АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Старая Астрахань в живописи Юрия Анискина

      16.02.2023
      0
    • Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней

      03.02.2023
      0
    • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

      30.01.2023
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Ностальгия по старой Астрахани: как это было?

      16.09.2022
      0
    • Вечерний базар: и такое было в Астрахани

      24.08.2022
      0
    • Астрахань: перекресток культур и место толерантности

      10.08.2022
      0
    • Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь

      19.07.2022
      0
    • Николай Миловидов: судьба архитектора

      12.07.2022
      1
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша для детей

      20.03.2023
      1
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      20.03.2023
      0
    • Афиша на неделю

      20.03.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      20.03.2023
      0
    • Выставки

      20.03.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      20.03.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      20.03.2023
      0
    • Киноафиша

      20.03.2023
      0
    • Афиша на выходные

      17.03.2023
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • «Кушать подано»: необычная астраханская премия отметила свое трехлетие

      16.02.2023
      0
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Краеведческий музей

      Астраханскому музею-заповеднику - 185 лет! 10 фактов об этом месте

      25.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Моя семья: азербайджанские корни, жизнь в Грузии и разнообразие кухни

      11.11.2022
      0
    • Мысли и образы Хлебникова – в театральной интерпретации

      01.11.2022
      0
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • Памятка для любителей рыбалки в Астраханской области. 2023 год

      10.03.2023
      0
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • 10 новых фактов об Астрахани

      25.02.2023
      0
    • Зима, Анискин

      Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

      20.01.2023
      0
    • Солнечные и изумрудные: необычные имена астраханских артистов

      01.12.2022
      2
    • «Многогранная Астрахань»: фотограф и художник объединились

      21.10.2022
      1
    • Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

      20.10.2022
      1
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Чайка как искусство: кукольный опыт в драматической постановке

      18.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Арбузный кремль и другие шедевры карвинга от Натальи Сенкевич

      01.09.2022
      0
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Алло, мы ищем таланты! Творческие конкурсы для астраханцев

  • Майское настроение: вестники весны из Астрахани

  • 145 лет Борису Кустодиеву. Новые факты о художнике-астраханце и его творчестве

  • Пришел марток! Несколько примет к началу весны по-астрахански

  • Ксения Коцарева: 3D аниматор родом из Астрахани

Мы театралыМысли вслух
Home›Культура›Мы театралы›«Мы одичали, совсем одичали…», или актуальный Вампилов

«Мы одичали, совсем одичали…», или актуальный Вампилов

Анна Кочергина
20.02.2019
2476
0

Рецензия на «Провинциальные анекдоты»

В Астраханском драматическом театре Вампилов – редкий гость: за последние десять лет к нему обращались всего дважды. Самая знаменитая пьеса драматурга, «Утиная охота», поставленная в 2010 году Станиславом Таюшевым, довольно быстро сошла со сцены. Премьерный спектакль 2016 года «Провинциальные анекдоты» радует зрителей не очень часто, но все же закрепился в репертуаре.

002_30 — копия_result

Действие «Анекдотов» разворачивается в лаконичных, если не сказать убогих декорациях, изображающих номер второсортной советской гостиницы. Впрочем, советское сознательно не выпячивается режиссёром. Даже кадры чёрно-белого кино в начале спектакля – скорее реверанс в сторону той эпохи, когда творил автор и без знания реалий которой затруднительно понимание некоторых моментов.

Как в своё время говорил сам режиссёр Андрей Радочинский, ему хотелось подчеркнуть вневременной характер пьес Вампилова. На фоне казённого и схематичного убранства сцены человеческие отношения, пороки и достоинства, пожалуй, действительно смотрятся особенно выпукло, лишний раз доказывая, что за пятьдесят лет ничего особо не изменилось.

В постановке объединены две небольшие пьески-анекдота. Сюжет первой («Случай с метранпажем») до боли напоминает гоголевского «Ревизора». Администратор гостиницы Семён Калошин (Павел Ондрин), как некогда городничий, выдумывает себе угрозу в лице заезжего метранпажа (Дмитрий Карыгин). Загадочное слово внушает Калошину ужас, он ждёт неминуемого возмездия за грубое обращение с «большим человеком» и решает притвориться сумасшедшим. Чисто водевильная коллизия закручивается ещё сильнее, когда жена Марина (Галина Лавриненко) застаёт Семёна отлёживающимся в номере молоденькой Виктории (Анастасия Краснощёкова).

Радочинский оригинально передаёт всю бурю эмоций, которая разыгрывается в душе немолодого и бывалого администратора. Каждый вновь открывшийся факт о постояльце сгущает тучи над Калошиным и добавляет штрихи к портрету таинственного метранпажа. Апогеем калошинского саспенса становится выход метранпажа, подобно Deus ex machina, из шкафа с орденом Российской империи на ленте.

Бесспорно, главное действующее лицо первого акта, притягивающее зрительское внимание, – это именно Калошин в незаурядном исполнении Павла Ондрина. Всю жизнь проживший «в нервном напряжении», лебезивший перед начальством, оставивший, по-видимому, семью ради Марины, которая вдвое его моложе, он тем не менее вызывает жалость и участие. Случай с метранпажем заставляет его буквально заново родиться, многое понять и переосмыслить и даже найти в себе силы измениться.

