Кустодиев, Хлебников, Папаян — выдающиеся астраханцы получили вторую жизнь
Благодаря иммерсивному театру от «Периферии»
Этим летом «Общедоступный театр «Периферия» представил в нашем городе сразу три премьеры, посвященные жизни и творчеству великих астраханцев. Поэт-футурист Велимир Хлебников, художник Борис Кустодиев и оперная певица Надежда Папаян — зрители узнают о них гораздо больше благодаря проекту «Мы – наследники великого прошлого». Воплощение в жизнь масштабной идеи проходит при поддержке Фонда президентских грантов.
Пьесы для постановок написали молодые астраханские авторы Станислав Шалковский и Анна Кочергина, а также уральский драматург Ирина Васьковская, в рамках третьей лаборатории современной режиссуры и драматургии «Жара» — «Жизнь замечательных людей» (2019). Нам удалось встретиться с режиссерами постановок — Александром Савчуком и Викторией Евтюхиной, чтобы узнать самые интересные подробности. Читайте далее в нашем материале.
Проект «Мы – наследники великого прошлого» уникален для Астрахани своей иммерсивностью — вместо театральной сцены здесь задействованы пространства астраханских музеев, а зрители оказываются в эпицентре происходящего. Спектакли проходят в Доме-музее Велимира Хлебникова, Доме-музее Бориса Кустодиева и Музее культуры Астрахани. Перед каждой премьерой была проделана большая исследовательская работа, которая продолжается до сих пор.
«И все спетые мною ноты прекрасны»
Так получилось, что у режиссера спектакля «И все спетые мною ноты прекрасны» Виктории Евтюхиной есть одна важная точка соприкосновения с главной героиней — музыкальное образование. Виктория закончила музыкальное училище Римского-Корсакова при консерватории. Наверное, поэтому тема постановки срезонировала в ней моментально.
«Имя Надежды Папаян было для меня неизвестно. Но постепенно эта личность становилась мне родной. Папаян была примой Мариинского театра. Мы до сих пор находим удивительные факты из ее биографии. Ее просили сменить фамилию на русскую, но она не пошла на уступки. И руководство театра стало переводить ее на второстепенные роли — хотя у нее были замечательные отношения с коллективом и был широкий круг знакомств. Судьба этой женщины была действительно сложная, но восхищает стойкость ее характера. А еще мне было важно, что Надежда Папаян была не просто певицей, но и драматической актрисой. Если человек понимает, о чем поет, то мы слышим и разбираем все слова и смыслы со сцены», — поделилась Виктория.
Перед тем, как приступить к постановке, режиссер вместе с актрисой Эммой Мкртчян, исполняющей роль Папаян, пересмотрели множество музыкальных спектаклей и фильмов. Эмма показала Виктории дом, где жила Надежда Амвросиевна. Постановочная группа спектакля встретилась с астраханским краеведом-историком Александром Марковым, который подарил Виктории книгу про «армянского соловья» Надежду Папаян.
До премьеры бытовало мнение о том, что не сохранилось ни одной записи живого голоса Надежды Папаян. Но в ходе работы над постановкой, а точнее — в результате общения с астраханским коллекционером — выяснилось, что одна запись точно есть. Сейчас “брошен клич” по миру другим коллекционерам о том, что ищется эта уникальная пластинка для возвращения на Родину голоса Папаян.
«Мы планируем искать в Театральном музее Санкт-Петербурга, в архивах. Если информация поступает, нам важно дать ей место. Даже в день премьеры я делилась с артистами все новыми и новыми фактами из жизни астраханской оперной певицы», — отметила Виктория.
Премьера спектакля «И все спетые мною ноты прекрасны» состоялась в Музее культуры Астрахани. Участники проекта выразили огромную благодарность всем сотрудникам учреждения, которые всегда помогали и предоставляли всю необходимую информацию.
«Если мы приходили раньше, до открытия музея, то начинали репетировать прямо на крыльце. Не хотелось терять ни минуты. Особенно меня впечатлила веранда с абрикосами, которые могли упасть в момент читки пьесы и обрызгать нас своим сладким соком. Коты, жара, абрикосы — настоящий рай», — улыбаясь, вспоминает режиссер.
Кстати, сейчас участники проекта собирают подписи на установление именной памятной таблички на доме, где жила Надежда Папаян.
«Дом Хлебниковых»
По словам режиссера независимого петербургского театра «Lusores» Александра Савчука, он сразу же откликнулся на предложение «Периферии» поучаствовать в проекте, ведь Хлебников — его любимый поэт.
