За кулисами «Богемы», или По ту сторону оперы
Рождение спектакля случилось на наших глазах
Такого мы еще не видели! — подумала команда АстраКульт, оказавшись в самых невероятных и скрытых от зрителей уголках Театра оперы и балета. Декорации под другим углом, закулисные истории, обратная сторона сцены… Словом, вперед — за впечатлениями!
Сразу же уточним, что это не простая закулисная экскурсия, а целое путешествие по следам знаменитой «Богемы».
Легендарную оперу, написанную Дж. Пуччини в 1896 году, на астраханской сцене впервые поставят в конце февраля этого года. Помимо дирижёра-постановщика Валерия Воронина, главного дирижёра театра, над премьерой работают постановщики из Болгарии: оперный режиссёр Нина Найденова, сценограф Светослав Кокалов, художник по костюмам Петя Стойкова.
Нина Найдёнова создает спектакль о том, что смысл всей жизни – дарить любовь. Причем такой силы, которая может изменить всё вокруг тебя.
Богемный образ жизни характерен не только для той эпохи, это явление существует и сегодня. Художники и поэты охвачены свободой духа, бунтом, молодым порывом и артистической дерзостью. Они исповедуют свободу страстной, все испепеляющей любви, живя по принципу «здесь и сейчас». Вся жизнь – это игра! Они играют в жизнь до тех пор, пока та не изменит правила, обнажив суровую реальность…
На отметке -6
Несколько фрагментов того, что увидят зрители на Большой сцене, мы подсмотрели в цехах театра, где сегодня творческие процессы идут на уровне «максимум».
Нашим проводником в закулисный мир стал Олег Троцкий — по пути он любезно отвечал на многочисленные вопросы, которые рождались сами собой. Олег заведует художественно-оформительскими мастерскими. А отправились мы с ним в место невероятно интересное — здесь изготавливаются масштабные декорации для постановок театра, которыми тысячи зрителей не перестают восхищаться. Это необъятное пространство называется «трюм сцены».
Высота и ширина его буквально поражает — особенно много вопросов вызвал у нас внушительных размеров металлический механизм.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как на сцене театра устанавливаются огромные декорации?
Олег нам пояснил:
— Часть сцены, размером 15 на 6 метров, электрическим приводом опускаются на отметку «-6» (как грузовой лифт). Сотрудники машинно-декорационного цеха вручную загружают на нее декорации предстоящего спектакля и поднимаются на сцену. Ну а после того, как спектакль получит свою порцию аплодисментов, декорации возвращаются тем же образом в «трюм сцены» для ожидания следующего звездного часа.
Это помещение находится на земле, а не под ней, все остальные этажи театра – это надстройки. Здесь же имеется парковочный гараж, на отметке -3. Туда грузовые машины заезжают, чтобы доставить в цех материалы для работы.
Прямо сейчас здесь кипит творческий процесс: художники работают над декорациями к премьерному спектаклю, который 22 февраля уже увидят зрители. А пока на наших глазах создаются три павильона – на сцене появятся дома, в которых будут «жить» артисты.
Вот это цифры! Порядка 1,5 тонн металла ушло на изготовление всех декораций. 150 погонных метров мешковины — на одну сторону (фасад) павильонов, задуманных художником-постановщиком. Внутри дома оклеиваются бязью — и тоже 150 погонных метров.
В общей сложности над декорациями трудятся 15 человек – художники-декораторы, столяры. А если продолжить рассуждения о том, как рождается спектакль, то есть еще и цех пошива женского костюма, и цех пошива мужского костюма, обувной цех, цех изготовления головных уборов, цех пошива мягких декораций… И это еще далеко не все — недаром спектакли театра оперы и балета всегда поражают масштабами и оказывают такое воздействие на зрителя!
Валики, кисти… лобзик
Здесь не только оживленно, но еще и шумно, и даже ароматно. Мастера работают дрелью — обшивают сотовым поликарбонатом металлоконструкцию. Художники красят мешковину в черный цвет (кстати, если вы не знали, в театрах используются противопожарные краски). Дома оклеиваются мешковиной, более грубой тканью. Для чего используется так много слоев, ответил нам наш собеседник:
— Художник захотел добиться фактурной поверхности обветшалого дома со старыми рекламными вывесками. Дальше мы будем ее еще дорабатывать: обклеивать марлей (покрашенной в черный цвет), на домах появятся рекламные надписи, которые также будут подретушированы. В тон сольем, под старину.
