Максим Такташев: Музеи становятся все более модными и востребованными у молодежи
Лучший экскурсовод России – новый герой АстраКульта
Взять интервью у этого интересного человека команда АстраКульта хотела уже давно. Тут и повод появился: научный сотрудник Астраханской картинной галереи Максим Такташев стал лучшим гидом России, выиграв конкурс профессионального мастерства, организованный Ростуризмом. Прямо сейчас он расскажет нам о выборе профессии, о стереотипах и о том, как музеи становятся востребованным у молодёжи местом.
Этот молодой человек совсем не похож на музейного экскурсовода в привычном представлении большинства людей. Начать хотя бы с того, что на его руке красуется большая татуировка. Этим, в общем-то, можно и закончить (но мы продолжим). Едва Максим начинает говорить – становится понятно: этот парень на своём месте. Настолько поставлена его речь, настолько он увлечён своей работой, образован и неравнодушен ко всему, что связано с понятием культура и искусство.
— На прошлой неделе новость о том, что сотрудник Астраханской картинной галереи стал лучшим экскурсоводом России, облетела все местные СМИ. Теперь расскажем всем подробнее, кто такой Максим Такташев?
— Меня зовут Максим Шамилевич Такташев, 25 лет. Я окончил исторический факультет Астраханского государственного университета: сначала специалитет, а затем магистратуру. Во время учёбы в магистратуре я начал работать в Астраханской картинной галерее, устроившись сюда в августе 2016 года на должность научного сотрудника научно-просветительского отдела. И уже более трех лет занимаю эту должность.
— Вы целенаправленно шли работать именно в Догадинку?
— Я пришел сюда, потому что, во-первых, уже имел образование и нужно было где-то работать. Во-вторых, историческое образование даёт некоторое представление и об истории искусства, потому как искусство есть отражение исторических событий — так или иначе. Была и другая предпосылка: я сын известного астраханского художника Шамиля Абдул-Хамитовича Такташева и, сам того, наверное, не ведая, этот интерес к искусству впитывал с детства. Находясь в художественной среде, в мастерской, среди картин, живописи, я так или иначе воспринимал всё это и в более зрелом возрасте, который совпал со временем учёбы в университете, стал осознавать свой интерес к искусству. И, повторюсь, когда встала практическая необходимость начать работать, мой выбор пал на Астраханскую картинную галерею. После собеседования меня приняли на должность научного сотрудника.
— В чём заключается ваша работа?
— В научной и просветительской музейной деятельности. Наверное, в силу специфики интервью следует сказать больше о просветительской. Основа моей работы в этом направлении – взаимодействие с посетителями, приходящими в наш музей. Взаимодействие бывает разным. Оно воплощается как в форме традиционных экскурсий, так и в специальных, зачастую инновационных мероприятий для самой разной музейной аудитории: школьников, студентов, взрослых посетителей. Для школьников я провожу музейные занятия, для студентов читаю лекции, для взрослых посетителей – экскурсии, специальные мероприятия.
— Вы работаете всего три года, но за вашими плечами уже немало достижений. Например, победа в конкурсе «Музейный десант» в прошлом году и стажировка в музеях Санкт-Петербурга. Но самое большое достижение на сегодня, конечно, победа в конкурсе Ростуризма. Расскажите о нём подробнее, пожалуйста.
— Конкурс этот носит название «Лучший по профессии в индустрии туризма» и имеет несколько номинаций, одна из которых называется «Лучший экскурсовод (гид)». Этот конкурс организуется Федеральным агентством по туризму и имеет два этапа – региональный и Всероссийский. Я благодарен директору Астраханской картинной галереи Ирине Игорьевне Перовой за то, что она предложила мне поучаствовать в этом году, представляя галерею на региональном этапе конкурса. В конце июля участников собрали в Азербайджанском деловом центре на Бакинской, где перед компетентным жюри мы должны были представить своё портфолио. Кроме этого, нужно было представить себя в ходе короткого выступления, а затем ответить на несколько вопросов, которые касались экскурсионного дела и краеведения. Мне повезло: жюри избрало меня победителем – лучшим экскурсоводом Астраханской области-2019. После этого я получил право выйти во Всероссийский этап, представлять не только Астраханскую картинную галерею, но и весь наш регион. Здесь хочется, в свою очередь, выразить благодарность Министерству культуры и туризма Астраханской области, которое оказывало мне поддержку при оформлении конкурсных документов.
Я не знал, сколько участников будет на Всероссийском этапе, но уже по окончании конкурса выяснил, что всего участвовало 149 конкурсантов из 56 субъектов РФ, что очень внушительно. Всероссийский этап проходил иначе. Всё происходило дистанционно, и моё портфолио жюри оценивало за закрытыми дверями. Были задания, обязательные для каждого конкурсанта. Первое — прохождение теста с очень небольшим временем для ответов на вопросы, что исключало возможность где-то что-то подсмотреть. Состоял он из 55 вопросов по теории и методике экскурсионного дела. Я ответил на 46 из 55-ти. Конечно, я за это переживал – казалось, что мало. Но, как выяснилось, в сравнении с другими конкурсантами результат оказался очень хорошим.
— А какие вопросы были в тесте?
— К примеру: «Выберите варианты ответов: где, на ваш взгляд, наиболее полно представлены особенности экскурсий?»; «Что такое специфика экскурсий?» и так далее. Одним словом, вопросы, требующие определённой подготовки.
