Музей в театре, или наглядное прошлое астраханской «Драмы»
Проект ART&Факт заглянул на экскурсию
Говорят, театр начинается с вешалки, а вот заканчивается он особым, атмосферным уголком – музеем. По крайней мере, в случае с Астраханским драмтеатром. Да-да, антракт здесь тоже можно провести культурно, прогулявшись по фойе 2 этажа. В этом музее не встретишь диковинные экспонаты первобытных времен, но культурные приветы из прошлого точно будут!
Нашим гидом стала завлит Драмтеатра Анна Абдрахманова, работающая здесь еще с 1993 года. Так что она принимала непосредственное участие в создании музея.
История об истории
Драмтеатр, 93-й год… Именно в тот период завершалась семилетняя реставрация, во время которой театр кочевал по разным площадкам, в том числе базировался в театре парка Аркадия. Ну а после в «Драму» пришел новый худрук Никита Ширяев, у которого появилась идея создать музей. Средства полностью оправдывались целью: сохранить в театре уникальные предметы театрального драматического мира. Мы не можем точно утверждать, что это была самая первая попытка создать здесь музей — за 210 лет все могло быть. Но в новейшей истории именно этот случай стал отправной точкой. Разместился музей в помещении теперешнего репетиционного зала, некоторое время там копились и выставлялись экспонаты, но вскоре музей закрылся. Как говорят, не прижилось…
И вот, уже новое тысячелетие. 2010 год. К юбилею Астрахани театр закрывается на очередную реконструкцию, которая длилась полгода. Директором «Драмы» тогда была Галина Камыхина — после большого перерыва в истории музея именно она решила его восстановить. К делу подошли со всей ответственностью, ведь скопившиеся за годы экспонаты предстояло собрать буквально по крупицам со всего театра: в реквизиторском, парикмахерском, костюмерном цехах… На старинных предметах не было никаких подписей, а нужно было установить правильную временную эпоху. С этой целью в театр пригласили Елену Герасимиди — заведующую Музеем культуры Астрахани. Она с особой тщательностью рассматривала своим профессиональным глазом фотографии и другие экспонаты, определяя, к какому времени они относятся.
Экспонаты театрального музея — имущество театра, сохранявшееся веками и дошедшее до сегодняшних дней.
Ну а новый, ключевой этап, в истории театрального музея случился уже относительно недавно — по инициативе директора «Драмы» Татьяны Бондаревой экспозиция обрела современное обрамление и переместилась в фойе театра, что позволило увидеть раритеты огромному числу театральных зрителей. Сегодня музей в Драмтеатре встречает гостей прямо по пути на верхние ярусы или во время антракта. Только представьте – вы оказываетесь в старинном здании на Советской, поднимаетесь по кованной лестнице и попадаете в творческое пространство, где выставлены стеклянные витрины с предметами, которые «жили» в этом театре задолго до вашего рождения.
Обустроен музей таким образом, что фойе становится своеобразной машиной времени, где по одну сторону вы видите вековую историю, а по другую – современность: фотографии сегодняшних актеров, блистающих на драматической сцене.
Театральное прошлое на стенах
На стенах музея собрана необычная портретная галерея. Портреты изготовили еще к первому музею, взяв иллюстрации из книги Михаила Абросимова — члена Союза театральных деятелей, который исследовал создание театра в стране. На портретах изображены антрепренёры — люди, от которых зависело становление театра.
Каким способом в давние годы сообщалось о предстоящих постановках? Афиши и программки размещались на театральных тумбах. В музее Драмтеатра можно увидеть эти старинные афиши в формате ЧБ и перенестись, скажем, в начало прошлого века.
1917 год. Сводная афиша театра сообщает о бенефисе самой Альяновой — здесь же говорится о том, что билеты можно купить «по обыкновенным ценам».
Перемещаясь по изогнутому коридору театра, вы вдохновитесь вывешенными здесь эскизами к спектаклям, которые создали когда-то художники прошлых лет, а спектакли эти уже не идут на драматической сцене. Так что и это уже история.
Здесь к нашей экскурсии присоединяется Наталья Дьякова, художник по костюмам:
— Театру 200 лет. Естественно, должны были сохраниться какие-то артефакты, они были отреставрированы и представлены в музее. Здесь микс из современных вещей и раритетов конца позапрошлого века. Есть предметы, которые действительно играли в спектаклях. Есть вещи, которые имеют ценность чисто музейную и служат для компановки. И настоящие антикварные вещи.
