Ахматова и Модильяни
История любви и одного рисунка
Сегодня день рождения великой Анны Ахматовой — одной из самых любимых наших поэтесс. В связи с этим поделимся с вами одной историей, такой же прекрасной и романтической, как эта женщина.
В этом экспрессионистском рисунке с трудом угадывается Анна Ахматова. Такой великую поэтессу видел один из самых известных художников прошлого столетия Амедео Модильяни.
С Модильяни Анна Горенко познакомилась в мае 1910 года, возможно, в знаменитом кафе «Ротонда». Роман едва начинающей писать стихи Анны и безвестного, бедного художника Амедео вспыхнул в мае 1911 года. Русская поэтесса и итальянский художник, оба еще почти неизвестные критикам и публике, чутко и остро почувствовали силу пока неоткрытого чужого таланта.
Художник нарисовал 16 рисунков с изображением Анны. По ее словам, не с натуры, а по памяти. В послереволюционные годы эти наброски красноармейцы пустили на цигарки-самокрутки. Остался один рисунок, как считала Ахматова, не самый выразительный и не самый характерный для манеры Модильяни. Этот знаменитый рисунок, украсивший многочисленные сборники поэтессы. На нем Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи» на крышке саркофага. Оригинал рисунка вроде бы находится в одной из частных коллекций.
Впечатления о своём общении с гениальным художником Ахматова за год до своей смерти описала в новелле «Амедео Модильяни».
«Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали очень много французских стихов. В два голоса читали Верлена, которого хорошо помнили наизусть, и радовались, что помним одни и те же вещи, Данте он мне никогда не читал. Быть может, потому что я тогда не знала еще итальянского. Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки».