Керемет-квартет: классный коллектив из Астрахани
Интервью с великолепно поющей четверкой
Мы давно планировали встречу с этой астраханской четверкой, и наконец, она состоялась! Сегодня героями нашей постоянной рубрики #творческиелюди стали солисты “Керемет-квартета” : Саид Мурзагалиев, Кайрат Шайхиев, Марат Кулкаев и Айвар Сарбасов. О творческом пути вокального коллектива — в нашем материале.
История “Керемет-квартета” началась в 2018 году. Так сложилось, что именно к этому времени в регионе не осталось ни одного современного мужского коллектива, исполняющего популярные хиты советской и современной эстрады. Поэтому Дирекция по реализации культурно-массовых программ и решила создать вокальный квартет, сочетающий в себе голоса, харизму, профессионализм и астраханскую уникальность его участников.
Ведь это не просто астраханский, а еще и казахский коллектив.
“Керемет” в переводе с казахского языка означает “красивый”, “хороший”, “чудесный”, “классный”.
— Расскажите, когда в вашей жизни появилось творчество?
Саид Мурзагалиев: “Приблизительно в 9 классе я начал активно заниматься музыкой. Примером для меня стали родители, а именно отец, который искусно владел игрой на домбре и гармонии. Глядя на него, я учился, запоминал и впитывал. После 11 класса поступил в училище культуры (сейчас колледж культуры и искусства) на оркестровое отделение по классу казахской домбры, где нашим учителем был Тлягат Ислямович. В это время и начался у меня более профессиональный подход к музыке. Играть стал увереннее и произносить казахские слова еще лучше. Хотя у нас в семье поддерживали традиции и всегда говорили на казахском языке”.
Марат Кулкаев: “Петь начал еще в детстве. Мой отец всячески поддерживал меня, отправлял на разнообразные конкурсы и фестивали, где я занимал первые или призовые места. А в 9 классе стал выступать на торжественных и свадебных банкетах, подрабатывать ведущим. С этого момента и начал активно петь. Много занимался музыкой сам”.
Анвар Сарбасов: “Музыкой также стал заниматься с детства. В 6 лет родители отдали меня в музыкальную школу на класс домбры. Отучился три года и понял, что этот музыкальный инструмент мне не подходит. И на долгие годы я оставил творчество. А после того, как я закончил обучение на программиста, меня каким-то образом занесло в культурную деятельность — и я снова начал выступать. Появилось второе дыхание и захотелось получить профессиональное музыкальное образование. Я поступил на вокалиста в музыкальный колледж, но не закончил — меня забрали в армию. После службы продолжил работать в культурной сфере, и однажды меня заметили”.
Кайрат Шайхиев: “Я никогда не думал о творчестве. Профессионально занимался футболом. Был капитаном школьной команды, став старше — уже капитаном районной команды. А петь начал в 7 классе, на утренниках и праздниках. При этом для меня это было не так важно, как спорт. Когда пришло время выбирать учебное заведение для поступления после 9 класса, у меня было только два варианта — спортивная школа “Волгаря” или музыкальный колледж. Но так как спортшкола на тот момент была дорогостоящей для нашей семьи, я поступил в колледж. Первые три курса особо не учился, занимался спортом — футболом и единоборствами немножко. Но на 4 курсе меня вдруг осенило, и я стал больше внимания уделять музыке, репетициям. Стало все получаться. После колледжа я поступил в консерваторию, но не завершил обучение — надо было работать”.
Кстати, сейчас парни являются студентами Астраханского государственного университета на дополнительной специальности — “Педагог театрального искусства”. Подчеркивают: так как их жизнь сейчас тесно связана с искусством, то важно иметь и соответствующее образование.
— В чем разница между соло-исполнением и в коллективе?
Саид Мурзагалиев: “В соло все зависит от тебя. В коллективе все зависит от каждого”.
Марат Кулкаев: “В нашем квартете мы всё друг для друга. Я могу петь и с Саидом, и Анваром и с Кайратом как по отдельности, так и вместе”.
Айвар Сарбасов: “В первую очередь, мы должны на ментальном уровне чувствовать друг друга (что мы и делаем). Если этого не будет, то каждый начнет тянуть одеяло на себя, и будет все выглядеть некрасиво и звучать отвратительно. Сейчас мы как единая команда, понимаем друг друга без слов”.
