Анна Ахматова как древнегреческая богиня
Взгляд на премьеру театра «Диалектика»
Жизнь замечательных людей всегда привлекает к себе внимание не только современников, но и потомков. Так и судьба Анны Ахматовой не осталась в стороне от астраханских ценителей лицедейского искусства. 11 апреля театр «Диалектика» представил новый спектакль «Простить себя», посвященный жизни и творчеству одной из самых известных поэтесс XX века.
В роли режиссёра выступил актер Михаил Сабитов (ТЮЗ). В основу спектакля легла одноимённая пьеса актрисы и драматурга Галины Лавриненко (Театр драмы, Диалектика), содержащая автобиографические воспоминания Анны Ахматовой и её стихи.
С первых минут зритель окунается в какую-то мифологическую атмосферу. Три девушки, одетые в белые просторные платья, кружатся в танце. Их движения больше напоминают какой-то сакральный ритуал. Они похожи на нимф, фурий, мойр, такие же легкие и невесомые, словно посвящают себя чему-то высокому, не достойному обычного человека. По ходу спектакля зритель понимает, что девушки (Алиса Садомцева, Анастасия Антовнова, Дана Арсланова) – это Анна Ахматова. Они по очереди перехватывают повествование друг у друга, выступая в роли то рассказчика, то самой поэтессы.
Словно та нить, которую прядут актрисы, мы видим, как протекает жизнь Анны Андреевны. Беззаботность юной девушки, эмоциональность влюблённой, переживания матери – именно такой мы видим поэтессу. На протяжении всего спектакля ее собеседником является Муза, к которой она обращает свои чувства. Признательность и восхищение, обида и горе. Настроения героини передают стихотворения, которые так же звучат в спектакле. Таким образом, зритель видит, как Анна Ахматова становится не только зрелой женщиной, но и опытным поэтом, которая положила на алтарь творчества свою жизнь.
Сценография постановки тоже отсылает к каким-то древним временам. Белые ткани на фоне черных кулис, безусловно, наполнены смыслом и представляются зрителю чем-то своим. Покрытая тканью мебель уже в нежилом доме, который так часто вспоминает героиня. Алтарь, на фоне которого разворачивается какое-то нематериальное жертвоприношение. Две чаши весов — две крайности, где находится душа творческой женщины, которая разрывается между искусством и любовью.
Музыкальное оформление под стать таинственной атмосфере спектакля. Легкие мотивы флейты подчёркивают женственность и влюблённость главной героини. Шаманские танцы раскрывают неравнодушие и твёрдость её характера.
В целом же спектакль, как машина времени. Машина времени Анны Ахматовой, где раскрывается её прошлое, настоящее и будущее.