Слово и театр в моей судьбе. Анна Абдрахманова
Интервью с завлитом Драмтеатра
Ее имя хорошо знакомо театралам Астрахани: Анна Абдрахманова (Штепина) — заведующая литературной частью драматического театра. С театральным искусством ее связывают долгие 35 лет. Она начинала служить в ТЮЗе, затем перешла в драматический театр. Пишет пьесы и стихи. Одна из пьес Анны Михайловны стала лауреатом I премии международного конкурса драматургов «Евразия-2010». Две сказки поставлены на астраханской сцене, постановка по ее пьесе шла и в Московском театральном центре «Вишневый сад», также в репертуарах нескольких региональных театров. Ну а в свободное от искусства время она увлекается русским роком. Об этом и многом другом читайте в нашем интервью.
— Стать актрисой в детстве, знаю, вы не мечтали?
— В детстве, конечно, нет. Я была очень скромным ребенком. Мечты об актерской профессии, конечно, были — в юности. Но довольно быстро улетучились. Вскоре я поняла, что мое призвание — это театр, но не сцена, а скорее — литературное творчество. Я люблю писать, люблю работать со словом. В детстве, конечно, нас водили в театры, меня вдохновляли собственные успехи на утренниках, но это не переросло в мечту стать актрисой. В студенческие годы я не пропускала премьеры, пересмотрела все спектакли из репертуара астраханских театров. На стипендию получалось брать билеты на третий ярус, иногда на галерку, да-да, порой и туда забиралась (улыбается).
— Расскажите о вашем профессиональном пути к театру.
— Я пришла работать в театр совсем юной, в 1979 году. После того, как не поступила в институт. Пришла по объявлению в ТЮЗ. Сначала работала уполномоченной по распространению билетов, потом — в кассе, в костюмерном цехе. А через год я поступила в институт и вернулась в театр уже с дипломом на должность педагога.
— Какие периоды работы запомнились как самые тяжелые? Какие были насыщены интересными событиями?
— В театре так бывает: кажется, что сейчас ты счастлив до небес, а через минуту ты словно самый несчастный человек. Был тяжелый период в 1993 году, когда я только пришла в Астраханский драматический. Полгода работала в театре на колёсах, когда шёл затяжной семилетний ремонт здания. Коллектив переехал в неотапливаемые помещения в Летнем гастрольном театре. Артисты ходили на репетиции в пальто. Труппа после таких скитаний была изрядно измотана. Хоть я всего лишь полгода в этих условиях проработала, но тот период запомнила одним из самых тяжелых для театра. В памяти земляной склад, где хранились, да не сохранились многие исторические фотографии, документы, костюмы; и строительные леса на сцене… Лучшие же годы работы связаны с режиссером Александром Михайловичем Цодиковым. Он помогал войти в профессию, мы находили общий язык, в вопросах творчества были единодушны, он «сделал» из меня заведующую литературной частью.
— Ваш первый драматургический опыт связан с этим периодом?
— Не вдруг и не сразу. В институте зарубежную литературу нам преподавала искусствовед, театровед Ирина Викторовна Колесова. Еще она вела театральный кружок, где мы смотрели и обсуждали спектакли, писали рецензии. Во многом благодаря ее любви к театру у многих студентов зародилось желание писать о нем. Потом журналист Нина Ивановна Куликова посоветовала мне рецензировать спектакли – серьезно, не по-студенчески. Во мне всегда жила потребность в творчестве — пробовала мастерить украшения из глины и кожи, шила, рисовала, вышивала. Искала выход своей творческой энергии, и нашла… Художественный руководитель театра Никита Ширяев дал возможность писать интермедии к сказкам. Мы писали с мужем (заслуженный артист РФ Валерий Штепин). Одна из наших первых интермедий была поставлена в Театре кукол. Постепенно в творчестве подошли и к первой пьесе. Идея принадлежит моему мужу. Я прописывала сцены, советовалось с композитором и другом Татьяной Ионовой. Они говорили первые «верю» или «не верю», активно участвовали в процессе рождения меня как драматурга. Сначала я писала детские сказки, потом пробовала себя во взрослой драматургии.
