Монеты со дна морского, идущие бриллианты и копия Кремля: 10 ART&Фактов в Краеведческом
Наш проект вновь заглянул в музей
Астракультовый проект ART&Факт вновь соприкоснулся с историей и снова расскажет о таинственном и раритетном — на этот раз, из Краеведческого музея. Исторический экскурс для команды AstraKult любезно провела заведующая музеем Елизавета Казакова.
ART&факт №1 — В музее ходят бриллианты
С февраля по апрель этого года в стенах Краеведческого музея работает необычная выставка — внимание, она не статична, а значит, увидеть ее нужно успеть! Никогда прежде эта коллекция не выставлялась. А уникальность ее в том, что экспонаты драгоценны не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова. В наличии: изделия из золота и серебра… и даже бриллиант! Вы спросите: что же это? Конечно, старинные часы!
В XVIII-XIX веках они были сродни не просто аксессуару, а настоящему сокровищу.
На некоторых часах изображены цветы или птицы — такие красивые вещицы носили дамы, а называются они «корсетные» (оттого, что цеплялись к женскому костюму).
А вот мужчины носили свои часы в карманах, крепили к брюкам или безрукавкам. Здесь можно увидеть и то, каким образом это происходило – на выставке представлены различные цепочки. Все эти экспонаты когда-то принесли астраханцы на хранение в музей.
Здесь же лежат часы, сделанные в память о знаковом событии — коронации Николая II, на них изображен портрет императора. Обычный человек такие не мог себе позволить: имущественный ценз у них был высок. И стоит отметить, что наличие часов было свидетельством достатка.
Интересный момент: все часы заводились каждый день с помощью ключика.
Выставка проходит в рамках проекта «Музейные выходные». Проекту уже несколько лет, а его смысл в том, что каждый раз открываются разные выставки с экспонатами, которые раньше не выставлялись. А значит, у нас есть еще один прекрасный повод заглянуть в музей и увидеть то, чего мы не видели никогда! Детям здесь будет вдвойне интересно: помимо экскурсии по выставке, в музее проходят мастер-классы.
ART&Факт №2 — Краеведческий музей и Драмтеатр связывает старинная лестница
Начиная свой путь по музею с раритетов первого этажа, многие из нас стремятся оказаться еще выше, чтобы увидеть как можно больше экспозиций. А ведет туда старинная кованная лестница — ровесница самого здания, построенного более века назад. Изготавливалась она в Саратове — сохранились даже клейма на ступеньках, где указано название завода.
Интересный факт: этот завод изготовил похожую лестницу и для Астраханского драмтеатра.
В Астрахани подобного производства из чугуна не было, но старинные здания нашего города украшают кованные балконы, козырьки и лестницы. Они особенно бросаются в глаза туристам — не в каждом городе встретишь такую красоту. Оказывается, все это заказывалось на том самом, знаменитом во всей России, саратовском заводе.
Кстати, лестницу в Краеведческом музее содержат особым образом – ее нельзя мыть водой, нужен особый уход! Каждый месяц, в санитарный день, она натирается керосином, а уже после этой процедуры с нее собираются пылинки. Вот такая история!
ART&Факт №3 — В Астрахани есть еще один кремль!
Это макет того самого кремля (только в первозданном виде), изготовленный специально для Краеведческого музея. Чтобы добавить в экскурсию интерактива, у макета разыгрывается настоящий мозговой штурм — игра «Найди 10 отличий от современного кремля». В нее с большой охотой играют и взрослые, и дети. Мы не удержались и тоже сыграли — и на самом деле узнали много нового и подчас удивительного!
Если вы хотите проверить свои ответы — смело отправляйтесь сюда
ART&Факт №4 — История плащаницы Марины Мнишек началась еще в XV веке
Реликвия, связанная с именем Марины Мнишек, была изготовлена еще до нее — а именно, в XV веке и специально для Архангельского собора Московского кремля.
Шелковая, расшитая серебром и золотом, плащаница выносилась на Страстной неделе перед Пасхой. На ней изображены три пасхальных сюжета: снятие с креста, положение во гроб и воскрешение Иисуса Христа.
В эпоху Смутного времени Марина Мнишек с Иваном Заруцким были вынуждены бежать из Московского кремля. Они совершили ограбление в Архангельском соборе, но правительственные войска их настигли. Далее случилась переписка астраханского воеводы с Государем, в которой император повелел оставить все награбленное в Астрахани и передать Успенскому собору. Самое интересное, что в Краеведческий музей этот предмет поступил в 1914 году, то есть Успенский собор передал его музею еще до революции. И хранился здесь как артефакт исторической важности.
ART&Факт №5 – Экспонаты для музея можно найти и на дне морском
В 1975 году рыбаки нашли настоящие сокровища в Каспийском море. Когда-то давно здесь затонул корабль, и огромная россыпь монет хранилась на дне морском. Спустя многие годы море, видимо, немного отошло, что позволило рыбакам обнаружить сей клад.
Монеты были в очень плохом состоянии — лет 200-300 они пролежали в соленой воде. Некоторые забрали в Краеведческий музей, а остальные уже никакой исторической ценности не представляли и, скорее всего, ушли на переплавку.
Сегодня в музее можно увидеть классические монеты XVIII века российских императоров, начиная с Петра II и заканчивая Павлом I. Монеты чеканились в государстве – медные, серебряные, с портретами монархов.
