Наталья Вавилина: создает театральные образы и текстильные куклы

Об актрисе и рукодельнице – в одном лице
Наталья Вавилина вот уже более 20 лет играет на сцене Астраханского драмтеатра. Многие любят ее яркие роли в спектаклях, но не все знают, что творчество актрисы выходит далеко за пределы театральных подмостков. О профессии и увлечениях поговорим сегодня.
– Театральное образование вы получили в Саратове. А почему выбрали именно астраханскую сцену?
– Да, в 2002 году я окончила Театральный факультет Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, по специальности «Артист драматического театра и кино». Мастер нашего курса – народная артистка СССР Валентина Ермакова. После получения диплома, на актерской ярмарке в Ярославле я познакомилась с Александром Михайловичем Цодиковым – он в те годы был художественным руководителем Астраханском драмтеатра. И пригласил меня работать в этот театр. Я приехала сюда и осталась.
– Какой была ваша самая первая роль на сцене Драмтеатра?
– Это роль секретарши Джейн в спектакле «№13» по пьесе Рэя Куни. Режиссер – Станислав Таюшев.
– Астрахань стала родным для вас городом?
– Скажем, Астрахань местами стала родной. К природе астраханской и летней жаре до сих пор не могу привыкнуть.
– Как вы настраиваетесь на новые роли и на каждый новый спектакль? Где черпаете вдохновение?
– К каждой роли я подхожу как к формуле с неизвестным, где на место неизвестного надо подставить себя. Поэтому вдохновение приходит в процессе самой работы. Очень люблю весну и осень, природа в эту пору тоже вдохновляет, дает желание двигаться. Ну, а на каждый новый спектакль настраиваюсь, когда делаю грим и читаю текст роли.
– Вы органично смотритесь в разных жанрах и амплуа. А есть самые любимые?
– Интересно работать в разных жанрах. В зависимости от спектакля ощущаешь себя по-разному — где-то получаешь большее удовольствие, в каких-то сценах сложнее поймать себя эмоционально. Оттого и интересен процесс поиска. Во многом это зависит от задачи, которую ставит режиссер.
– Вы играете в легендарном спектакле «Очень простая история», который стал настоящим долгожителем Драмтеатра. На ваш взгляд — в чем главный секрет такого успеха?
– Секрет долголетия спектакля кроется в нескольких сложившихся вещах: это и сама тема, и подбор актеров – зрители чувствуют ансамбль, и заинтересованность режиссера, да и общее желание всего коллектива, конечно же. «Очень простая история» — по праву один из самых любимых спектаклей у актеров и у публики.
– Не можем не отметить и ваши яркие работы в чеховских спектаклях. Как вы относитесь к великому драматургу и к своим героиням в его произведениях?
– Чехова я очень люблю. Это и юмор, и философия, и актуальность – все вместе. А потому и роли свои в его пьесах я обожаю. В «Трех сестрах» в постановке Алексея Матвеева я играю Ольгу. Здесь важно постоянное взаимодействие с другими актерами, да и площадка у нас не совсем привычная – играем в Театральной гостиной, в самой непосредственной близости со зрителями. В спектакле «Огонь страстей желанных» режиссера Станислава Таюшева я выхожу на сцену во второй части – «Медведь», исполняю роль Елены Ивановны Поповой. Сам спектакль – это шутка-водевиль, где много экспрессии и жизни. За это его и любят. Что касается моих героинь, в них есть трансформация, рост – это самое главное.
– У вас есть актерская мечта — новое амплуа или любимый женский образ?
– Мечта была, но она уже несбыточна в силу возраста, поэтому к любому материалу я отношусь с уважением и удовольствием.
– В фойе Драматического театра представлены фотографии всей труппы. И вас мы видим с куклами. Почему?
– Когда готовилась эта фотосессия, целью было показать не только актера, но и его увлечения. Вот и мое увлечение зрители увидели – я создаю кукол.
– Как интересно! Расскажите об этом подробнее.
– Я всегда что-то делала руками: шила, вязала, вышивала. А однажды попала в музей кукол в Питере и загорелась желанием собственноручно делать текстильную куклу. Первой моей работой стал лавандовый ангел, я его подарила. Второй была кукла Рыжий ангел, которого я вручила нашему помрежу Ирине Голубевой, потому что она и есть наш рыжий ангел театра. Третья – пастушка Пуссена, она досталась актрисе театра Екатерине Спириной. Вообще я часто дарю свои изделия — мне доставляет удовольствие, если одариваемому приятно. Также важно, чтобы игрушка вызывала умиление, положительные эмоции, ее должно хотеться подержать.
– Сколько же вы уже сделали кукол?
– Сосчитать очень сложно. Помимо кукол шью медведей, зайцев, котов, слонов, драконов, лисов. Некоторые были представлены в прошлом году в Цейхгаузе на выставке, посвященной 8 марта. Люблю работать во всех техниках и каждую свою работу очень люблю. Много учусь у кукольных мастеров, подписана на всевозможные группы по созданию кукол, участвую в мастер-классах.
– Что дает вам это прекрасное увлечение?
– Это хобби для меня — своеобразная медитация. Я обожаю создавать образы своим детишкам, зверюшкам. Думаю, что на ближайшие несколько лет куклы — моя жизнь. Я всегда была увлекающейся, мне всегда что-то надо делать руками. Наверное, это мой способ сказать больше, чем видят люди во мне как в конкретном человеке. Да и для себя это новый шаг, попробовать новое, проверить, на что ты способен.
– А в театре ваши знания и умения тоже находят применение?
– В какой-то мере да. В студенчестве шила костюмы и себе, и однокурсницам. Делала головные уборы для нашего дипломного спектакля «Королевские игры» по пьесе Григория Горина (это эпоха Генриха VIII).
Кстати, в театральном костюме тоже множество интересных нюансов, о которых зрители могут даже не догадываться. К примеру, толщинки и накладки. Это важная часть костюма, предназначенная не только для изменения линий фигуры — накладки помогают найти пластику и походку, раскрывают характер персонажа, меняют внутреннее состояние актрисы. Я проводила небольшой ликбез в режиме онлайн, где рассказывала об этом. Иногда утрированная комичность персонажа уже при появлении на сцене вызывает в зале смех. Или дородность — ее трудно не заметить. В каждом случае накладки используют для привлекательности героини на сцене.