Как из семи актёров сделать пятьдесят ролей?
Михаил Зощенко и театральная арифметика
В апреле прошлого года вниманию зрителей впервые представили спектакль «Родные и нервные» по рассказам Михаила Зощенко. Тринадцать историй со своими колоритными персонажами – и всего семь актёров. Кстати, постановка идёт не на большой сцене, а в уютном пространстве «Imaginarium», более известном как театральный подвал.
Во многом именно благодаря такой близости (актёры играют на расстоянии вытянутой руки от зрителей) режиссёру Алексею Метвееву удалось воссоздать неповторимую зощенковскую атмосферу. Тут и старая добрая коммуналка с её проблемами и спорами, и деревня с непростой крестьянской жизнью, и кабинет «нервного» врача. Помятый клетчатый костюм, расшитый платок, рыбацкие сапоги – всего одна небольшая деталь позволяет героям воплотить очередной образ (а их в спектакле около 50!), которые сменяются с головокружительной быстротой.
Вот Лидия Елисеева играет роль суетливой провинциальной бабки, которая может и ударить своего мужа полотенцем, и пустить слезу. А вот она уже в образе кокетливой «аристократки», щеголяющей в модных нарядах.
Или очаровательная Екатерина Сиротина то фривольно порхает по сцене в комбинации, то чуть ли не басом ругается в очереди в образе нэпманки.
За колоритность, обаятельность и молниеносность смены образов хочется также отметить Александра Ганнусенко (Иван Палыч Волосатов и др.) и Максима Симакова (управдом Канючкин и др.).
Безусловно, эта работа – нечто новое как для актёров и режиссёра, так и для зрителей, которым интересно смотреть на повседневную жизнь и узнавать в героях себя, а может, и своих друзей и близких. Судя по премьерным показам, постановка пришлась по душе даже младшему поколению, не заставшему советской жизни. И неудивительно: Астрахань – очень зощенковский город, даром что с момента написания его рассказов прошло уже без малого сто лет. Ну а репертуар театра украсился спектаклем, на котором можно смеяться до слёз и совсем этого не стыдиться: Зощенко – это всё-таки не Куни, а подлинная классика.