Я не узнаю вас в роли: самые яркие перевоплощения в Астрахани

По версии AstraKult
Амплуа, типажи, привычные образы — сегодня оставим все это в сторонке и поговорим о самых смелых перевоплощениях в астраханских театрах за последние пару лет. Актеры, конечно, умеют удивлять, но чтобы настолько… К ним у нас только один вопрос: «Как? Как вы это сделали?!» Собственно, его мы и задали — и получили очень интересные ответы, из первых уст.
ЛИЯ АЛЬМЯШЕВА
Даниил Хармс в одном из своих Я
Спектакль «Ха, Ха и Ха»
Признаемся честно: удивили нас все три актрисы ТЮЗа, воплотившие в театральную жизнь противоречивый образ Даниила Хармса. Но Лия удивила особенно — утонченная, женственная, гибкая, как пантера (в «Маугли» нам ее все-таки привычнее видеть). А тут: мужской образ и жесткий по-мужски характер — сыграно идеально!
На это актриса спокойно отвечает:
“Для меня это одна из легчайших и интересных мне ролей. Лёгкая, потому что я в ней очень свободна и могу быть собой, как это ни странно. В ней реализую те свои черты, которые не позволяю себе показывать в обычной жизни. Депрессивность, резкость, грубость, циничность, ирония обычно не красят девушку и придают ей мужской образ.
У меня не было цели делать именно мужчину, но так получилось. Хотя я люблю внешне изменять себя, искать новую пластику, голос, манеры. Для меня это всегда намного интереснее, чем играть героинь.
В целом меня всегда интересовали мужские роли, даже есть мечта — сыграть когда-нибудь Гамлета! Ещё мы сейчас готовим новую самостоятельную работу. Пьесу к спектаклю пишу сама, и там я снова буду исполнять мужские роли”.
Заинтригованы? Мы тоже!
ПАВЕЛ ОНДРИН
12-летний мальчик, умирающий в блокадном Ленинграде
Спектакль «Спасите Лёньку»
Очень сильная, пронзительная роль блестяще удалась Заслуженному артисту. В Павле Ондрине мы видим этого мальчика, которому пришлось повзрослеть. Мы верим и сопереживаем. Вернее — сострадаем ему.
Вот что рассказывает сам артист:
«Я очень трепетно отношусь к этому спектаклю. Это мой первый опыт работы с темой блокадного Ленинграда, с командой, которая так смело и остро взялась за нее, и с ролью, где моим героем является мальчик Ленька. Ребенок, полный борьбы, страха и отчаяния, злобы, желания жить, любить и мечтать.
Глупо играть ребенка в моем возрасте, да еще в такой серьезной теме. И режиссерский выбор меня на роль блокадного, умирающего от голода и холода мальчишки в моем далеко не молодом возрасте, мне понятен.
Ленька в свои детские годы находится в таких немыслимых, жутких обстоятельствах войны, блокады и голода, разгуливающего по легендарному городу смерти Ленинграду. Для него один день — это словно десятилетие жизни. Одним словом, он ни внутренне, ни внешне уже не ребенок. Я, конечно, не испытывал ничего подобного — не был в этих сумасшедших обстоятельствах. Но я могу представить его степень страха и боли, его огромную жажду жизни, его искалеченную злостью психику, желание улетать мысленно в другой красивый, справедливый, полный любви мир.
Сыграв премьеру и уже пройдя путь нескольких выступлений, мы до сих пор работаем над спектаклем. И надеемся, что эта история становится все честнее и острее для нас сегодняшних — для артистов и зрителей».
АННА МАКСАКОВА
Не совсем обычная секретарь суда, а еще кухарка и Марья Львовна
Спектакль «О хороших, в сущности, людях»
За эти роли артистка ТЮЗа получила премию СТД в номинации «За лучшую роль театрального сезона 2020 года». И мы, почему-то, нисколько не удивлены. Стоит ли говорить, что в первой новелле у актрисы не было слов, а мы умирали от смеха, глядя на ее мимику, жесты и эти глаза. Талант — что тут скажешь…
А вот скромная Анна Максакова, в отличие от нас, почему-то удивляется:
«Для меня стало неожиданностью, что меня выделили как исполнительницу лучшей женской роли. И первое, что мне приходит в голову — то, что это моя работа. С помощью насмотренности из жизни мной создавался образ. Нового не выдумывала. И я ничего не пыталась показать, просто проживала в моменте, используя опыт из своей жизни. Подлость, глупость, разврат — все то, что мы высмеиваем в своей работе — встречается и в реальности.
