О войне глазами Анны
Чем запомнился дипломный спектакль молодых актеров
«Дневник Анны Франк» – одно из самых культовых произведений прошлого столетия, рассказывающее о нереализованных мечтах и ужасах войны глазами молодой девушки. Книга переведена на разные языки и послужила сюжетом для многих фильмов и спектаклей, в том числе и для дипломной постановки студентов актерского отделения Астраханского колледжа культуры и искусств (курс Владимира Дёмина).
За основу спектакля была взята одноименная пьеса драматурга Аси Волошиной. Режиссёром стала актриса астраханского драмтеатра и преподаватель Екатерина Спирина. Ну а премьера состоялась в начале мая в пространстве Imaginarium.
Особенностью этой постановки является не только сюжетная линия, но также сценографические и режиссёрские решения. В самом начале перед зрителем предстает пустая сцена и восемь человек. Одна из девушек играет на скрипке пронзительную мелодию. Эта немая, по сути, сцена чем-то напоминает братскую могилу: всех тех, кто безвинно погиб от рук фашистов. «Минута молчания» прерывается речью другой девушки, держащей в руках блокнот и ручку. Её имя — Анна Франк (Анастасия Муравьева, Полина Кичигина). Из толпы она выделяется своим неугомонным нравом, который подчеркивается ее ярким платьем. Остальные персонажи в своих черных и коричневых пиджаках, юбках, брюках смотрятся на её фоне серыми мышками. Эта мысль подтверждается диалогами и поведением. Даже в замкнутом пространстве своего убежища Анна старается быть максимально жизнерадостной. При этом особенности вынужденного закрытого быта и новости с большой земли она записывает в своём дневнике.
По мере того, как герои спектакля обживают чердачное помещение, на время ставшее им домом, зритель видит, как пространство заполняется декорациями. Стулья, столы, кушетки, чайный сервиз, книги, одежда – всё это не только стесняет актеров, но и зрителей. Кажется, что ты тоже становишься частью этого помещения, где разместились семьи Франк (Довуд Самадов, Анастасия Бучкина, Анастасия Стрелкова, Залмо Гунашева) и Ван Даан (Артур Керимов, Дарья Крюкова, Виктория Левина, Сергей Арюков), а также доктор Альфред Дюссель (Семён Киворков). С появлением каждого нового человека на сцене из уст актёра сначала слышится фраза о том, где и как умер его персонаж. Эта пауза служит своего рода прелюдией, чтобы зритель понимал, в какой атмосфере пришлось провести герою свои последние месяцы и годы. В качестве подтверждения этого странного течения времени на стене весит календарь.
Заканчивается спектакль, наверное, так, как и должен. Актеры, выстроившись в шеренгу на опустошённой сцене, вручают друг другу блокнот. Дневник — как символ, как эстафетная палочка — передаётся каждому новому поколению, начиная от девушки в ярком платье, мечтавшей стать писателем…
Каролина Виноградская
Фото: astrcolcult.ru