— А когда вы только начали работать вместе, у вас получалось услышать друг друга?
Айвар Сарбасов: “У каждого человека есть своя текстурная окраска голоса, и не всегда с другими людьми это пение может быть созвучно. А у нас все совпало. У нас очень хорошо звучат голоса вместе. Вначале всегда все подстраиваются и привыкают”.
Кайрат Шайхиев: “И здесь мне хочется внести ясность по поводу тембра голоса в квартете. У Саида есть две стороны — контртенор и крепкий тенор. У Марата — лирический баритон. У Айвара — лирический баритон, но приближенный к тенору. У меня может быть крепкий баритон и бас-баритон”.
В этом идеальном сочетании голосов солистов огромная заслуга их музыкального руководителя Сергея Калмыкова.
Репертуар “Кермет-квартета” очень разнообразен: это народные и современные казахские песни, песни советской, современной и классической эстрады.
“В нашем репертуаре присутствуют абсолютно разные песни и для взрослых, и для более юного поколения”, — почти хором ответили ребята.
— Расскажите самые интересные и забавные случаи с ваших концертов.
Саид Мурзагалиев: “Часто путают наши фамилии. Как артист ты не должен это показывать. Нужно продолжать улыбаться, несмотря ни на что”.
Айвар Сарбасов: “Был один случай. Мы тогда выступали на “Кутум-эстраде”. И мне нужно было сесть на табурет на колесиках. У нас начало номер, зал полностью затемнен. И как только мне удалось на него присесть, колеса у стульчика прокрутились, и я с грохотом падаю на сцену. А постановка номера такая, где песня очень серьезная. Мои коллеги еле сдерживались, но смеяться было нельзя”.
Марат Кулкаев: “Мы помогли ему подняться, но песню продолжили петь с серьезным видом” (смеются все “кереметы”).
Саид Мурзагалиев: “Для танцующего коллектива очень важна синхронность. Но были случаи, когда все было не синхронно. Кто-то из нас присел, а кто-то до сих пор стоит” (улыбаются все).
Айвар Сарбасов: “Кстати, хочется добавить и про невозмутимость артистов. На самом первом сольном концерте у Саида в брюках была иголка — портные забыли вытащить. А он вообще не подал вида, полностью отработал номер. И только после того, как выступление закончилось, он побежал за кулисы и достал иголку.
Когда выходим на сцену, мы должны полностью отключаться от реальности и своих личных переживаний. Еще интересно, что люди многого не видят. За весь концерт мы переодеваемся в среднем 5 раз. Промежутки между выступления составляют около 1,5 минут. И за это время необходимо скинуть предыдущий образ и надеть следующий. Нам, конечно, помогает наша команда. Но и здесь тоже бывают небольшие казусы — носки не того цвета, пуговица во время переодевания отпала”.
— А какую музыку вы любите?
Марат Кулкаев: “Я на самом деле меломан. Слушаю все.”
Айвар Сарбасов: “Хороший музыкант всегда меломан. Разделять музыку на жанры тоже не совсем правильно, ведь в каждом жанре обязательно будет любимая композиция. Но мы все в коллективе любим творчество Алексея Чумакова и Александра Панайотова”.
Саид Мурзагалиев: “Я люблю больше песни 80-х. Для меня в этих песнях больше глубины и смысла. Нравится еще слушать уникальные голоса, не как у всех. Но признаюсь, когда я делаю что-то в доме или езжу в машине, то никогда не слушаю музыку”.
Кайрат Шайхиев: “Я как классический исполнитель люблю слушать легенды отечественной эстрады. Это Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, а еще Лучано Паваротти. Современную музыку стал слушать в последние года два. Еще мне очень нравится Баста — это единственный рэп-исполнитель, которого я могу послушать”.
После разговора с “Керемет-квартетом” внутри осталось приятное чувство. Ведь на протяжении всего интервью ребята шутили и смеялись, было очень легко и весело, будто мы давно знакомы. Нашей команде очень понравилось общаться с уникальным астраханским коллективом, и мы решили, что обязательно с ними еще встретимся — как минимум, на следующем концерте!