Вопрос вопросов: Как привлечь молодёжь в театр?
Ответы искали с известным драматургом
В Доме Актёра прошла пресс-конференция Независимого проекта артистов Астраханского драмтеатра, посвящённая новому спектаклю объединения — «В душе хороший человек», а также более глобальной теме — развитию современного молодёжного театра в городе. Главным участником пресс-конференции стала автор одноименной пьесы, известный омский драматург Светлана Баженова, приехавшая в Астрахань специально к премьере.
Журналисты, работники театров и студенты в неформальной обстановке могли задать вопросы драматургу о творчестве и об истории создания новой для астраханской публики пьесы. Спектакль «В душе хороший человек» создан при поддержке Министерства культуры России в рамках проекта Союза театральных деятелей России «Инновации в области современного искусства». Цель у астраханских актёров очень важная — создать в нашем городе молодёжное театральное пространство, живой театр, интересный и понятный молодому зрителю. И, кстати, в новом спектакле вместе с профессиональными артистами (Лидией Елисеевой и Юлией Даютовой) задействованы студенты третьего курса актерского отделения колледжа культуры и искусств, причём в главных ролях (Михаил Цепляев, Екатерина Якшина, Елизавета Валяева, Дмитрий Рахимов и Денис Кораблёв).
Разговор начался со знакомства с драматургом. Светлана Баженова родилась и выросла в Омске, окончила Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского по специальности «актёрское мастерство» и больше 10 лет проработала в местном молодёжном театре. После, по совету своего режиссёра, она поехала учиться драматургии к легендарному свердловскому режиссёру и одному из главных драматургов современности — Николаю Коляде. Впервые её работы были опубликовали в 2013 году в журнале «Современная драматургия». Сегодня Светлана – востребованный автор, лауреат престижных драматургических конкурсов «Евразия» и «Дебют», её пьесы с большим успехом идут на сценах многих российских театров.
По словам актрисы «Независимого проекта» Лидии Елисеевой, сегодня театр не пользуется должной популярностью у молодёжи. Астраханских актёров заинтересовало, как обстоят с этим дела на Урале. Светлана Баженова высказала своё предположение, почему юный зритель – редкий гость на спектаклях:
Как у театра существуют предрассудки по поводу молодых людей, так и у молодых людей существуют предрассудки по поводу театра, который будет им рассказывать какую-то архаику, показывать какие-нибудь кринолины и панталоны. Чего-то они боятся. В театр идёшь за потрясением, за открытием. Хочешь увидеть то, что ты сам не понял. Надо находить пути, как их заинтересовывать. Когда мы хотим с молодёжью поговорить о чём-то сокровенном, логичнее общаться с ними на их языке. Хотя, конечно, во всём должна быть мера.
В екатеринбургском Центре современной драматургии под художественным руководством Николая Коляды, где сейчас работает Светлана, молодёжь – постоянная публика. Актёры не боятся экспериментировать и показывать зрителям внутреннюю жизнь театра. Светлана рассказала присутствующим о таком формате работы, как открытые репетиции, «эскиз спектакля» и «горячая читка», когда только что написанную и едва отрепетированную пьесу сразу показывают зрителям, чтобы обсудить постановку с ними и решить, интересна ли она публике. Таким образом происходит формирование репертуара, и главную роль в этом процессе играет сам зритель.
Премьерные показы спектакля «В душе хороший человек», приуроченные к первому дню рождения «Независимого проекта», прошли 22 и 23 февраля. 26 февраля на очередном показе будет присутствовать автор. Гости встречи, которым уже посчастливилось посмотреть новое творение режиссёра Александра Беляева и его команды, задали вопрос драматургу об истории написания этой пьесы. Как призналась девушка, всё её творчество основано на личных переживаниях и потрясениях. Ведь жизнь гораздо честнее, интереснее и парадоксальнее, чем мы можем себе представить.
— Пьеса почти автобиографическая. Я не придумываю истории, я их подсматриваю всегда. Меня очень сильно обидел один человек, и я поняла, что, наверно, заслужила это, потому что надо было порядочнее себя вести. Возможно, издержки воспитания или молодость, проведенная в театре… Хотя это присуще большей части молодого поколения – некая иллюзия вседозволенности. Об этом я говорю в пьесе. Если ты бессовестный человек, кто тебе что скажет? Сейчас же не особенно интересно быть совестливым человеком. Сейчас классно быть целеустремлённым, успешным, ставить перед собой какие-то цели, добиваться их. И то, что ты кого-то использовал по дороге, что из этого? Сами виноваты. По такой логике живёт нынешнее общество, каждый из нас в большей или меньшей степени, за редким исключением. Причём мы же незаметно для самих себя все делаем это: манипулируем людьми, формируем определённые события в своей жизни, поступаемся какими-то принципами. Ты постепенно заходишь всё дальше и дальше. Интересно только, наступит ли тот щелчок, когда ты поймёшь: что-то идёт не так, и это уже чересчур. Или ты переступишь и пойдёшь дальше. В этой пьесе у меня как раз два персонажа, два «подельника», сводные брат и сестра, которые в тандеме прекрасно работают и получают всё, что хотят от этой жизни.
Светлана Баженова с удовольствием посещает премьеры спектаклей по своим пьесам. Отзывы первых зрителей астраханской постановки, те фотографии и ролики, которые девушка уже посмотрела, произвели на неё положительное впечатление. По мнению автора, режиссёр Александр Беляев очень точно понял и передал заложенный смысл. Убедиться в этой догадке молодой драматург вместе со всеми зрителями сможет уже сегодня, на премьерном показе.