АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      05.07.2022
      0
    • «Аркадия»: история райского сада из Астрахани

      26.05.2022
      0
    • Драмтеатр

      Астраханская культура в годы войны

      06.05.2022
      0
    • По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-эскурсия в Астрахани

      26.04.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • 4 имени – 4 эпохи, и как это связано с Астраханью?

      13.04.2022
      0
    • Символизмы Астрахани, или Прогулка со смыслом

      07.04.2022
      0
    • «Святитель Николай Чудотворец»: плавучая церковь из Астрахани

      31.03.2022
      0
    • Чуркинский монастырь как Астраханское чудо

      22.10.2021
      0
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Бесплатно в Астрахани

      06.07.2022
      0
    • Афиша на неделю

      05.07.2022
      0
    • Афиша для детей

      04.07.2022
      1
    • Выставки

      04.07.2022
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      04.07.2022
      0
    • Музыка Астрахани

      04.07.2022
      0
    • Киноафиша

      04.07.2022
      0
    • Афиша на выходные

      30.06.2022
      0
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      23.06.2022
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Вера Хлебникова: Художница из знаменитой астраханской семьи

      08.06.2022
      0
    • Детские книги астраханских писателей и поэтов

      26.05.2022
      0
    • Последние

      Весело о страшном: В Астрахани покажут трагический балаган

      20.05.2022
      0
    • По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-эскурсия в Астрахани

      26.04.2022
      0
    • Исповедь Матёры

      12.04.2022
      0
    • Невидимый подсказчик в театре: всё о профессии Суфлёра

      07.04.2022
      0
    • Полвека - только начало: Музею истории города исполняется 52!

      01.04.2022
      0
    • Актеры, которые играют в куклы. Наш фотопроект к Дню кукольника

      21.03.2022
      0
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • Петровский след: где в Астраханской области найти маяк

      28.07.2021
      0
    • Хождение за 3 села, или небольшое путешествие по Астраханской области  

      27.04.2021
      0
    • Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

      14.04.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Астраханские писатели и поэты: из XX в XXI век

      24.05.2022
      0
    • Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

      20.05.2022
      0
    • Астраханский кремль глазами разных художников

      22.04.2022
      0
    • Михаил Кухарев: Театр – это моя пожизненная любовь

      21.04.2022
      1
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • Женщины в искусстве: проекты от прекрасной половины Астрахани

      08.04.2022
      0
    • Ольга Кузовлева: «О моих стихах и книге для детей»

      01.04.2022
      0
    • Временное чтиво: о часах-раритетах в музеях Астрахани

      27.03.2022
      0
    • Эдгар Дега и его балерины. Спустя 150 лет - в Астрахани

      07.02.2022
      1
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Театральные новости Астрахани

  • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

  • Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

  • Уличные проекты в Астрахани. Программа 2022

  • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

Мы театралыМысли вслух
Home›Культура›Мы театралы›«Мы одичали, совсем одичали…», или актуальный Вампилов

«Мы одичали, совсем одичали…», или актуальный Вампилов

Анна Кочергина
20.02.2019
2080
0

Рецензия на «Провинциальные анекдоты»

В Астраханском драматическом театре Вампилов – редкий гость: за последние десять лет к нему обращались всего дважды. Самая знаменитая пьеса драматурга, «Утиная охота», поставленная в 2010 году Станиславом Таюшевым, довольно быстро сошла со сцены. Премьерный спектакль 2016 года «Провинциальные анекдоты» радует зрителей не очень часто, но все же закрепился в репертуаре.

002_30 — копия_result

Действие «Анекдотов» разворачивается в лаконичных, если не сказать убогих декорациях, изображающих номер второсортной советской гостиницы. Впрочем, советское сознательно не выпячивается режиссёром. Даже кадры чёрно-белого кино в начале спектакля – скорее реверанс в сторону той эпохи, когда творил автор и без знания реалий которой затруднительно понимание некоторых моментов.

