Трудно быть Жанной. Отзыв на премьеру «Периферии»
От Анны Кочергиной
Общедоступный театр «Периферия» продолжает удивлять своей дерзостью. Режиссёр Александр Беляев в очередной раз рискнул взять для постановки непростой материал – и в очередной раз не прогадал.
В пьесе болгарского драматурга Стефана Цанева «Вторая смерть Жанны д’Арк» всё и все раздвоены. Героическая Орлеанская дева репетирует своё отречение. Палач, который завтра поведёт её на костёр, патриотически кричит: «Да здравствует Дева!» Всемогущий Бог призывает отказаться от своих же идеалов. А Франция XV века больше напоминает современную Россию.
Написанный в 1990 году текст не просто не утратил актуальности – сегодня он, пожалуй, злободневен как никогда. Режиссёр лишь слегка усилил его звучание, дополнив локальными отечественными мемами. Так, в диалог Жанны и Бога о равенстве очень органично вписалась фраза «Денег нет, но вы держитесь!», а Палач с ножом в зубах явственно кричит: «За ВДВ!» (что на поверку оказывается другой аббревиатурой – ВДФ, Великая Дева Франции).
Актёрский ансамбль воистину удался. И Егор Журавский (Бог), и Денис Кораблёв (Палач) демонстрируют очень точное попадание в образ. Но особенно завораживает, конечно, Екатерина Якшина. Большую часть действия актриса (кстати, почти ровесница реальной Жанны д’Арк) выглядит совсем по-детски – в смешном костюмчике и крошечных башмачках, с широко раскрытыми глазами, в которых мелькают то недоверие, то насмешка, то обида, то ужас.
Она даже не в состоянии поднять меч – где уж ей вести за собой полки. Впрочем, в этом, по пьесе, и состояла задумка явившегося Деве Архангела Михаила: «…Если во главе войска окажется обыкновенная малявка, пугливая девчушка, и взмахнет она мечом… «Ой, Господи, срам-то какой! – закричат солдаты.– Этой маленькой пугливой девочке не страшны [англичане]… А что же мы, взрослые мужики?..» – И пойдут за ней. <…> …Со стыда пойдут, со стыда станут храбрыми!».
Но когда в финале героиня произносит патетическую речь, мы видим уже совсем не малявку, а живое знамя, за которым действительно можно пойти куда угодно. Сцена переодевания Жанны перед казнью – самая впечатляющая в спектакле. Не потому, что актриса обнажается, показывая беззащитность и уязвимость простой смертной, а потому, что в этот момент она выглядит настоящей мученицей – за равенство, достоинство и свободу.
И пьеса, и спектакль поднимают множество неудобных вопросов. Но один из них стоит особенно остро – вопрос выбора.
Очень уж не хочется признаваться себе, что у человека он есть всегда.
Что на каждое «Не мы такие – жизнь такая» найдётся своё «Достойнее умереть на костре свободной, чем прозябать в рабстве».