«День города Nь» открыл Фестиваль премьер в драмтеатре
10 июня в Астраханском драмтеатре состоялась премьера иммерсивного спектакля «День города Nь» с подзаголовком «Три новеллы о сильных чувствах». Режиссер Александр Огарев представил в нем три одноактные пьесы современных драматургов Ольги Анненко, Светланы Сологуб и Елены Вольгуст на трех сценических площадках: в театральной гостиной, подвале Imaginarium и на главной сцене. Переходы от одного места действия к другому сопровождал Экскурсовод (Павел Ондрин).
Экскурсию» по «городу Nь» открыла пьеса Ольги Анненко «Эта чертова горькая правда». В центре постановки – 28-летний таксист Георгий (Данияр Курбангалеев), которому дед с детства всегда говорил «чертову горькую правду»: «Деда Мороза нет», «Собака умерла», «Твой папа повесился в тюрьме». Когда Георгий становится отцом-одиночкой недоношенной Вики (Екатерина Казанцева), он во имя ее счастья выбирает «сладкую ложь», жертвуя собой, своим эмоциональным и физическим состоянием ради ребенка.
Интересны детали сценического действия. Правду своей жизни герой рассказывает на камеру, и в этот момент зритель видит табличку с надписью REC. Когда же Георгий возвращается в реальность, надпись меняется на LIE (ложь). Смерть дедушки (Александр Ганнусенко) и бабушки (Татьяна Гущина) показана весьма необычно: актеры берут в руки черную рамку с траурной ленточкой и улыбаются зрителю через неё.
Основная коллизия закручивается, когда главный герой идёт устраивать дочь в первый класс и влюбляется в её учительницу Марию (Наталья Тетеревенкина). Но с трудом обретённое счастье длится недолго: отправившись на экскурсию, Мария попадает в автокатастрофу.
Афиша постановки «Эта чертова горькая правда» иллюстрируется изображением бумажных журавликов. Они летят в зрительный зал в конце первой новеллы. Смогли ли птицы из бумаги, сделанные Викой, спасти героев спектакля? Каждый ответит на этот вопрос по-своему.
Далее зрители с Экскурсоводом в желтой панамке и зеленым флажком в руках продолжают экскурсию. Они попадают в Парк Шаляпина, где слушают театральные байки Валерия Штепина и песни музыкантов.
Следующая новелла идёт уже на сцене Imaginarium. Моноспектакль Довуда Самадова «Как болезнь» – о чувствах и мыслях юноши, который ждёт ответного звонка от любимой и последовательно проходит пять стадий принятия неизбежного (отрицание-гнев-торг-депрессия-приятие). Стоит отметить, что Довуду, который является ещё студентом, пришлось заменить заболевшего артиста. Возможно, именно на это стоит списать некоторые огрехи в целом удачного дебюта. Например, в состоянии депрессии («Без чувств. Без души. Жизнь без жизни. Ничего не колышет») актёр так же экспрессивен, как в гневе.
В финале герой принимает сложившееся положение дел и уже готов выбросить телефон и отпустить возлюбленную, как вдруг раздаётся звонок. О счастье! Это ни эсэмэс с суммой баланса, ни спам, а ОНА! Что ж, в городе Nь случаются и радости.
Третья новелла – «Макси-и-м!» – это пьеса-притча, основанная на реальных событиях. Она посвящена матери, которая ни на секунду не смирилась с фактом пропажи сына. Таня (Александрина Мерецкая), потеряв сына Максима, обращается за помощью к любовнику со связями (Александр Ишутин), экстрасенсам, соседке (Наталья Вавилина). Но «никто, нигде и никогда» так и не находит юношу.
Эта часть становится ярким заключительным аккордом «экскурсии». Пожалуй, вопросы вызывает только сцена пыток парней, издевавшихся над Максимом. Герой Александра Ишутина – Володя – достает из чемоданчика пилу, утюг, кусачки… Пронзительный крик почти раздетых молодых людей (Данила Завьялов, Максим Сыраздинов) создаёт атмосферу хоррора и, кажется, не особо работает на главную идею спектакля.
Три новеллы о сильных чувствах? Безусловно. Герои всех пьес, как и отметил режиссер Александр Огарев, существуют на пределе эмоционального напряжения. Иммерсивный спектакль? Пожалуй, всё-таки нет. Ведь иммерсивный спектакль по определению создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель здесь – полноправный участник происходящего, а разделения на зал и сцену просто нет. Однако в «Дне города Nь» не чувствуешь себя тем самым полноправным участником. Нет ощущения единого целого; скорее, присутствует традиционное «я – зритель с аплодисментами, вы – актёр с поклоном». Возможно, прежде чем войти в репертуар театра, спектакль ещё будет доработан, чтобы полностью соответствовать заявленному жанру.
Антонина ДАВЫДОВА,
молодёжный пресс-центр при библиотеке им. Б. Шаховского
Фото: Астраханский драмтеатр
Врезка
Авторы всех новелл – участники конкурса малых пьес «Сториз». Его организатором выступает известный театровед Татьяна Джурова, которая, кстати, тоже приглашена в Астрахань на Фестиваль премьер. После него будут подведены итоги работы труппы театра в 211-ом сезоне.