Как в своё время говорил сам режиссёр Андрей Радочинский, ему хотелось подчеркнуть вневременной характер пьес Вампилова. На фоне казённого и схематичного убранства сцены человеческие отношения, пороки и достоинства, пожалуй, действительно смотрятся особенно выпукло, лишний раз доказывая, что за пятьдесят лет ничего особо не изменилось.

В постановке объединены две небольшие пьески-анекдота. Сюжет первой («Случай с метранпажем») до боли напоминает гоголевского «Ревизора». Администратор гостиницы Семён Калошин (Павел Ондрин), как некогда городничий, выдумывает себе угрозу в лице заезжего метранпажа (Дмитрий Карыгин). Загадочное слово внушает Калошину ужас, он ждёт неминуемого возмездия за грубое обращение с «большим человеком» и решает притвориться сумасшедшим. Чисто водевильная коллизия закручивается ещё сильнее, когда жена Марина (Галина Лавриненко) застаёт Семёна отлёживающимся в номере молоденькой Виктории (Анастасия Краснощёкова).

Радочинский оригинально передаёт всю бурю эмоций, которая разыгрывается в душе немолодого и бывалого администратора. Каждый вновь открывшийся факт о постояльце сгущает тучи над Калошиным и добавляет штрихи к портрету таинственного метранпажа. Апогеем калошинского саспенса становится выход метранпажа, подобно Deus ex machina, из шкафа с орденом Российской империи на ленте.

Бесспорно, главное действующее лицо первого акта, притягивающее зрительское внимание, – это именно Калошин в незаурядном исполнении Павла Ондрина. Всю жизнь проживший «в нервном напряжении», лебезивший перед начальством, оставивший, по-видимому, семью ради Марины, которая вдвое его моложе, он тем не менее вызывает жалость и участие. Случай с метранпажем заставляет его буквально заново родиться, многое понять и переосмыслить и даже найти в себе силы измениться.

Отдельно стоит сказать о второстепенном и, на первый взгляд, скорее фоновом персонаже пьесы – Олеге Камаеве (Алексей Кульчанов), любовнике Марины. Эта фигура чрезвычайно важна с точки зрения понимания художественного мира Вампилова. «Камаев, преподаватель», как он неизменно себя рекомендует, – эдакий первобытный дикарь, чья дикость оттого и страшна, что «невинна и непоправима». «Олег, ты просто ребёнок», – говорит ему Марина, и с нею нельзя не согласиться. Не зная значения слова «метранпаж», он действительно совсем по-детски, с задорным цинизмом, ещё больше запугивает Калошина, заявляя, что это «не что иное, как человек из министерства. Большой человек…».

Алексей Кульчанов безупречно воплощает вампиловский замысел: его герой «здоров, румян и неплохо одет. За норму поведения им принята некая развязная галантность». Отличная физическая форма Камаева (он, как следует из пьесы, преподаёт физкультуру) подчёркивается его «экзерсисами» в начале спектакля, когда по задумке режиссёра мы видим всю галерею персонажей сразу.

Из Камаева, совсем как из героя Евтушенко, просто прёт «смертельное духовное здоровье». Ничто не может выбить его из колеи дольше чем на пару секунд. Он говорит не думая и живёт, в общем, тоже не думая и не заморачиваясь («Я человек весёлый») – в противовес тому же Калошину, способному на рефлексию и раскаяние.

С точки зрения режиссёрских находок и яркости образов второй анекдот – «Двадцать минут с ангелом» – смотрится несколько слабее. Сцена пробуждения Угарова (Игорь Вакулин) и Анчугина (Сергей Андреев) изобилует навязшими в зубах актёрскими ужимками в изображении нетрезвых персонажей. Впрочем, свою функцию они выполняют исправно: в зале стоит несмолкающий смех.

Двое командированных мучительно пытаются найти деньги на опохмел и выводят из своих бесплодных поисков мораль: 1) «деньги, когда их нет, страшное дело»; 2) в беде человек человеку волк. Чтобы доказать второй пункт, Анчугин кричит прохожим (а по факту – зрителям): «Граждане! Кто даст взаймы сто рублей?» И вот пару минут спустя в затрапезный гостиничный номер входит заявленный в заглавии «ангел» (Александр Ганнусенко) – и протягивает деньги. Просто так.

