Астраханская «Жница» на ВДНХ: грани Малевича
Догадинка представлена в Москве
В конце ноября этого года в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ стартовал выставочный проект «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат», посвященный знаменитому реформатору искусства XX века.
Своей основной целью проект ставит демонстрацию разных граней творчества великого мастера — в том числе и тех, что еще не укладываются в укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях самого Малевича.
На выставке представлены живопись и графика — от ранних произведений 1900-х годов, футуристических картин 1910-х и супрематических композиций до портретов начала 1930-х, когда Малевич после супрематизма вновь вернулся к фигуративному искусству. Экспозиционное ядро составили произведения из собраний российских региональных музеев, куда работы Малевича попали в 1920-е годы из фонда музейного бюро Наркомпроса, который служил базой для формирования Музея живописной культуры в Москве и аналогичных музеев в других городах страны.
Астраханская картинная галерея не осталась в стороне от масштабного проекта. Как известно, наш музей славится коллекцией русского авангарда. На этот раз в творческое путешествие отправилась картина Казимира Малевича «Жница». Произведение 1912 года поступило в фонды астраханской галереи в 1919 году и стало одним из самых значимых в ее коллекции.
Полотно принято относить к первой крестьянской серии мастера, где прослеживается перелом в его творчестве. Фигура крестьянки, занятой сбором пшеницы, занимает все поле картины. Изображённая в профиль, что усиливает зрительный эффект, она максимально упрощена, формы преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности, иконописны по звучанию цвета и композиционные плоскостности. Крестьянский труд и быт в картине возвеличен и героизирован. Фигура жницы словно составлена из выгнутых листов, с металлическим отливом материал, но при всей своей схематичности первоначально обладает узнаваемыми формами реальной женской фигуры.
Выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» сопровождается обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции иллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывают новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.