АстраКульт

Мария Максакова: оперная дива родом из Астрахани

Ее имя вписано в историю Русского театра

123455

Мария Петровна Максакова родилась 8 апреля 1902 года в семье служащего Астраханского пароходства Петра Сидорова. Дома ее ласково называли Маруся. С нотной грамотой Маруся познакомилась рано. После смерти отца, чтобы как-то помочь матери, девочка стала петь в церковном хоре. Позже певица вспоминала: «Нотную грамоту я выучила сама. Гаммы зубрила целыми днями. И была рада этому». Потом было Астраханское музыкальное училище, где Маруся училась «как одержимая», допоздна просиживая у любимого рояля.

После окончания училища Маруся отправилась «наниматься в артистки» в Астраханскую оперу. Максаковой повезло: сразу же после прослушивания она была зачислена в состав оперной труппы. Как-то Маруся услышала шепот двух актрис: «Она ходить еще по сцене не научилась, а ей уже и оклад выписали». На тот момент ей не исполнилось и восемнадцати.

Тогда Маруся стала прятаться за сценой во время спектаклей и наблюдать за походкой и пластикой певцов. Особенно важным казалось ей первое появление героини на сцене. Так, много лет спустя, для выхода Любаши в опере «Царская невеста» она выработала особую «плывущую походку», стараясь идти так, чтобы не дрогнула ни одна складка сарафана. Роль Любаши была ее любимой.

Есть в Москве место, где память о певице Максаковой священна. Это дом в Брюсовом переулке. В квартире Максаковых сохранены многие вещи знаменитой певицы: рояль, старинный буфет, стол с оранжевым абажуром. А на стене висит портрет Марии Максаковой.

Работая солисткой Астраханского оперного театра, она исполнила яркие партии: Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского), Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Княгиня, Ольга («Русалка» А. Даргомыжского), Полина/Миловзор («Пиковая дама» П. Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина), Федор («Борис Годунов»
М. Мусоргского), Марфа («Хованщина» М. Мусоргского), Маддалена («Риголетто» Дж. Верди), Маллика («Лакме» Л. Делиба), Жрица («Аида» Дж. Верди), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Никлаус («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха).

Здесь же, в театре, она нашла свое женское счастье. Ее педагогом и наставником, другом, а впоследствии мужем стал знаменитый драматический баритон Максимилиан Максаков. Во время их знакомства Марусе было 18 лет, Максаков был старше ее на 32 года. Они прожили вместе 16 лет.

Он сразу сказал Максаковой: «Я сделаю тебя настоящей певицей», – и обещание исполнил. Прошло три года, и Мария Петровна получила приглашение петь в Большом Театре. Впервые на эту сцену Мария Петровна вышла в 1923 году в опере «Аида». Успех был грандиозный. Вспоминая то время, она рассказывала близким: «С утра меня ждала работа, потом спектакль, вечером – слезы. Максимилиан устраивал полный разбор моего исполнения и нагоняй за все ошибки… Ежедневно». Но Мария Петровна трудилась самоотверженно, повторяя свое любимое изречение: «От пения нельзя устать…».

Судьба певицы в театре сложилась счастливо: за 30 лет сценической деятельности было спето множество центральных партий, лучшие из которых Кармен, Марфа в «Хованщине», Марина Мнишек, Любаша в «Царской невесте», Весна в «Снегурочке», Ортруда в вагнеровском «Лоэнгрине».

0065-02b

Мария Петровна Максакова в роли Марины Мнишек
(Опера «Борис Годунов», М. П. Мусоргский, 1948 год)

Максакова стала одной из первых советских певиц, выступавших на Западе в советскую эпоху. В 1935 году с огромным успехом прошли ее выступления в Турции, а в 1936 году певица была приглашена для исполнения партии Кармен в Варшавскую оперу. В этой роли она пользовалась невероятным успехом. На гастрольных концертах приходилось давать втрое больше спектаклей, чем планировалось. Большой и Мариинский театры, Тифлис и Астрахань были покорены Кармен Максаковой. Однажды, объявляя выход певицы на концерте, конферансье в шутку назвал ее «Кармен Петровна Максакова».

После ухода из Большого театра певица преподавала в ГИТИСе, много концертировала. Особое внимание Максакова уделяла своему родному городу. Именно Мария Петровна стала инициатором открытия в Астрахани консерватории.

Астраханская государственная филармония

Память о Марии Максаковой увековечена в ее родном городе — Астрахани. В честь нее названа одна из улиц, сквер,  музыкальный фестиваль.
В музее культуры открыт зал певицы. Лучший концертный зал региона в Астраханской филармонии также носит ее имя.

Великая Максакова умерла в Москве 11 августа 1974 года. Ей было 72 года. Люди, пришедшие проститься с любимой певицей, бросали цветы и кричали: «Прощай, Кармен!» На сцене Большого театра она выступила в этой опере 800 раз…