Также на мой образ повлиял специальный грим, прическа и красивые наряды. Но в основном, это заслуга режиссера (Андрей Радочинский — прим.), его задумки и его отношение к каждому артисту. Я лишь краска на его палитре».
К слову сказать, спектакль «О хороших, в сущности, людях» вообще получился шедевральным — что ни роль, то прямое попадание в цель. Так что здесь стоит отдать должное каждому, кто задействован в этой постановке. Получился целый спектакль-перевоплощение!
АЛЕКСАНДРИНА МЕРЕЦКАЯ
Алеша Карамазов
Спектакль «Братья Карамазовы»
Еще до премьеры мы знали, что мужскую роль будет играть женщина. И уже тогда удивились. Но на самом спектакле, спустя пару минут, мы забыли про это — перед нами был Алеша Карамазов.
Александрина поведала нам интересные подробности о зарождении роли:
«Режиссер сказал, чтобы вообще не думала о том, что я мужчина. Ведь я не мужчина (смеется). Дело же было в другом. Алеша, по мнению Александра Огарева — это чувствительный образ. И эту чувствительность невозможно искусственно насадить. Поэтому играть должна женщина. Единственное, я стала следить за тем, как двигаюсь. Садиться как мужчина, например.
В целом, к каждой роли я подхожу с таким посылом: чему бы еще научиться? Только так. Иначе я не понимаю смысла в своей профессии.
Преподаватель по айкидо Юрий Николаевич, который со мной занимался, и Андрей, обучающий меня каратэ — они меня поражали постоянно и вдохновляли. Анастасия Кадрулева учила меня танцевальным движениям. И здесь я тоже безумно долго все запоминала. Подробно, часами я учила два прихлопа и три притопа. Постоянно повторяла все движения в репетициях, выходила во двор с нунчаками и палками. Занималась круглыми сутками. Иногда со слезами на глазах, иногда – голодная и не выспавшаяся. Но мне важно было сделать все качественно. Я не имею права выходить на сцену с невыученной партитурой».
ЕКАТЕРИНА СИРОТИНА и НАТАЛЬЯ ТЕТЕРЕВЕНКИНА
Лиза — 14-летняя девочка, страдающая параличом ног
Спектакль «Братья Карамазовы»
Как вам, наверное, известно, худрук Драмтеатра Александр Огарев ставит спектакли на два состава актеров. Поэтому в данном случае нам предстояло удивиться дважды — обе актрисы справились с этой непростой ролью блестяще. И обе вышли из своего привычного образа голубых героинь, показав физический недуг и сильнейшие душевные переживания этой несчастной девушки.
Екатерина Сиротина признается — эта роль далась ей психологически не просто:
«Везде был свой барьер. Когда я репетировала, у меня происходило множество трансформаций. Метало, кидало, шатало из стороны в сторону. Мне казалось, что я вообще ничего не могу, что это не мое и я это не сделаю. Режиссер Александр Огарев мне говорил: “Катя, ты слишком сильная и важно идти от слабого”.
Мне всегда интересно, когда можно чему-то научиться в своей роли, познать новое или что-то изобрести. В данном случае я играю инвалида в кресле с признаками ДЦП. Вначале у нее сломано и больно тело, но красива душа. А во втором акте она выздоравливает, но душа ее становится темной и больной. Такой падший ангел. И я задавалась вопросом, как это воплотить?
