Театральные каникулы в Астрахани. Как это было?
Дневник от студентов-журналистов
На целую неделю студенты отделения журналистики АГУ превратились в вожатых Театра оперы и балета и прекрасно провели время с детьми и взрослыми на театральных каникулах. И как истинные журналисты они не только помогали, но и активно наблюдали за процессом, делали фотографии и пометки в своих блокнотах — наконец, вели настоящий дневник…
День 1
Краткий экскурс в программу «Театральные каникулы», знакомство с группами, совместный завтрак в театральной столовой — так начался первый день вожатых весенней смены 2019 года. Очень удивительно было слышать от детей, что они приходят на театральные каникулы не впервые: кто-то во второй раз, а кто-то даже в четвёртый, но при этом глаза у новеньких и бывалых горели одинаково. А связано это с тем, что программа каждого нового сезона уникальна и разрабатывается профессионалами театрального искусства.
Сценическая речь — первое занятие нашей группы. Дети скованны и стеснительны, сидят поодиночке. Конец занятия — они называют друг друга по имени и уже держатся за руки. Так сразу и подружились, проведя вместе всего один час.
На экскурсии ребятам выпала возможность посмотреть на театр оперы и балета с его внутренней стороны и побывать на сцене, где ещё стояли декорации с премьеры балета «Приключения Винни-Пуха»: обнять большую баночку мёда, посидеть на кресле в гостиной у ослика Иа и сфотографироваться рядом с камином из папье-маше.
После обеда детишки отправились на дисциплину под названием «Сказка пройденного дня». Первой стала тема цирка. Ребята разбились по маленьким группам и случайным образом вытянули по одной сценке, которую им предстояло подготовить за 10 минут. Все команды желали показать самый лучший номер, кто-то прибегал и к нашей помощи — просил кое-что подсказать. Кто-то искал информацию в интернете, а кто-то готовился самостоятельно. Через десять минут ребята построили импровизированную сцену и зрительный зал, у всех было лёгкое волнение, даже у вожатых, которые выступили в роли постановщика небольшого циркового спектакля в одной из групп. На нашей сцене выступали все: акробаты, гимнастки, дрессировщик с тиграми, заклинатель змей, фокусники и многие другие. Дети так заинтересовались этой темой, что мальчики в роли фокусников пообещали подготовить и показать новые трюки.
С приятной усталостью и положительными эмоциями дети отправились домой, а преподаватели в конце дня пообещали ребятам, что это только начало, а дальше их ждёт полное погружение в жизнь театра…
День 2
Программа каникул для ребят в этом сезоне представляет собой легкое и постепенное погружение в жизнь обычного театра. Причем, не только в актерское мастерство, как каждый из них мог бы подумать, они узнают и “кухню” этого прекрасного храма искусства.
Второй день начался с художественной мастерской — уютной и очень атмосферной. Петр Николаевич — это, в хорошем смысле, ее старожил. Художник театра и сценических декораций был очень спокоен в общении с детьми, ему не требовалось повышать голос, чтобы они его слушали.
Все сидели тихонько, и только вкрадчивая мелодичная речь мастера наполняла чердачный зал. Никто не стеснялся задавать вопросы, в том и числе и сам преподаватель, все время иронично переспрашивая у детей, интересно ли им и красиво ли выглядит его дерево с задних парт. Вожатым еле удалось уговорить ребят покинуть помещение и поспешить на следующее занятие.
Вновь была продолжена экскурсия по театру. Если в первый день ребята побывали за кулисами и увидели, как устроена поистине огромная оперная сцена, то сегодня они были в художественных цехах: гримерном, декорационном, обувном, швейном и костюмерном. Померили маски второго состава балета “Приключения Винни-Пуха”, которые только в стадии отшива, поговорили с феями-мастерицами, что самостоятельно красят драпировки для костюмов актрис и актеров.
Мы часто спрашиваем у ребят, понравилось ли им занятие, что интересного им рассказали, и всегда получаем в ответ только восторженные и положительные отзывы.