Позже выясняется, что «ангел» на самом деле обыкновенный человек из плоти и крови – агроном Хомутов. Он тих и скромен и вообще держится так, будто дать сто рублей незнакомому человеку – обычное дело. Совсем иначе считают Угаров и Анчугин. Поступок Хомутова им непонятен и, как всякое непонятное, пугает. Решив, что самое правильное в этой ситуации – задержать странного субъекта «до выяснения», они привязывают Хомутова к кровати и собирают вече из жильцов гостиницы и уборщицы.

Перед зрителями проходит череда разных персонажей, схожих тем не менее в одном: никто из них не верит в бескорыстность Хомутова. В гротескной сцене окружения агронома, стилизованной под зомби-апокалипсис, показана тотальная нравственная деградация людей.

«С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали…» – удивлённо подытожит чуть позже скрипач Базильский (Александр Беляев).

Единственным человеческим лицом в настоящем скопище нетопырей остаётся студентка Фаина. Трогателен и обаятелен этот образ в исполнении Эльмиры Дасаевой. Несмотря на то что зритель чаще видит актрису в амплуа хабалистой и недалёкой бабёнки («Шикарная свадьба», «Беда от нежного сердца», «Хозяйка гостиницы»), ей удивительно идут сердечные, душевные роли (младший сержант Ниночка в «Соловьиной ночи», например).

Продолжая разговор об актёрской игре, нельзя не отметить Александра Ганнусенко. Простота, достоинство и одновременный трагизм его героя показаны артистом достоверно и убедительно.

Как любая трагикомедия, спектакль оставляет горьковатое послевкусие. Сочетание нестареющего исходного материала с качественной режиссурой выливается в действительно крепкую, достойную работу.

Анна КОЧЕРГИНА

К предыдущей записи

«Он же памятник!..». Монументальные мысли из Астрахани

К следующей записи

Сверим часы! В Астрахани открылась временная выставка

В продолжение темы

  • ЛицаМы театралы

    Екатерина Сиротина: «Устаю от амплуа «голубой героини»

    26.09.2017
    Анна Кочергина
  • Три сестры, Драмтеатр
    АКМы театралы

    Форс-мажор и омоложение: искусство ввода в Астраханском драмтеатре

    03.12.2020
    Редактор
  • Мы театралы

    #Театр «Каштанка», или Сон в зимнюю ночь

    12.03.2018
    Анна Кочергина
  • АКМы театралы

    ТОП-10 главных событий от Театра оперы и балета

    29.08.2018
    Анастасия Степанова
  • Мы театралы

    Астраханский ТЮЗ: секреты постоянной актуальности

    20.01.2016
    Анастасия Степанова
  • Мы театралы

    «Обнимаркет» от театра «Периферия»: премьера в дебюте

    08.09.2017
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • ART&ФактыТворческие люди

    Андрей Мордяшов: виртуоз и балалайка

  • Настроение A

    Гений в Астрахани: все здесь напоминает нам о Пушкине

  • Старая Астрахань и жизнь гимназистов, улица Ульяновых, Музей истории города
    ART&ФактыКреативный подходКультураМузеи

    Наслаждаемся атмосферой, в музее истории города

Наследники прошлого

В ТОПе

  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век
  • В ТОПеМаршрутыМузыка

    Музыка в Астрахани: куда пойти, чтобы услышать…

    Несколько самых звучных мест

С места событий

  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-эскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!
  • АКМузеиС места событий

    «Музей в ночи», или История о том, как мы решились на КВЕСТ

    Подробности о проекте музея-заповедника

Настроение А

  • АКГлавнаяИнтересноНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Тоня, Приёмка, Путина и несколько других приятных сердцу слов

    Об их значениях — наш материал
  • АКГлавнаяИнтересноНастроение A

    Летние снимки из Астрахани

    Внимание, будет жарко!
  • АКНастроение AФишки

    От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

    Фотопроект АстраКульта

Культурная мама

  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.