Я горела этим по-настоящему, несмотря на определенную безнадежность. Амплитуда процесса колебалась от абсолютного счастья до полного отчаяния. И дело не в том, что я боялась испортить себя внешне. Нет, у меня было огромное желание, чтобы все получилось. Только я не понимала, как. Делилась с коллегами тем, что не знаю, как играть. У меня будто не было ресурса. Действительно, в жизни я сильная и волевая. А здесь основная задача — идти от слабости, не быть героем. Мне даже казалось, что я так не умею. И однажды я смирилась. А потом на одной из репетиций Александр Анатольевич подсказал мне ключи. Я осознала, что мне необходимо докопаться до себя настоящей, до своего внутреннего беззащитного ребенка без всей социальной шелухи, стен и доспехов. И понять, где я и моя слабость. Стала искать в себе это маленькое существо, которое похоже на оголенный нерв. Его все трогают, а он боится, что сделает что-то не так и его накажут. Когда я увидела всю эту беззащитность и слабость, режиссер сказал: “Вот, наконец-то!”.
Для меня стало открытием, что я все-таки докопалась до своей души, до этой чистоты. Эта работа, для меня лично, как для Кати в жизни, явилась хорошим переломным моментом. Я будто заново ознакомилась сама с собой.
Безусловно, было интересно сыграть персонажа, который отличается от всех других моих героев. Начиная со времен учебы, это всегда какие-то красавицы, милые героини. Это здорово, что можно быть красивой на сцене. Но еще хочется действовать, уходить в другие глубины».
А Наталья Тетеревенкина рассказывает: это было интересно и сложно одновременно.
“У режиссера Александра Огарева было четкое видение Лизы — и мне необходимо было проникнуться и начать это исполнять. Работа велась и по пластической части, и по текстовой. Хореограф-постановщик Анастасия Кадрулева разводила для нас пластику, то есть ставила технические начальные движения.
В обычной жизни я сталкиваюсь с людьми, которые имеют схожие заболевания — форму брала именно оттуда. Перед зеркалом не репетировала, потому что такие вещи срепетировать очень сложно, ими можно только проникнуться и в моменте сделать. Технические движения поставлены, а наполнение идет изнутри. Они, наверное, нерепетируемые, потому что сложно понять, что чувствует на самом деле человек с таким заболеванием.
Вообще у Лизы очень большие монологи, которые сперва долго репетировались. В дальнейшем, чтобы не нагружать эту линию, так как Лиза для Алеши — это такой лучик света, дополнительная мотивация к свету и любви, монологи убирались и менялись. Конечно, весь процесс интересный. Думаю, что в целом легких ролей в театре не бывает. Но с Лизой у меня получился колоссальный опыт. Ведь моя героиня — это физически нездоровый человек с очень многими психологическими факторами, утяжеляющих образ, на инвалидной коляске”.
ЕКАТЕРИНА СИРОТИНА
Спектакль “Вдох-выдох”
Не могли пройти мимо еще одной роли Екатерины Сиротиной — в спектакле «Вдох-выдох». Именно с нее-то и начинается, пожалуй, этот непростой выход актрисы из многолетнего амплуа голубой героини. Из которого она и хотела выйти, как признавалась несколько лет назад в своем интервью.
«Я очень рада, что эти работы («Вдох-Выдох» и «Братья Карамазовы») заинтересовали вас, нашли отклик. Считаю, что это две этапные роли в моей актерской жизни. В спектакле “Вдох-выдох” я открылась совсем с другой стороны, как для зрителей, для коллег, так и для себя. Этот опыт мне стал полезен не только на сцене, но и в жизни.
Как мне кажется, здесь открывается моя теневая сторона, которая есть у каждого человека. Говорят: “Чем больше света, тем больше тени”.
Сейчас я продолжаю активно заниматься познанием себя — это очень увлекательно и трудно. Здорово, что моя работа мне в этом помогает. Когда профессия неотделима лично от меня и когда я нахожу в себе что-то в определенных ролях. Обе эти роли дали мне некую свободу в жизни. Я стала свободнее в выражении своих мыслей, эмоций, даже смелее.
“Вдох-выдох” — это абсолютное хулиганство, где я могу оторваться, могу быть той, кем не могу позволить себе быть. Еще интересно, как мои коллеги, давние друзья, сокурсники отзываются: “Мы не слышали, как ты ругаешься матом”. Да, теперь это возможно, но только за деньги, по приобретению билетов (смеется). Многих моих знакомых шокирует эта роль, в хорошем смысле этого слова. Сначала это шок, а потом восторг — “Классно, что ты можешь быть и такой!”
Для меня, как для актрисы, очень важно быть разной».