Не обошлось и без комичных ситуаций. Дети часто забывают свои вещи, а мы не всегда успеваем за этим проследить. В первый день Аня бегала и собирала бутылки для воды и рюкзак одного мальчика, кстати, что самое интересное, он захватил с собой кофточку младшей сестры, которую она оставила, а вот свои вещи забыл. А на второй день другая девочка забыла болеро на четвертом этаже, и уже поднявшись с нами на восьмой, сообщила об этом. Мы решили проучить их и сходить всей группой за оставленной вещью. На всеобщий детский гул, когда в общей сложности мы прошли 12 этажей, мы ответили разговором об ответственности, которую они несут, прежде всего, за себя. Ребята не обиделись и все поняли — пообещали больше ничего не терять.
В конце дня вместо ежедневной рубрики “Сказки пройденного дня” все группы собрали в просторном Желтом зале, и преподаватель по сценической речи попросила ребят инсценировать их любимые сказки. Эмоции захлестнули всех, смех то и дело отражался от высоких стен помещения.
Немного забегая вперед, можно сказать, что дети ежедневно уходят с “театральных каникул” усталыми и довольными, приходя обратно уже с новыми силами. Наша группа смогла быстро подружиться и друг с другом, и с вожатыми. Хотелось бы только иметь больше сил и тишины. Первые мгновения, когда ты возвращаешься в домашнюю спокойную и тихую обстановку, стали самыми ценными за эти пару дней.
День 3
27 марта — День театра в России. Символично, что мы вместе с ребятами провели его на «Театральных каникулах»!
Этот день ребята начали с небольшой викторины: мы выяснили, почему итальянский «Ла Скала» носит такое необычное название, какими артистами славится Большой театр в Москве, и какая легенда родилась в стенах знаменитого театра «Гранд Опера» во Франции. Историческая игра плавно перетекла в игру тканей, булавок и страз — дети постигали искусство модельера. Разделившись на несколько команд, ребята создавали уникальные костюмы. Среди самых запоминающихся: шелковое сари индийской принцессы, атласный плащ королевы моря и даже костюм сказочного героя — Аладдина. По окончании создания образов был проведён импровизированный показ, на котором присутствовали и модельеры, и манекенщицы, и даже профессиональный фотограф. Все дети смогли почувствовать себя в различных ролях модной индустрии.
После такого необычного мероприятия ребята отправились на театральные игры, где проходили спортивную эстафету, делали различные упражнения. Дети получили заряд бодрости и хорошего настроения!
Кстати, мы (вожатые) всегда выполняем задания вместе с ребятами, это создаёт дружную атмосферу. Дети всегда следуют примеру взрослых, поэтому уже с первого дня взяли за правило — делаем все командой.
3 день нашего лагеря можно назвать днём погружения в театральное костюмерное ремесло. Ребята познакомились с костюмами из различных постановок, а потом и сами попробовали себя в роли художников костюмов: создавали одежду для любимых персонажей. В конце все померили полюбившиеся образы и сделали памятную фотографию.
К концу дня ребята поставили сценки в различных жанрах, предложенных преподавателем. Создание костюмов, написание сценария, и наконец само выступление -все это предстояло детям. Вихрь творческого настроения в сочетании с приятным волнением вскружил голову даже вожатым!Нас искренне удивляет способность детей быстро работать в команде .
Креатив и дружба- два главных слова, которые описывают наших подопечных.
День 4
Музыкальный, звонкий и задорный день ждал ребят. Не случайно, кстати, ведь сегодня в театре проходил губернаторский приём в честь праздника Дня культуры. Начался день с хорового пения. Дети распелись и приступили к заучиванию новой песни, которая прозвучит на отчётном концерте уже в это воскресенье (не будем раскрывать название песни, оставим до концерта в тайне).
После ребятам удалось почувствовать себя настоящими журналистами и взять интервью у солистов: Матвея Матвеева и Анны Каденковой. Ребята не стеснялись задавать интересующие их вопросы: сколько лет солисты поют? хотелось ли им выступить в Большом театре? волнуются ли исполнители перед выступлением? Анна и Матвей с радостью отвечали на вопросы ребят, даже на самые личные и по-детски смешные.