И все это декорации приближающейся «Богемы», плюс рекламный цилиндр, на котором будут развешаны рекламные афиши. Во время спектакля актер одну из афиш будет клеить прямо на него.
Сколько времени занимает изготовление таких декораций?
— Декорацию «Рекламный цилиндр для афиш» столяр изготавливал три дня. После чего пару дней художники-бутафоры ее декорировали: обклеивали для дальнейшей покраски и наносили бутафорские элементы. Дальше от художника мы получим рекламные буклеты и приклеим их, после чего их нужно будет подстарить (для декоративного дополнения): снизу будем имитировать уличную грязь, а сверху — снег.
Действие «Богемы» происходит зимой — на фасадах и крышах домов будет лежать снег. Для его создания используется синтепон: он хорошо имитирует опушку снега.
Вообще, технологий здесь уйма, постигать и постигать, я за семь лет узнал очень много, но технологии никак не кончаются.
Олег Троцкий уже более семи лет работает в должности заведующего художественно-оформительских мастерских, а до этого он год трудился художником-бутафором и поделился впечатлениями о своей удивительной профессии:
— Работа очень интересная, непредсказуемая и этим завораживающая. Каждая премьера — это новое видение, новый постановщик, новый режиссер. У каждого свой индивидуальный творческий взгляд, свое понимание красоты. Наша задача, как производственной части, влиться, полностью понять творческий замысел художника, идею режиссера, воплотить их мечту.
Репетиции
А пока экскурсия увела нас в репетиционный зал, где прямо сейчас разливается волшебный голос солистки театра. Здесь, на полу, словно разметка, наклеены полоски скотча, обозначая положение домов. Кстати, в ходе спектакля в определенный момент все три дома отворачиваются от зрителя и превращаются в заснеженную улицу. И нам уже не терпится скорее увидеть это вживую!
Творческий этаж
Именно так можно назвать это театральное место, где целый этаж составляют различные цеха. В них создаются другие, не менее важные детали постановки. В пошивочном цехе уже шьются восхитительные одеяния Франции 19 века.
В ближайшее время будет создано более ста костюмов, женских и мужских! Нам посчастливилось увидеть своими глазами эскизы, которые создали талантливые художники — теперь же их замысел воплощают швеи-мастерицы.
Обувных дел мастер
Театральная обувная мастерская – поистине удивительное место! Мастер обувного цеха Александр Маскалев рассказал нам, как создается сценическая обувь:
— Сначала снимается размер ноги артиста, потом создаются модельки на каждую ногу, подбирается определенная колодка, делается бумажная выкройка по колодке, кроится, собирается обувь.
«Ничего сложного», — в заключение добавил Александр. Но нам кажется, что слишком уж простой работой тут не пахнет, но безграничным творчеством – точно. Сколько вокруг интересных деталей: игольницы, ножницы, баночки с материалами, гвозди, швейные машины и приборы, о которых мы ничего не знаем, но уже спешим обо всем расспросить нашего собеседника.
Какие инструменты и приборы нужны для изготовления обуви?
— Для пошива: нож, отвертка, молоток. На швейной машинке осуществляется ремонт: замки, молнии, задник прошить, заплатки поставить.
Шпальт распускает кожу определенной толщины. И мастер демонстрирует наглядно, как это делается: для начала берется кусочек кожи.
— Толщина кожи, например, 4 мм, а мы ее распускаем, получается 2 мм. Так можно ремни под пряжку сделать. Еще один прибор держит мужские туфли, это растяжка. Если туфли узковаты своему хозяину, в этом месте их можно расширить с помощью этого прибора. В общем, подгонят тут туфли на любую ножку!
Тем временем, наша экскурсия с эффектом подглядывания и расспросов, плавно подошла к своему завершению. Непередаваемое ощущение — увидеть зарождение спектакля своими глазами. Еще приятнее будет увидеть его первые шаги. Премьера оперы «Богема» состоится 22 и 29 февраля. Начало в 18 часов.