Анна Бабышева: года три назад пришло вдохновение…
Астраханская художница – в интервью AK
Команда AstraKult в очередной раз отправилась на поиски интересных историй о творческих астраханцах. Сегодня мы расскажем о необычной художнице Анне Бабышевой. Вернее, расскажет она сама — в процессе нашего интервью.
В ее дамской сумочке всегда особый набор: скетчинг с рисунками, а еще пенал, в котором гелиевые ручки, тушь, чернила и акварельный маркер.
Анна Бабышева уже хорошо известна жителям нашего города, а также пользователям Instagram (@baby_sheva) своими рисунками. Пик ее популярности пришелся на празднование 300-летие Астраханской губернии. Да-да, именно эта прекрасная и талантливая девушка — автор тех самых рисунков для юбилейной серии.
Этот рисунок был сделан по мотивам референтных фотографий Александра Корноухова.
А не так давно ее работы украшали астраханские билборды к юбилею города.
Первый рисунок
«Инстаграм — как электронный дневник. Я всегда делюсь тут со своими близкими новыми рисунками», — признается наша собеседница.
Среди ее первых набросков были здание ЗАГСа, набережная Волги, площадь Ленина. А также горожане, в окружении архитектуры. Дальше – кафе, чашки, люди, стойки…
Еще меня всегда привлекала городская старина, астраханские закоулочки, этот просоленный кирпич, ворота, которые уже скрипят и рассыпаются.
Самым главным для себя проектом Анна Бабышева называет «Путешествие в Каспийскую столицу». В книжном издании ею были изображены все колонтитулы, а также проиллюстрировано начало каждой главы. Для этого художница обошла Астраханский кремль буквально со всех сторон — были сделаны десятки рисунков с разных ракурсов. Прогулки по старинным улочкам тоже отобразились на белоснежной бумаге.
Я очень благодарна фотографам, которые участвовали во многих проектах Издательского Дома «Астрахань». Алена Рыжова, Евгений Полонский Василий Дудин, Наталья Тёмная, Александр Корноухов, Эльдар Абасов — все они сыграли огромную роль, способствуя развитию интересных проектов. Их снимки украшали новые книги и по мотивам многих из них создавались рисунки. А главное, их творчество вдохновляло — проект календарей на 2018 год реализовался благодаря нашему совместному участию!
Кстати, проект «Путешествие в Каспийскую столицу» занял второе место среди стран СНГ по иллюстраторскому оформлению. А в настоящее время запускается проект по купеческим домам, в котором Анна будет участвовать.
Это та самая старина, которую я пытаюсь везде уловить…
– А с чего все начиналось?
– Когда тебя уже можно называть художником, кто-то решается задать вопрос: ты где-нибудь учился? Отвечаешь, что посещал художественную школу. Получаешь незамедлительную реакцию: а, ну тогда все понятно! Меня всегда это удивляло: во-первых, художественная школа другой художественной школе рознь. Один из важнейших факторов – человек, который рядом с тобой, который тебя обучает. Я безумно благодарна такому человеку. С 10 лет училась в Художественной школе №2 у Натальи Черемской: она заражала учеников желанием рисовать и стремиться к результату, при этом никогда не мешала нам проявлять себя.
Вдохновение
– Прошел довольно большой период до того момента, как вы вернулись к искусству. Что произошло? Вдохновение?
– Именно так. По окончании художественной школы я, тем не менее, художником себя не видела: училась в школе с английским уклоном и именно в этом направлении собиралась двигаться в карьерном плане. Но тайная мысль стать архитектором меня никогда не покидала. И все же, жизнь расставила свои приоритеты. Сегодня я педагог английского языка и психолог – это моя корка. А рисование – мое хобби; занятие, что называется, для души. Года три назад пришло вдохновение. Я помню свои ощущения — ходила со своим скетчбуком по всему городу.
Открытка из юбилейной серии к 300-летию Астраханской губернии. Создавалась по референтноым фотографиям Алены Рыжовой.
Меня стали привлекать здания и ракурсы, которые я даже не замечала прежде. Я вдоль и поперек изучала объект и зарисовывала его. А потом появились люди, которые меня заметили, и понеслись интересные проекты.
– В каком стиле вы любите работать больше всего?
– Меня до сих пор кидает из стороны в сторону (смеется). Изначально, конечно, все пошло от рисунка и плавно перетекло в графику. Но последняя много на себя берет — это детальная, кропотливая работа. И я тут же ухожу в скетчинг — то есть в то, что быстро и легко.
Я до сих пор уважаю ЧБ, с помощью которого можно выразить много больше. Цвет… он все-таки обязывает…
В моем блокноте хранится все самое личное, и он всегда со мной. Пережитые за день острые эмоции я отражаю здесь, на страницах личного скетчбука. Здесь не только рисунки — еще много цитат и стихов. Мы похожи в этом с моим младшим сыном — ему 9, и он очень любит рисовать. Часто садится рядом и наблюдает техники, приемы. Рисовать начал еще с раннего детства — как только взял в руки карандаш. И вот, он что-то пережил за день, приходит домой и изображает это на листе. В ход идет все – фломастеры, карандаши, ручки. Получается у него крайне информативно. У меня стоит огромный чемодан, в котором хранятся все рисунки. Никогда не выкину, посмеемся вместе с ним лет через 20.