После обеда ребята погрузились в искусство балета. Юлия Скрипченкова просветила детей, пояснила чем отличаются обычные танцы от балета. Почти все присутствующие начинали плавно двигать руками и пытаться встать на носочки. В разгар занятия к нам заглянул губернатор Астраханской области Сергей Петрович Морозов, это был неожиданный, но приятный сюрприз. Дети сразу выпрямились и стали усерднее заниматься и отвечать на вопросы, дабы показать свои знания.
А ближе к вечеру ребят ждала съёмка в видеоролике. Оператор снимал поставленный преподавателями и ребятами номер. Дети сами скооперировались в команды, фантазировали и придумывали на ходу движения. Каждый ребёнок хотел оказаться под прицелом объектива, поэтому они часто выбегали вперёд и показывали всё, на что способны: кто-то делал колесо, кто-то садился на шпагат, а кто-то широко улыбался на камеру.
Сегодня был поистине звёздный день для ребят, они уже с нетерпением ждут готовое и смонтированное видео. Кто-то из ребят пошутил, что после выхода видеоролика начнёт раздавать автографы своим одноклассникам. Надеемся, что так всё и будет, ведь из Театра Оперы и Балета выходят только лучшие, даже несмотря на такой короткий период обучения.
День 5
Пятничное утро началось с Сиреневого зала. Чистый холодный оттенок стен идеально подходит для тяжелых и выматывающих тренировок балерин. Десять девочек в лазурных купальниках напоминали известную картину Пабло Пикассо “Девочка на шаре”. Они очень красиво, отточенными движениями показывали нашим ребятам свою ежедневную разминку. Девочки всех возрастов были в восторге, мы заметили, как у них горели глазки. Экскурсия в балетные залы закончилась кратким экскурсом в история танца от астраханской балерины Валерии Мавлеевой.
На театральных историях детей познакомили с театрами США, Бродвеем, знаменитыми на весь мир “Кошками” и провели викторину по названиям тех театров, которые они уже изучили.
Акцентом этого дня стали постоянные репетиции будущего воскресного концерта. На Хореографии преподаватель разучивал с ребятами традиционный греческий танец — сиртаки. Отточенные, симметричные, плавные движения понравились всем во второй группе. Мы подслушали, что у малышей из первой группы будет танец зверят, а у третьей — рок-н-ролл. И после обеды репетиции продолжились, но уже режиссер показывала сценки для детей.
Половина отряда стала фокусниками, а другая- акробатами. Дети сами предлагали идеи для фокусов, кто-то выбрал для себя роль ведущего, кто-то захотел стать главным магом, ну и труппа воздушных акробаток не отставала и выучила технически сложные па.
День 6
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Вольтер
Атмосфера волнения и предвкушения скорейшего показа выпускного концерта охватила всех с первых минут предпоследнего дня «Театральных каникул». Ребята с самого утра репетировали номера на малой сцене театра. Шесть дней, проведенных в знакомствах с солистами, балеринами, костюмерами, гримерами не прошли для детей даром. Каждый познал азы «театральной кухни», поэтому ребята с легкостью танцуют сиртаки, исполняют акробатические трюки и даже поют песни. Дети признаются, что порядком устали, но усталость эта приятная, ведь стараются они ради идеального результата.
Ребята не перестают удивлять нас своими талантами, умением работать в команде, трудолюбием и терпеливостью. Как настоящие артисты, они трудятся по несколько часов, оттачивая каждое слово и каждое движение.
Мы учимся вместе с воспитанниками. Узнаем о детских характерах, их вкусах, их взглядах на жизнь. Они образованны, начитанны, умны (в разумных пределах для своего возраста). После этих нескольких дней (почти недели), проведенных с ребятами, каждый из нас стал лучше понимать детскую душу.
И это невероятный опыт!