5 астраханских объектов, которые пережили второе рождение
Прошлое и современность
Всё новое, как известно, это хорошо забытое старое. В случае с астраханскими культурными сооружениями и памятниками архитектуры это утверждение справедливо вдвойне. В нашем городе есть масса объектов, которые словно птица Феникс не раз возрождались – из пепла, из разрухи или буквально из ниоткуда. Расскажем про некоторые из них.
Триумфальная арка
В 2017 году в центре Астрахани появилась 15-метровая Триумфальная арка, сделанная из монолитного бетона, облицованного иранским мрамором и вставками из карельского гранита. Она украшена гербами Астраханской области и Российской Федерации, а также барельефами с историческими сценами.
Прототипом этого сооружения стала деревянная Триумфальная арка, построенная в Астрахани ещё в 1871 году к приезду императора Александра II, и простоявшая аж до 1980-х годов.
Театр оперы и балета
Открытие этого театра в 2011 году стало большим культурным событием в жизни нашего региона. Новый театр был создан на другом месте, специально для него было отстроено роскошное здание, и сформирована труппа, но несмотря на всё это он считается правопреемником любимого многими деревянного музыкального театра «Аркадия», сгоревшего в 1976 году.
В этом году Театр оперы и балета, появившийся в результате переформатирования Астраханского государственного музыкального театра, откроет уже 25-й театральный сезон.
Новый театр был открыт на месте бывшего Ленинского парка, ставшего парком Театральным — он известен своим зеленым живописным видом и фестивалем «Музыка на траве». А бывший музыкальный театр в парке «Аркадия» стал Астраханским дворцом культуры «Аркадия», где теперь в основном выступают гастролирующие артисты.
Сарай-Бату
Столица Золотой Орды — древний город Сарай-Бату — была основана примерно в 1250 году. Его название восходит к имени основателя города — хана Бату, внука Чингисхана. Сарай-Бату, по сведениям историков, занимал огромную площадь, его населяли около 75 тысяч человек. Там были целые кварталы ремесленников, дворцы, школы, базары и кладбище. После переноса столицы в Новый Сарай (Сарай-Берке, вблизи современного села Царёв Волгоградской области) в начале 14-го века город пришёл в упадок, а многие здания были разобраны.
Но столетия спустя у астраханцев и туристов появился шанс увидеть воссозданный город, пусть и не в исторических реалиях. В 2011 году здесь были построены декорации для киноленты «Орда» режиссёра Андрея Прошкина, воссозданные по планам археологических раскопок и музейным архивам, при содействии учёных-историков. После завершения съёмок декорации, раскинувшиеся на двух гектарах, были подарены области, превратившись в туристский цент и даже музей под открытым небом.
Ну а ярким символом этого места стал фестиваль «Мечты барханов», который проводится здесь с 2017 года и вновь вошел в топ-200 лучших событийных проектов России по версии Национального календаря событий EventsInRussia.com.
Дом Тетюшинова
Это резное чудо зодческой мысли пережило своё возрождение в 2010 году. После долгих лет забвения и постепенного разрушения купеческий особняк превратился в музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова» — филиал картинной галереи, в котором при помощи неравнодушных астраханцев удалось воссоздать старинную обстановку и представить подлинные предметы интерьера той эпохи.
А тот самый Григорий Тетюшинов был купцом I гильдии, рыбопромышленником, возглавлявшим пароходную компанию. Свой сказочный терем он построил в 1872 году — дом по полному праву был признан одним из лучших образцов деревянного зодчества 19-го века.
Колокольня благовещенского монастыря
У этой колокольни, находящейся у Морского садика, непростая история. Она была построена в 1907 году на средства монастыря и пожертвования благотворителей. Но с появлением советской власти в регионе монастырь упразднили и несколько лет спустя, в 1930-х годах колокольню снесли.
Однако годы спустя 60-метровая колокольня была восстановлена. В рамках федеральной целевой программы «Культура России» велись работы по восстановлению — по старинным чертежам и уникальным фотографиям, в результате чего удалось воссоздать узоры и декоративные детали кирпичной кладки.
16 мая 2014 года на Колокольне Благовещенского монастыря впервые зазвонили вновь установленные колокола. Для звонницы Благовещенского монастыря весной того года в Воронеже были отлиты 10 колоколов, разных размеров. Самый большой из них весит 1300 кг, а наименьший — 10 кг.