Раритеты под стеклом
Условно говоря, в создании музея принимали участие и астраханцы, которые приносили сохранившиеся с давних времен старинные предметы — так, под музейным стеклом оказался патефон позапрошлого века и пластинки для него.
Причем, был случай, когда для одной постановки понадобился патефон, и его на время изъяли из музея. Таким образом, антикварный предмет получил новый шанс и сыграл на сцене.
Прямо по центру одной из витрин лежит белый лист бумаги, исписанный буквами-бусинками, соединенными между собой воздушными петлями – эдакий образец каллиграфии.
Это письмо случайно нашлось в бумагах архива, оно не имеет отношения к театру, но такое настроенческое и старинное, что его решили поместить под стекло, как привет из прошлого.
Здесь мы также увидели большие старинные банкноты 19 века номиналом 10 рублей и 1000 рублей. Эти «ценные бумаги» поработали во многих спектаклях.
А наше внимание уже привлекает театральная печать, которая оставляла на бумаге слова: «Гортеатр». Делаем вывод, что этой печатью в советское время заверяли важные документы в Драмтеатре.
Сохранились даже аутентичные гвозди из-под сцены, которые были найдены во время реставрации здания.
Прямиком из костюмерного цеха на полки музея пришли головные уборы, которые надевали артисты театра, облачаясь в своих персонажей. Это и кивер (военный головной убор цилиндрической формы), и «наполеонка».
Настоящей отсылкой к историчности служат инструменты постижёрского цеха. Такие вытянутые металлические предметы – ножницы и плойки – их подогревали и завивали актерам волосы или парики. Уже представляете себе парикмахерский цех Драмтеатра в 19 веке?
Переводим взгляд на пульверизатор – стеклянный сосуд, который заполнялся одеколоном и придавал актерам необходимые ароматные нотки.
А вот и сыпучая пудреница — на футляре, хранившем ее, указано название «Театральная». В советские годы в крупных городах (Москве и Питере) были магазины Всероссийского-театрального общества, где приобретались приспособления для театров, грим, парики и вот такая пудра. Перед выходом на сцену артисты обязательно припудривались, чтобы не блестело лицо. А наносилась пудры ненавязчивым действием – словно задували свечу.
Словом, вы уже поняли, что глаза наши буквально разбежались от этого великолепия — и это еще далеко не всё!
Спектакль в макете
Подмакетник – важнейший предмет для работы театрального художника. Он же — один из главных атрибутов в создании спектакля.
Сначала режиссер ставит задачу перед художником, объясняет, что хотел бы видеть, какие акценты. Концепцию они обсуждают вместе. Над видеорядом работают, как правило, два художника: художник-постановщик и художник по костюмам. Декорации и персонажи в миниатюрах выстраиваются на сцене-подмакетнике, это дает наглядность примерного видеоряда для самого спектакля. Затем изготавливаются эскизы, после они утверждаются на техническом совете. Когда все участники творческого процесса пришли к единому решению, обсуждается, как реализовать задумку в действительности. Теперь начинается работа над самим спектаклем. Цеха приступают к изготовлению декораций, шьются костюмы, актеры репетируют…
В музее выставлен подмакетник, на котором собраны элементы декораций разных спектаклей Драмтеатра. Например, окошко со ставнями из «Дядюшкиного сна» (шел на сцене в 2009 году), или кованная решетка из спектакля «Коварство и любовь», который и сегодня можно посмотреть в театре.
Костюмы
Художник театра Наталья Дьякова восстановила 6 сценических костюмов, и мы тут же представляем актеров, облаченных в них на сцене Драмтеатра прошлых лет, играющими в спектаклях, которые сегодня уже не идут.
Работа художника над артефактами поистине кропотлива – нужно было восстановить старые материалы, подобрать кантики и кружева под стать — при этом важно придать зрелищность предмету, сохраняя его историческую идентичность.
В каких спектаклях эти костюмы играли, к сожалению, не известно. Но точно определено время их создания – 40-60-е годы прошлого столетия. На временную принадлежность указывают специалистам ткань, качество работы и даже внутренние швы!
Экскурсия завершается в конце фойе, где представлены образцы театрального костюма 19 века.
С самого начала истории музея здесь представлены эти два удивительных экспоната, самые старинные из всех – им уже двести лет! Они хранятся в специальных условиях, в стеклянных кубах, защищающих старинную ткань от повреждений. Разве что изредка, раз в несколько лет, их с особой осторожностью извлекают из-под стекла, чтобы буквально слегка смахнуть с них пыль. Театральную пыль летящего времени…
Наталья Соболева