система вентиляции в хранилище.
– Сотрудники библиотек часто говорят о книгах, как о живом организме. Можно ли провести параллель с галереей? Что значат картины для сотрудников и лично для вас?
– Когда картины покидают стены нашей галереи в связи с участием во всероссийских и международных выставках, для сотрудников такое событие просто не может пройти незамеченным! Нам начинает не хватать их присутствия… Но мы понимаем, как это важно – сохранять и популяризировать культурное наследие, поскольку галерея представляет не только регион, а Российскую Федерацию и Астраханскую область, как ее часть.