Художник. Скульптор. Фотограф. ART&Факт заглянул в дом-музей Кустодиева
Расскажем самые интересные истории
Наш культурно-привлекательный проект ART&Факт продолжает свое движение по музейному кварталу — от Велимира Хлебникова мы плавно перешли к Борису Кустодиеву, заглянув в прекрасный дом-музей его имени. Это атмосферное место всегда притягивало наше внимание, ну а сегодня, в ходе увлекательной экскурсии, мы открыли для себя новые грани великого мастера. Такой он: известный-(не)известный Кустодиев.
ART&Факт 1 В Астраханском музее можно встретить часть питерской квартиры художника.
ART&Факт 2 Однажды он сказал: «У меня и душа-то по природе астраханка».
ART&Факт 3 Кустодиев хорошо был знаком со станком для скульптуры — познакомитесь с ним и вы.
ART&Факт 4 «Любимому Павлу Алексеевичу. Мой последний приезд в Астрахань». Эти слова оказались пророческими.
ART&Факт 5 В жизни Кустодиева было 3 главных женщины.
ART&Факт 6 Литография «Домик» является аллегорической.
ART&Факт 7 Редкие натюрморты Бориса Михайловича — здесь он тоже есть!
ART&Факт 8 Кустодиев говорил, что хотел написать понятный портрет. Он изменяет академической традиции…
На углу у прошлого…
Экскурсия началась с Мемориального зала. Уже из названия становится ясно, что посвящен он памяти Бориса Михайловича. Здесь мы оказываемся у оживленного фрагмента из прошлого – уголка кустодиевской квартиры в Санкт-Петербурге, воссозданной для нашего города.
Перед нами мебель той эпохи: старинные стол и стул, а также кресло, которое принадлежало матери художника – Екатерине Прохоровне. Это кресло передала в дар музею внучка Кустодиева – Татьяна Кирилловна.
Поврежденное временем, оно было бережно восстановлено реставраторами картинной галереи. Обивка заменена на похожую, подобранную по картине — репродукция которой, кстати, висит здесь же, на одной их стен. На ней изображена комната в квартире художника. Чувство ностальгии вызовет и платье начала ХХ века, и зеленые обои, создающие особый уют.
Санкт-Петербург стал вторым домом для Кустодиева, там выросли его дети и внуки. Родная внучка художника Татьяна Кирилловна долгие годы, до самых последних дней, поддерживала дружбу с Астраханью – родиной ее дедушки. Часть предметов для коллекции музея передала именно она.
О знакомстве с Татьяной Кирилловной Кустодиевой нам рассказывала старший научный сотрудник музея – Власта Ватаман.
Свои мысли о том, что Кустодиев – глубокий и масштабный живописец, а не просто певец купеческого и крестьянского быта, как некоторые привыкли думать; что можно показать его с разных сторон и это найдет широкий отклик, Власта Петеровна однажды изложила в своем письме Татьяне Кирилловне.
Так и завязалась переписка.
А первая встреча случилась благодаря ее поездке в Кострому. Татьяна Кирилловна выразила желание посетить места своего детства, где они отдыхали с бабушкой, супругой Бориса Михайловича. На тот момент Татьяна Кирилловна была первой внучкой, с которой бабушка проводила много времени, вплоть до своей смерти во время ленинградской блокады.
С этого момента началась дружба между внучкой знаменитого русского художника и астраханским музеем.
Татьяна Кирилловна принимает непосредственное участие в главном направлении работы нашего музея – сохранении исторической памяти великого человека, жившего в нашем городе. Благодаря тому, что продолжательница династии периодически передает значимые вещи в музей, уже полностью закрыто такое направление, как «Борис Кустодиев – фотограф».
Татьяна Кирилловна подарила нам 2 альбома: в одном из них хранятся 113 фотографий семьи Кустодиевых, а во втором – рисунки жены художника — Юлии. Эти альбомы экспонируются на различных выставках, где можно не только восхищаться вновь и вновь творчеством художника, но и увидеть кадры из жизни всей его семьи”, – отмечает Власта Ватаман.
Кстати о фотографии: в честь юбилейной даты – 135-летия художника – музей запустил фотографический проект «Путешествуя с Кустодиевым». На сегодняшний день он является одним из самых успешных.
«У меня и душа-то по природе астраханка»
Нас, как настоящих ценителей истории, заинтриговала особая витрина – в ней хранятся личные вещи Бориса Михайловича: этюдник, краски, кисти, подписанная им палитра и журнал, который принадлежал семье Кустодиевых.
Подумать только, знаменитый художник когда-то держал все это в своих руках!
