Играем, господа! О самой азартной премьере драмтеатра
Наш отзыв на спектакль «Игроки»
С самого начала что-то нам подсказывало: Гоголь в этой постановке прозвучит по-новому, ведь Лысов из тех режиссеров, кто, по собственному же признанию, не ставит классику ради классики: скорее, она у него — зеркало уже другого времени. Так что на сцене драмтеатра — плутовство на все времена.
Мне не интересно, как один обманывает другого, гораздо интереснее постичь основы философии обмана. Игорь Лысов
Эту авантюрную комедию (такое определение дал своим «Игрокам» режиссер спектакля) объединили ярко-красный эпатаж и торжество перевоплощения. Можно было прийти сюда уже для того, чтобы увидеть Александра Ишутина в роли картежника-горбуна, Елену Булычевскую в образе чудаковатого мужчины, Екатерину Сиротину за рамками амплуа голубой героини, Анастасию Краснощекову ни разу не говорящей, но много раз поющей… Наконец, Екатерину Спирину — в роли колоды карт по имени Аделаида Ивановна!
Она была нечеловечески сдержанна и проявляла экспрессию в самых нужных моментах. Здесь следовало бы добавить: «Как и подобает колоде карт», но о чем мы, господа — встречаться с живой колодой нам до этого еще не приходилось.
Говоря об игре Елены Булычевской, ее эпизод эпизодическим вовсе не кажеся. Роль Псоя Стахича Замухрышкина — большая актерская удача. Вторая постановка Игоря Лысова — вторая ее роль, и совершенно новый образ.
Что касается пространства Игры — актерской и гоголевской — его объединил огромный игральный стол на добрую половину сцены. Этому предмету выпала, пожалуй, самая главная роль — за ним решалась не одна судьба. Частенько здесь собирается шулерская компания. Тройки, семерки, тузы… — на кону высокие риски и море шампанского…
А в воздухе звучит «Колибри» — одна из самых авантюрных групп уже нового времени. Вместе с музыкой звонкости действу добавила вся обстановка — в декорациях и костюмах от художника Изабеллы Козинской.
Олег Меньшиков, Валентин Гафт, Сергей Гармаш — всех этих людей объединяет роль Утешительного, исполняемая ими в театре или кино. На астраханской сцене его сыграл талантливый актер Валерий Штепин. С тяжелой степенью цинизма он сообщает нам, что даже родного отца готов обыграть. Что уж говорить о недотепах-помещиках, у которых деньги льются рекой. Вот где начинается та самая философия обмана…
Кстати, это шулерское трио — «Штепин-Вакулин-Ондрин» — получилось очень гармоничным. Нельзя не отметить Павла Ондрина — он несравненный мастер мимических деталей и король театральной иронии. Шулер, интересующийся не только большим кушем, но и прогнозом погоды по местному радио (неожиданно появившемуся в разрезе времен)… Разносторонняя личность, согласитесь (здесь следует авторская улыбка).
И тут в компанию к авантюристам попадает новый игрок. Своей игрой он увлечен настолько, что его любимая колода — лицо безусловно одушевленное (об этом мы уже говорили). В глазах читается страсть — нажива близко. Голос немного скрипуч, спина согнута в дугу, глаза непрестанно бегают и изучают — даже карты он видит насквозь. В этом необычном для себя амплуа Александр Ишутин предстает едва ли не впервые. Образ горбуна будто отображает миллионы часов, проведенных глубоко склонившись за карточным столом — который не отпускает даже вне его. Как и Аделаида Ивановна — его постоянная спутница.
Виктору Амосову же выпадает совершенно иная карта — он оказывается лицом, потерпевшим от игры. Актер с легкостью передал юношескую наивность, ложащуюся в очевидный контраст с теми, кто по другую сторону стола. Но не все так просто в этой истории. Ему предстоит еще одно неожиданное перевоплощение…
Длинные диалоги так же дают актерам карты в руки. Действо постепенно завязывало нас с этим миром: и пусть в первом акте оно размеренно затягивалось, погружая в череду разговоров, второй акт расставил все на свои места невероятно стремительно. Хотя, расставил — слово не совсем подходящее. Развязка буквально выворачивает наизнанку все происходящее до этого.
Рушатся карточные домики, которые масть за мастью выстраивались режиссером с самого начала — домики, где каждый жил своей игрой. И по иронии судьбы, короли оказываются в дураках, а тихие омуты наполняются… Впрочем, вы все увидите сами. Финал этой истории стоит того! Маски будут сорваны, с лица и со спины.
А театральная сцена вдруг превратится в маленькое кино — и вновь необычная придумка режиссера. Под музыку из легендарного «Блефа» они, наконец, раскроют все карты с экрана кинематографа и сделают нам свой виртуальный реверанс.
Играем, господа! И хорошо играем!