Юрий Соломин: У нас в театре не работают, а служат!
Худрук Малого театра – о самом сокровенном
Одно из главных театральных событий года — большие гастроли Малого театра в Астрахани. На сцене театра оперы и балета именитая труппа представит бессмертную классику: «Ревизор», «Маскарад» и «Кабала святош». За последние два года это второй приезд театра в наш город. В 2014 году астраханцы не только смотрели спектакли, но и имели радость пообщаться с московскими гостями — в рамках творческих встреч и пресс-конференций. Художественный руководитель театра, народный артист СССР Юрий Соломин поведал тогда о самом сокровенном…
О детстве:
Помню деревянный дом в Чите, где я родился и вырос. Мы были поколением, которое оберегали, но при этом каждый из ребят понимал, что идет война. Одно из самых ярких воспоминаний детства – это когда во время уроков из коридора доносился запах пирожков с ливером. Наталья Павловна, наша учительница, кипятила чайник, и весь класс ждал перемены. Она проходила по рядам, раздавала пирожки. Потом шла и разливала кипяток по кружкам, а в бутылке у нее был сахарин…
О русском театре:
Государственный академический Малый театр – старейший театр страны. Группа его была создана еще в 1756 году указом Елизаветы Петровны (труппой она станет позднее). Императрица в ту пору задумалась: уже есть французский театр, немецкий, есть итальянская опера, а театра русского нет. В результате была создана императорская дирекция, в нее вошли петербургский Александрийский театр и московский Малый. Чуть раньше в Московском университете, что сейчас на Манежной площади зародилась актерская группа. В эту группу попал всем нам известный Михаил Семенович Щепкин – родоначальник Малого театра и театра русского вообще.
О репертуаре:
Действительно, большую часть репертуара театра составляют пьесы А.Н. Островского. Дело не в классике, а в традиции. Если ее выкинуть, больше ничего не будет. Сейчас в репертуаре 12 его пьес, и мы хотим поставить все 47. Составов много, один другому не уступает. Не важно, какой из них находится на сцене: первый, второй или третий. Это всегда актеры определенного уровня – Островский другого не разрешает. Проблемы же «что играть» у нас нет. Но есть проблема, как сохранить спектакль? Вот, например, сохраняем уже 20 лет «Вишневый сад».
Об игре и актерах:
Я имел честь учиться у Веры Николаевны Пашенной (народная артистка СССР – прим.). Она была маленького роста, но очень масштабная внутри, и ее все боялись. Я обращался к ней за советом, если на сцене что-то не получалось. Так вот на вопрос о том, как надо играть, она отвечала: «Я заплатил 1 руб. 20 коп. и хочу все видеть, слышать и понимать».
Вообще главным в Малом академическом является уважение к Тебе и к профессии – у нас в театре не работают, а служат. Мы предоставляем некоторую свободу актерам-студентам: разрешаем выбрать отрывок из какого-либо произведения и сыграть его. Так поступал когда-то Александр Павлович Ленский, который был талантливым педагогом. Как-то он собрал студентов и обратился к ним: «Уважаемые господа, над чем бы вам хотелось поработать? Что бы хотелось сыграть? Подготовьте любой понравившийся отрывок и через неделю покажите свою мечту!». Тогда одним из студентов труппы был Александр Астужев – великий трагик и гениальный исполнитель роли Отелло. Молодой Астужев сыграл Отелло и задушил Дездемону. Ленский попросил его сыграть его еще раз. А потом еще несколько раз. После очередной просьбы Астужев не выдержал: «Я устал!» На что Ленский ответил: «Вот так надо было с первого раза!»
«Время культуры». Астрахань. Август 2014г.