Один из самых известных портретов Кустодиева создан им самим. Он пишет себя в шубе на фоне Троице-Сергиевой лавры, отражая свою русскую душу. Над витриной с личными вещами в астраханском музее висит его репродукция, а рядом с ней можно прочесть его знаменитую цитату, которая так греет душу астраханцам.
Думаю, душа у него была не только по природе астраханка, но и в принципе полна русскими мотивами и любовью к своей малой и большой Родине…
Вера и творчество
Глава семьи художника умер, когда Борис Михайлович был еще совсем мал. Михаил Кустодиев был священнослужителем — поэтому предполагалось, что сын пойдет по его стопам. Борис Михайлович даже учился в духовном училище, а затем в семинарии. Но, как известно, не сложилось – и при поступлении в Академию художеств Кустодиев пишет матушке письмо:
«Ура! Добродетель повержена, порок торжествует!».
Власта Ватаман:
Пусть он не так долго жил в нашем городе (всего лишь до поступления в академию художеств), но мы склонны думать, что именно Астрахань подарила ему эти яркие солнечные краски, уж явно не петербургские. А теперь, когда астраханскому аэропорту присвоили его имя, он должен быть брендом нашего города. Ведь никого не смущает, что Моцарт в Зальцбурге на каждом шагу, на каждой тумбе афишной. И первая ассоциация: Зальцбург – это Моцарт.
Сегодня коллектив музея занимается исследованием определенных тем, к которым доселе никто не обращался. Одна из них – «Вера и церковь в творчестве Бориса Кустодиева». Художник писал не только множество всем известных работ, посвященных календарным и религиозным праздникам, изображения крестных ходов и т.д. Он также создал целый цикл портретов монахов и монахинь. Отдельные произведения описаны в литературе, но проанализировать эту тему никто не брался.
Начиналось все с того, что он вырос в семье, где батюшка был священнослужителем и множество родственников также посвятили себя служению церкви. В творчестве Кустодиева были также карикатуры на батюшек.
В мастерской художника
Еще один уголок в музее, окутывающий своей особой атмосферой – воссозданная по фотографии мастерская художника. Ее главная притягательность в том, что именно здесь можно живо представить, как и в какой обстановке работал Кустодиев.
На стенах висят репродукции картин, которые как раз висели в его кабинете. А еще сюда поместили станок для скульптуры: мало кто знает, но Борис Михайлович был не только живописцем (подробнее об этом – чуть позже).
В кабинете у большого окна мы вооружаемся кистями, коих тут огромное множество – припасены они специально для тех, кто внезапно обнаружит в себе желание создать свой собственный шедевр.
А из окна как раз струится солнечный свет — отсюда открывается дивный вид на внутренний дворик музея — совсем не большой, но безусловно вдохновляющий на творчество!
Ученик — учителю
Непросто было расстаться с этим местом, наполненным вдохновением, но наша экскурсия должна продолжаться. Мы плавно переходим в следующий зал, а история уже следует за нами:
Кустодиев, приезжая в Астрахань, всегда посещал своего наставника, живописца Павла Власова. На последнем его портрете он написал: «Любимому Павлу Алексеевичу. Мой последний приезд в Астрахань».
Письмо оказалось пророческим: в 1925 году он этот рисунок передал, а в 1927 — умер… Так что в Астрахань, действительно, уже не приехал.
Три женщины
Но были в жизни Кустодиева и три женщины, сыгравшие для него важнейшую роль.
Это, конечно, мама, которая дала Борису Михайловичу светское образование, несмотря на происхождение духовной семьи.
Это, безусловно, жена художника – Юлия Евстафьева, которая стала для него и музой, и сиделкой, и менеджером (как бы сказали сейчас); она помогала ему с работами, строительством дома, с выставками, посвятила ему всю свою жизнь, а ведь почти 11 лет художник был прикован к инвалидному креслу.
Именно супруга приладила к его креслу столик, на котором всегда лежали работы. Юлия Кустодиева помогла Борису Михайловичу выйти из затянувшейся депрессии, стала матерью двоих детей: Ирины и Кирилла. И как раз Ирина, или Милая Путя – как ласково называл ее отец – стала третьей любимой женщиной Кустодиева, его музой.
Интересно, что первый портрет дочери Кустодиев написал, когда Ирине было всего лишь 4 часа от роду. Одна из последних живописных работ, написанная им в 1926 году, находится в коллекции музея.
От картины к скульптуре
Кустодиев обладал и не совсем привычным для художника талантом – он был признанным скульптором! В астраханском музее есть предметы, которые отражают этот талант в полной мере – к примеру, портрет писателя Федора Сологуба.