– Что самое сложное в этом творчестве?
– Самое сложное – когда рисуешь не архитектуру, а своих близких. Портреты. Всегда легко рисовать того, кого ты не знаешь: ты видишь сразу все выделенные черты, особенные приметы.
Я почти совсем не рисую родных: я знаю, как улыбается ребенок, как его глазки щурятся, но передать эти эмоции в полной мере не всегда удается в рисунке. Может, кто-то увидит и скажет, что получилось очень похоже. А я вижу и понимаю, что нет.
Я очень люблю изображать в рисунке эмоции, не просто лица людей. Хохот сквозь слезы, падение, кокетство… энергетикой заряжаешься. Смотрела хороший фильм и настолько переживала, что мне захотелось эти эмоции отразить на листке. Я выплеснула их — нарисовала. Последнее из подобного – рисунок на спектакль, который меня потряс – «Не сотвори себе». Он отличался от всего того, что раньше ставили в Драме, это было впечатляюще.
Терапевтический эффект
– Вы не только хорошо рисуете, но еще и преподаете это мастерство – расскажите об этом.
– Прежде всего, процесс работы проходит в дружеской, уютной обстановке – несмотря на то, что каждый творец с головой погружен в дело, есть у нашей компании некая общность. А скрашивает наше творчество хорошая музыка на заднем плане или даже тематический фильм. Я стараюсь подбирать сложность и формат под каждого человека, прогнозирую, как он сможет нарисовать. Любая работа начинается с эскиза, наброска. Достаточно немного теории — общие базовые приемы, правила смешения цветов. И на выходе у каждого получается неповторимая картина. Более того – у каждого свой характер, своя техника.
– Рисовать хотят научиться все – от мала до велика. В чем особенности преподавания детям и взрослым?
– Скетчинг, например, больше для взрослых. Маленьким художникам нужно больше красок, больше эмоций. А здесь какие-то техники, больше геометрических понятий. Маленькие дети открыто выражают свои эмоции. Если картина, над которой они работали, им не понравилась, они не станут это скрывать и готовы вот-вот все бросить. Но я говорю: подождите немного. Как только они начинают прорабатывать детали, свет, тень — картина оживает. И я слышу восторженные возгласы, которые так греют мне душу. А после придет ученица и взволнованно поведает: «Родион ходит по всей школе со своей картиной, таскает из класса в класс, рассказывает всем, что рисовал ее сам!
– Как психолог, можете отметить терапевтический эффект в изобразительном искусстве?
— Безусловно, он есть. Как психолог, я всегда наблюдаю на своих занятиях за работой моих гостей. Это такой кайф! У одной гостьи есть особенная черта – вот она практически завершила картину и вдруг ей кажется, что-то с ней не то. Она берет определенный цвет и все замазывает. У нас был мастер-класс по Ван Гогу. Один гость использовал акрил и рисовал очень толстыми, в полсантиметра, мазками, в результате – насыщенный, интересный эффект. У другого на палитре было буквально две капельки, и вся краска размазана по сухому холсту, при этом очень грамотно было заполнено пустое пространство, он сделал плавные переходы. Я наблюдала за работой другой ученицы. Мне казалось, что ее мазки похожи на вязаные стежки. Когда я сказала ей об этом, женщина призналась, что постоянно вяжет. Стежки передались в технику с кистью, получилась вязаная картина.
– Судя по вашей страничке в соцсети, вы любите путешествовать – как работается в других городах и странах?
– Путешествие — одно из любимых хобби нашей семьи. В этих поездках всегда поражает доброта людей. В одной из них, года три-четыре назад (это было как раз в тот период, когда я только начинала рисовать), мы путешествовали на машине по Европе и проехали тогда 10 тысяч километров! В Хорватии мы останавливались на острове, где нас приняла к себе одна теплая семья. По-русски, конечно, там никто не говорил, немного – на английском. Но эти люди настолько нашли общий язык с нашими детьми, что с помощью доброты языковой барьер в общении был легко преодолен. Там у меня было много свободного времени, я пыталась подружиться с акварелью и рисовала Средиземное море. А уезжая, все рисунки подарила той семье в знак благодарности. В Грузии мы остановились в потрясающем гостевом доме, там я рисовала в манере скетчинг-графики и тоже подарила владельцу заведения рисунок. Он был так благодарен, что разместил в качестве главной фотографии картину на booking.com.
Я люблю Астрахань, уезжая отсюда, я скучаю.
– Дадите совет новичкам, мечтающим научиться рисовать?
– Мы живем один раз, не стоит бояться пробовать что-то новое.
P.S.
И напоследок, на память о нашей приятной встрече Анна сделала нам такой подарок. Так увидела художница нашу квARTиру. Лично мы пришли в восторг!
Наталья Соболева