— … И в стихах? На ваши стихи написаны песни, они прозвучали и на астраханской сцене. Расскажите об этом.
— Порой при постановке спектакля была необходима помощь заведующей литературной частью. Вместе с режиссерами мы выбирали пьесы и редактировали, в основном, сказки. Какие-то сюжетные линии убирали, заменяя их песнями песнями. Мы работали с Татьяной Ионовой – очень творческим, талантливым композитором. В театре часто ставили музыкальные сказки. Вместе с Татьяной мы написали для нескольких сказок стихи и песни. В творческом тандеме у нас родились три песни про Астрахань. Наши дети исполнили одну на юбилее Валерия Штепина, затем даже сняли клип. В репертуаре театра было пару спектаклей, где звучали шлягеры зарубежной эстрады, для которых я написала русские тексты песен. Работала и с режиссером Алексеем Матвеевым, когда было необходимо прописать для его спектаклей песни, вложить в них мысли режиссера и актеров.
— Однако сами вы предпочитаете слушать не классику. Вкус определили ваши мужчины – муж и сын?
— Русским роком я увлечена со студенчества. «Аквариум», «Кино», «Аукцыон» и многое другое. Предпочитаю ленинградский рок-клуб, где умные тексты, близкая мне музыкальная гармония. С удовольствием открываю для себя новые молодые команды. Группа, у которой все идеально сочетается – это «Аквариум». Муж тоже увлекается рок-музыкой, только зарубежной, но я его приобщила и к русскому року. Сын слушает и то, и другое, но больше — современную электронную музыку. С мужем пару раз мы были на фестивале «НАШЕствие». К слову сказать, старший сын моего мужа тоже музыкант в рок-группе, и именно его группу «Олег» мы и слушали на фестивале с пристрастием. Ещё я была на концерте «Наутилуса» в Питере, в Волгограде на концерте Жанны Агузаровой, на многочисленных концертах рок-музыкантов в Астрахани. Ни разу не пропустила выступления «Аквариума» здесь. К моему огромному сожалению, не успела увидеть живых концертов группы «Кино». От русского рока я заряжаюсь энергий. Это совершенно другая природа эмоций, чем театр.
— «Остров забытой мечты» — премьера вашей пьесы 212-го сезона на сцене родного театра. Вы думали, что такое возможно?
— Родной театр не первый раз обратился к моему творчеству, первым рискнул взять в репертуар мою сказку художественный руководитель Станислав Таюшев. Он опытный режиссер. В плане ремесла я знала, что он сделает добротный материал, он помогал и в редактировании. Вторую пьесу, после ее победы на конкурсе, предложила поставить директор Галина Камыхина. Режиссером стал Валерий Штепин. Что касается пьесы «Остров забытой мечты», режиссер Марина Петренко (г. Москва) увидела в ней что-то, была убедительна в идее постановки и для нынешнего художественного руководителя Александра Огарева. Хоть ее выбор из пьес, предложенных мной, для меня был неожиданным. В этой предновогодней истории интересно работает художник Ирина Бринкус (г. Москва). Сказка должна заиграть красками и современно прозвучать — это музыкальный спектакль, к которому пишет музыку молодой композитор Дмитрий Котов (г. Москва). Премьера назначена на зимние праздники, перед Новым годом.
— Если бы вы попали на «Остров забытой мечты», какое сокровенное желание загадаете?
— Сегодня и всегда, сегодня особенно, переболев всерьез «модным заболеванием», понимаю, что мы ничего не решаем в этом мире. Наше существование очень хрупко. Моя мечта, чтобы моя семья и мои близкие были здоровы, чтобы сын был счастлив.