Отдельно стоит сказать о второстепенном и, на первый взгляд, скорее фоновом персонаже пьесы – Олеге Камаеве (Алексей Кульчанов), любовнике Марины. Эта фигура чрезвычайно важна с точки зрения понимания художественного мира Вампилова. «Камаев, преподаватель», как он неизменно себя рекомендует, – эдакий первобытный дикарь, чья дикость оттого и страшна, что «невинна и непоправима». «Олег, ты просто ребёнок», – говорит ему Марина, и с нею нельзя не согласиться. Не зная значения слова «метранпаж», он действительно совсем по-детски, с задорным цинизмом, ещё больше запугивает Калошина, заявляя, что это «не что иное, как человек из министерства. Большой человек…».

Алексей Кульчанов безупречно воплощает вампиловский замысел: его герой «здоров, румян и неплохо одет. За норму поведения им принята некая развязная галантность». Отличная физическая форма Камаева (он, как следует из пьесы, преподаёт физкультуру) подчёркивается его «экзерсисами» в начале спектакля, когда по задумке режиссёра мы видим всю галерею персонажей сразу.

Из Камаева, совсем как из героя Евтушенко, просто прёт «смертельное духовное здоровье». Ничто не может выбить его из колеи дольше чем на пару секунд. Он говорит не думая и живёт, в общем, тоже не думая и не заморачиваясь («Я человек весёлый») – в противовес тому же Калошину, способному на рефлексию и раскаяние.

С точки зрения режиссёрских находок и яркости образов второй анекдот – «Двадцать минут с ангелом» – смотрится несколько слабее. Сцена пробуждения Угарова (Игорь Вакулин) и Анчугина (Сергей Андреев) изобилует навязшими в зубах актёрскими ужимками в изображении нетрезвых персонажей. Впрочем, свою функцию они выполняют исправно: в зале стоит несмолкающий смех.

Двое командированных мучительно пытаются найти деньги на опохмел и выводят из своих бесплодных поисков мораль: 1) «деньги, когда их нет, страшное дело»; 2) в беде человек человеку волк. Чтобы доказать второй пункт, Анчугин кричит прохожим (а по факту – зрителям): «Граждане! Кто даст взаймы сто рублей?» И вот пару минут спустя в затрапезный гостиничный номер входит заявленный в заглавии «ангел» (Александр Ганнусенко) – и протягивает деньги. Просто так.

Позже выясняется, что «ангел» на самом деле обыкновенный человек из плоти и крови – агроном Хомутов. Он тих и скромен и вообще держится так, будто дать сто рублей незнакомому человеку – обычное дело. Совсем иначе считают Угаров и Анчугин. Поступок Хомутова им непонятен и, как всякое непонятное, пугает. Решив, что самое правильное в этой ситуации – задержать странного субъекта «до выяснения», они привязывают Хомутова к кровати и собирают вече из жильцов гостиницы и уборщицы.

Перед зрителями проходит череда разных персонажей, схожих тем не менее в одном: никто из них не верит в бескорыстность Хомутова. В гротескной сцене окружения агронома, стилизованной под зомби-апокалипсис, показана тотальная нравственная деградация людей.

«С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали…» – удивлённо подытожит чуть позже скрипач Базильский (Александр Беляев).

Единственным человеческим лицом в настоящем скопище нетопырей остаётся студентка Фаина. Трогателен и обаятелен этот образ в исполнении Эльмиры Дасаевой. Несмотря на то что зритель чаще видит актрису в амплуа хабалистой и недалёкой бабёнки («Шикарная свадьба», «Беда от нежного сердца», «Хозяйка гостиницы»), ей удивительно идут сердечные, душевные роли (младший сержант Ниночка в «Соловьиной ночи», например).

Продолжая разговор об актёрской игре, нельзя не отметить Александра Ганнусенко. Простота, достоинство и одновременный трагизм его героя показаны артистом достоверно и убедительно.

Как любая трагикомедия, спектакль оставляет горьковатое послевкусие. Сочетание нестареющего исходного материала с качественной режиссурой выливается в действительно крепкую, достойную работу.

Анна КОЧЕРГИНА

К предыдущей записи

«Он же памятник!..». Монументальные мысли из Астрахани

К следующей записи

Сверим часы! В Астрахани открылась временная выставка

В продолжение темы

  • Мы театралы

    #Театр «Каштанка», или Сон в зимнюю ночь

    12.03.2018
    Анна Кочергина
  • АКМы театралы

    Десять шагов к премьере. Секреты мастерства от Алексея Матвеева

    15.01.2020
    Анастасия Степанова
  • АКМы театралы

    Гимн женщине на театральном языке

    12.02.2021
    Каролина Виноградская
  • АКМы театралы

    Живые уроки: в Астрахани знакомят школьников с театром

    17.11.2016
    Анастасия Степанова
  • Мы театралы

    «Записки сумасшедшего»: состояние премьеры

    27.10.2016
    Яна Третьякова
  • Мы театралы

    Моцарт и Сальери: в астраханском прочтении

    26.11.2016
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • Борис Кустодиев
    ART&ФактыГлавнаяЛица

    Известный (не)известный Борис Кустодиев

  • ART&ФактыАКМузеи

    Страна ОЗИ: коллекция зарубежного искусства в Астрахани

  • АКИнтересноНастроение A

    Нетривиальный фото-арт от Дианы Арье

В ТОПе

  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Майское настроение: вестники весны из Астрахани

    Тюльпаны, вобла и праздники
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult

Культурная мама

  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.