ART&Факт №6 – Не было бы квадратных монет, да Петр I помог
Удивительные формы и размеры имели некоторые монеты в царские времена. Как например, монеты Петра I. Дело в том, что в 1725 году, в связи с тратой огромных средств из экономики на военные нужды, встала необходимость чем-то их покрыть. И тогда Император решил приравнять эквивалент меди к серебру — так и получилась большая медная монета.
Монета была квадратной: делалось просто пять клейм в центре с номиналом этой монеты. Весила самая крупная из них едва ли не полкило. А размер зависел от номинала.
Правда, в ход они так и не пошли — их уже отчеканили, но внезапно Пётр I умер. Его преемница Екатерина I на первых порах чеканила монету, но потом это стало бессмысленно. Все монеты ушли в переплавку, из них уже начали чеканить обычные монеты с экономическим эквивалентом серебра к золоту. Эти уникальные монеты в связи с размером и весом обладают неповторимым внешним видом — и являют собой настоящий музейный раритет.
ART&Факт №7 — Митрополит Иосиф был сброшен с Раската, но лик его живет в старинной иконе
Около года «разинцы», или участники восстания под предводительством Степана Разина, удерживали в осаде Астраханский кремль. Митрополит несколько раз выходил с воззванием к казакам одуматься, прекратить свои бесчинства и сдаться государю. Но его казнили, сбросив с Раската — еще одной башни кремля, к огромному сожалению не сохранившейся до наших дней. Где она находилась, до сих пор доподлинно не известно, но многие ученые считают, что где-то в центральной части кремля.
Иосифа причислили к лику святых, но только в начале ХХ века, а в музее хранится икона, написанная в середине XIX века. Это говорит о том, что он был почитаем в Астрахани.
ART&Факт №8 – Зайдя в музей, можно почувствовать себя хозяйкой из далекого прошлого
Оказавшись в стенах почти настоящей русской избы, вы почувствуете себя как дома, только образца века так девятнадцатого. Глаза буквально разбегаются по диковинным вещицам, которые сегодня уже сложно представить в своем обиходе — непросто приходилось хозяйкам пару веков назад…
Например, утюг рубель — до XIX века ими пользовались в сельских семьях. За неимением дорогого в то время — чугунного — утюга, некоторые гладили рубелем и вплоть до XX века. Наматывали на колотушку то, что хотели погладить, брали рубель и очень сильно нажимая, прокатывали его. Причем, ткань должна быть влажной, иначе нет смысла в глажке. Представляете, сколько сил нужно было потратить женщине, чтобы всю одежду вот так прогладить?! Сначала все это тяжело стирали в реках, а зимой — в ледяной воде, проруби, ну а потом тяжело гладили… Зато эффект был как от современного утюга.
Позже появились утюги чугунные, достаточно тяжелые по весу. В них закладывали угли и, когда проглаживали, в специальное отверстие утюга попадал воздух, который разгонял угли. Таким образом, он практически все время был горячим. Для детей этот утюг в шутку называют беспроводным.
А вот эти маленькие утюжки грелись на печке и использовались для проглаживания мелких деталей – рюшей и воротничков.
Не менее интересно сегодня разглядывать классические керосиновые лампы. В лампу вставлялся фитиль, внутрь наливался керосин, поджигался небольшой уголек, и дым уходил вверх. От этих ламп минимум света, глаза страдали, но тогда это было единственным способом осветить помещение в темное время суток.
Что касается игрушек, оберегов, украшений и вышивки — все это носило сакральный смысл, ничего просто так не делали. Если куколка — то символ плодородия: чтобы было больше деток для продолжения рода. Если сарафан — то рукава, ворот и подол украшались вышивкой – чтобы нечистая сила не прошла.
ART&Факт №8 — Казахская юрта делилась на две части: мужскую и женскую
Здесь рассказывают о быте кочевого населения Астраханской области. Юрта — достаточно мобильное жилье, которое буквально за полдня собиралось. Ставился деревянный каркас, на него быстро накидывался войлок, внутри раскладывались сундуки с вещами. Юрта обязательно имела отверстие наверху, а внизу, прямо под этим отверстием, стоял казан с едой, дым уходил наверх. И тепло, и еда готовилась внутри помещения.
Юрта делилась на две части — мужскую и женскую. Женщина никогда не зайдет на мужскую половину без приглашения. А за столом, конечно, всегда наливала чай и ухаживала за гостями самая младшая женщина в семье.
В музее юрта представлена очень колоритно. Здесь даже можно присесть, надеть на себя национальный халат или девичье платье. Согласно традициям, обязательно надевался головной убор «соукеле» — шапка, напоминающая колпак, обозначающая связь женщины с миром божественным.
Можно присесть за низенький столик и рассмотреть поближе кухонную утварь: пиалы, ковши и даже самовар «Эгоист», рассчитанный буквально на одну чашечку. Здесь же стоят кумганы для воды. В них наливали воду и над медным тазиком мыли руки. Есть даже кумганы для вина.
В казахской юрте любили пить чай не только казахи, но и русские, калмыки и т.д. Тем более, Астрахань — многонациональный город, где около 150 национальностей мирно соседствуют до сих пор. Вот так выглядит слияние культур.