«Я даже помню, когда ко мне попал сборник “Творений”. Это были старшие классы. Тогда я прочитал «Дети выдры» и ничего не понял. Но подумал: как это все-таки круто. Меня настолько впечатлило это произведение, что я везде начал рисовать детей выдр. Но работать уже более серьезно с творчеством Хлебникова начал, когда стал преподавать речь в Институте культуры — СПбИК».
Ну, а дружба Астраханского «Общедоступного театра» с питерским режиссером началась несколько лет назад. В 2017-м «Периферия» познакомилась с Александром на фестивале “Рождественский парад» в Санкт-Петербурге, где он является бессменным членом жюри. Кроме того, Александр Савчук в рамках фестиваля проводил мастер-класс по сценической речи на основе поэзии Велимира Хлебникова. Словом, точек соприкосновения становилось все больше, как и желания сотворить совместный проект.
В 2018 году Александр приехал в Астрахань и впервые попал в дом-музей Велимира Хлебникова, где провел тренинг по сценической речи на основе стихов поэта-футуриста. Сомнений уже не было — пьеса «Дом Хлебниковых» по праву «принадлежит» Савчуку.
«Сложность была в том, что текст конфликтен пространству странным образом. У нас есть устоявшееся отношение к музеям и к великим людям, что они настолько великие, будто бы ходили не по земле. У Хлебникова были непростые отношения с родителями — собственно, это и есть тема нашей пьесы. Непринятие отцом творчества сына, сложные отношения внутри семьи… И поначалу нам было сложно играть в пространстве музея, где все создано с любовью, такие непростые проблемы отца и сына», — рассказывает Александр.
В целом, подготовка к спектаклю заняла около месяца. В свои образы прекрасно вжились Олег Комаров, Екатерина Спирина, Дмитрий Карыгин и Алексей Березюк. Автор пьесы — Станислав Шалковский.
Дух того времени прекрасно передают и костюмы артистов, которые были подобраны по фотографиям в Доме Велимира.
«Большая заслуга все-таки самого дома-музея и его сотрудников. Особенно Александра Александровича Мамаева. Нам предоставили научную литературу, фотоматериалы, подсказывали, подсвечивали, направляли», — подчеркнул режиссер.
«И мглой волнистою покрыты небеса»
Третьим в этой трилогии стал спектакль «И мглой волнистою покрыты небеса». Пьесу Анны Кочергиной о Юлии Прошинской — жене художника Б.М. Кустодиева — поставил режиссер и руководитель “Периферии” Александр Беляев. Он сделал попытку «оживить» музейное пространство жизненной историей прежних обитателей этого дома. И, судя по отзывам зрителей, это получилось. Спектакль перенёс их в эпоху начала 20 века, помог живо ощутить обстоятельства жизни Юлии Евстафьевны и Бориса Михайловича.
Создатели этого спектакля убеждены, если бы не встреча в 2016 г. с Властой Петеровной Ватаман, к которой они случайно попали на экскурсию, этой истории могло бы и не случиться. С тех пор «Периферийцы» и сами приходили, и всех гостей и участников лаборатории «Жара» в 2017-м, 2018- м приводили «в гости» в Дом Кустодиева, узнавая все больше о художнике, его семье, его судьбе. В 2018-м году на драматургической лаборатории «Знай наших» Власта Петеровна провела интереснейший семинар для участников, рассказав о неизвестных страничках из жизни семьи Кустодиевых, которые вызвали живой интерес к личности не только Бориса Михайловича, но и его супруги, Юлии Евстафьевны. Поразили стойкость характера, человеческое достоинство и сила духа людей того времени. У Власты Петеровна есть мечта, чтобы о непростой судьбе Юлии Евстафьевны и Бориса Михайловича сняли настоящий художественный фильм. Мы от всей души желаем этой мечте сбыться.
А пока радуемся тому, что сбылась мечта 2019 г. -доработать показанные тогда в рамках лаборатории «Жара»-«ЖЗЛ» в музеях эскизы будущих спектаклей.
«Для меня роль Юлии Евстафьевны — колоссальная ответственность. Я преклоняюсь перед этой женщиной, восхищаюсь ей, — признается Лидия Елисеева, она же куратор проекта «Мы наследники великого прошлого, — это были удивительные люди. На их долю выпало жить в такое сложное время, а они, несмотря на все испытания, остались людьми с большой буквы!».
По словам актрисы, они («периферийцы») трижды подавали проект на президентский грант. И на третий раз выиграли.
«Для нашего театра это тоже своего рода дебют в работе с музейным пространством. Мы хотим, чтобы как можно больше молодых людей Астрахани проводили своё свободное время в театре, музеях, исторических местах города. А еще нам важно, чтобы творческая молодежь, почувствовала и осознала, что они нужны родному городу и есть возможность развивать и реализовывать свои таланты здесь, на Родине», — отметила она.