А еще подобная скульптура создана в мраморе – она хранится в Петербурге. Успех Кустодиева как скульптора подтверждает и тот факт, что ему был заказан портрет Николая II. Причем, после того, как портрет был изготовлен, император даже разрешил Кустодиеву участвовать с ним на выставке в Риме, представляя Государство Российское.
Одно из перспективных направлений, которое сегодня исследуется специалистами музея – «Романовы в творчестве Кустодиева». Оно включает работы, связанные с членами царской семьи, множество портретов самого царя – живописных и скульптурных.
Борис Михайлович работал и со скульптурами малых форм – мы увидели различные статуэтки из фарфора в музейном стеллаже. К сожалению, некоторые из них не приглянулись заказчику и не были выпущены в массовое производство. Но любопытно, что созданная Кустодиевым пара «Гармонист» и «Плясунья» изготавливалась сразу несколькими фарфоровыми заводами, а потому существуют различные варианты их росписи.
Недавно в этом зале появилась витрина, которая образовалась после выставки «Кустодиев советский». Все сегодня узнают его по ярким краскам и цветастым платкам.
Но будет справедливым сказать, что Кустодиев был совершенно разным. Новое время подсказало ему новые темы, выявило новых героев. К примеру, линогравюра «Матрос и милая», календарные стенки «Электрификация деревни», «Починка канализации», очень интересная акварель «Летчик», которая хоть и выполнена акварелью, но имеет очень яркие, насыщенные цвета. Все это – отражение своего времени, советского периода, того настроения.
Литографии
Жемчужиной экспозиции музея является альбом из 16-ти автолитографий. Причем дом-музей Кустодиева – единственный, где он полностью экспонируется. Альбом был выпущен в 1921 году и назван вершиной советской графики. Альбом содержит сюжеты: «Купец и купчиха», «Прекрасная купальщица», по которым узнают Кустодиева.
Весь альбом выполнен в технике литография, то есть печать с камня. В музее представлены и работы в технике линогравюра, то есть печать с линолеума. Гравюрой Кустодиев занимался сам, несмотря на то, что его одолевали ужасные боли в руке, но он говорил, что если не сделает всю работу сам, не сможет подписать ее своей фамилией.
Часть работ была переведена в литографию с готовых живописных работ. Некоторые являются аллегорическими – например, «Домик», который в живописном варианте называется «Голубой домик».
Если приблизиться вплотную к литографии, можно рассмотреть одну за другой мельчайшие детали. Здесь отражены все периоды жизни: играющие дети, молодая пара, взрослые люди – и даже рекламная вывеска гробовых дел мастера. Некоторые говорят, что все заканчивается не у гробовых дел мастера, а возносящимися голубями…
Одной из самых известных живописных работ Кустодиева является «Летний праздник», созданный в 1923 году для выставки русского реализма в Нью-Йорке 1924. Картина представлена в основной экспозиции музея.
На полотне изображено летнее Троицкое гуляние. Прошла революция, празднование православного праздника… Кустодиев уже много лет прикован к инвалидному креслу, живет в Петербурге в квартире на 4 этаже, имеет редкие возможности выйти – он не может писать с натуры такую природу.
Многие, кто приходят в музей, спрашивают, что за город изобразил художник? Ответа на этот вопрос нет, потому что это собирательный образ его любимых городов на Волге. Кто-то здесь узнает и Нижний Новгород, и Кострому, и Кинешму. Оттого это не реализм.
Критики говорят, что все самые узнаваемые работы Кустодиева – это некий вариант эскапизма. Он пытался убежать от реальности в эту яркость, пышность, красоту, написать богатый стол, к примеру, которого не было на самом деле.
Кстати, Кустодиев очень редко писал натюрморты, один из них как раз представлен в музее – «Натюрморт с фазаном и омаром».
Портреты Кустодиева
Борис Михайлович был знаменитым портретистом, этим он прославился и зарабатывал на жизнь. В зале живописи представлен ряд портретов, от самых ранних (когда он еще учился у Власова в Астрахани) до самых поздних (1926 год, один из последних портретов Ирины). Здесь представлены ранние работы: портрет его сестры Екатерины и портрет Натальи Зеленской.
Кустодиев говорил, что хотел написать понятный портрет. Он изменяет академической традиции, согласно которой светлая фигура выделяется светом и цветом на темном фоне. У него же почти черная фигура на ярком фоне. К примеру, Борис Михайлович изобразил Зеленскую на фоне заснеженных Альп. Это как нельзя лучше отражает характер строгой, сильной, холодной женщины.
Краски музея
Подводя итог нашего посещения Дома-музея Бориса Кустодиева, мы еще раз отметим творческую палитру мастера, дыхание времени и неповторимую атмосферу, которая живет в этом месте. Не забывайте заглядывать в гости к художнику и постигать его невероятный талант.