Второе задание было творческим: представить ролик, в котором за полторы минуты участник должен был рассказать о собственном вкладе в развитие индустрии туризма региона. Это оказалось сложной задачей. Пришлось долго выверять текст, чтобы быстро и ёмко рассказать о своей деятельности, уложившись в эти полторы минуты. Определённых усилий требовала и съёмка ролика, монтаж. Спасибо сотрудникам музея за помощь!
— Как вы узнали о своей победе?
— Я пребывал в неведении до 27 сентября — Международного дня туризма. В день праздника мне позвонили организаторы со словами: «Вы вошли в тройку финалистов». Награждение состоялось 7 октября в Москве, в «Крокус Экспо». Там я увиделся с финалистами из разных областей страны, всего их было 15 человек. Когда начали оглашать победителей в номинации «Лучший экскурсовод», я слышал последовательно: третье место – Кировская область, второе место – Московская область. И вот первое место – Астраханская область, Такташев Максим.
— С какими эмоциями вы выходили за своей наградой?
— Следует сказать, что в этом конкурсе принимали участие настоящие профессионалы со всей страны. И то, что мне удалось занять первое место среди них, среди этого круга мастеров своего дела, вызвало потрясающие эмоции – смесь радости и гордости. Но это не только моя личная победа. Я не достиг бы этого, если бы не коллектив Астраханской картинной галереи. Это и победа всей нашей области. То, что в одной из номинаций при большом перечне конкурсантов Астраханская область на первом месте по России – это, конечно, здорово, и только красит наш регион.
— А как вас поздравили коллеги?
— Коллеги меня поздравили, как только узнали, что я стал одним из финалистов. Коллеги из научно-просветительского отдела пожелали мне занять первое место. Едва только церемония в Москве закончилась, я разослал им фотографию в WhatsApp, которая легла в основу наших музейных новостей: фотографию диплома и статуэтки. А дальше начались поздравления: родных, друзей, коллег.
— Где хранится награда?
— В картинной галерее, я специально принёс её сюда. Теперь у нас такой уникальный получается музей, где в одном отделе работают «Лучший гид-переводчик России» по версии 2016 года – мой коллега, старший научный сотрудник Валерий Харламов – и «Лучший экскурсовод России» по версии 2019 года.
— Тот факт, что сегодня в музее работает так много молодёжи, помогает в вашей деятельности?
— Наш отдел — самый крупный в галерее и филиалах по количеству трудящихся: шесть человек, в том числе один старший научный сотрудник. Сотрудники разные, но в этом вся прелесть: здесь опыт соседствует с молодостью. И обеим этим категориям присуще профессиональное мастерство. Сочетание опыта и молодости, наверное, и позволяет нам успешно справляться с самыми разными запросами, которые современное общество ставит перед музеем: разрабатывая новые мероприятия, осваивая новые технологии и даря посетителям нашего музея – неважно, детская это аудитория или взрослая — яркие эмоции и впечатления, ради которых они и приходят в наш музей.
— Над какими проектами вы работаете сейчас?
— Я хочу продолжать реализацию проекта «Четыре художника», который представляет собой серию лекций о жизни и творчестве астраханских живописцев. Я, в силу некоторой причастности к местной художественной общине, не случайно взялся за эту тему. Кроме того, мне хочется до конца воплотить идею студенческого клуба при нашем музее. Это необычное для нашего города объединение – общество при музее для молодой студенческой аудитории.
— Максим, не могу не спросить вас о татуировке, которая украшает вашу руку и наверняка вызывает интерес всех посетителей музея…
— Татуировка была сделана ещё до прихода в музей. Устраиваясь в галерею, я, осознавая специфику государственной и культурной организации, конечно же, закатал рукав и показал татуировку руководству. Но Ирина Игорьевна не увидела в ней ничего крамольного. Юные посетители порой обращают внимание не столько на экспонат, сколько на татуировку. Разглядывают её, а некоторые, особо смелые, спрашивают, «больно ли было делать», и другие вопросы в этом духе. Я не могу оставить их без ответа, потому что любой вопрос или замечание имеет право на жизнь, но всё же стараюсь обратить их взор к экспонатам.
— Обычно людям кажется, что музей – это консервативное место…
— Сегодня музей играет совершенно новую социальную роль и постепенно (это особенно хорошо заметно в столичных музеях, хотя им вторят и провинциальные) превращается (или стремится превратиться) в место, которое было бы популярно абсолютно для всех категорий населения. Сейчас музей раскрывает двери для всех и стремится понравиться всем. И это работает! Особенно хорошо это видно в столичных музеях. Там огромную часть аудитории составляют именно молодые люди, которые приходят в музей, находя в нем место интеллектуальной и культурной направленности, где они могут получить новые знания, впечатления, пищу для размышления. Можно сказать, что приходить в музей и работать там для молодых людей в столице становится востребованным. И не только в столице, но и во многих городах провинции.
— И у нас тоже?
— Конечно. Посмотрите на наши музеи: на филиалы Астраханской картинной галереи, на Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник и его филиалы. Там работает большое количество молодых людей, которые наравне с более опытными коллегами добиваются успехов, двигаются в профессии. И, наверное, говоря о молодых посетителях, стоит отметить временную выставку «Сокровища музеев России». Я своими глазами вижу, какое большое внимание именно молодой публики она привлекает. Так что общероссийская тенденция и наш город не оставила в стороне.
Неля Салихова