Иван Быков: о любимых ролях и сложностях профессии
Итоги встречи с молодым актером ТЮЗа
В библиотеке для молодёжи им. Б. Шаховского прошла творческая встреча с артистом Астраханского ТЮЗа Иваном Быковым. Юнкоры местного пресс-центра расспросили его о любимых ролях, сложностях профессии, мечтах и планах.
«Узнав, что я хочу стать юристом, мама перестала со мной разговаривать»
Выпускник актёрского отделения Астраханской государственной консерватории (курс Сергея Тараскина), Иван, ещё будучи мальчишкой, начал заниматься в кукольном театре при центре детского творчества в родных Харабалях. Артист шутит, что ему просто нечего было делать после школы, когда лучший друг стал учиться играть на аккордеоне. Потом были уроки вокала (которые Иван забросил, когда среди сверстников это стало казаться «несолидным») и народный театр, принесший первую роль – Тиберия Горобца в спектакле по повести Гоголя «Вий». Правда, народный театр оказал ему медвежью услугу: поскольку, по словам самого Ивана, актёрских навыков там особо не требовалось – нужно было лишь говорить как можно громче, впоследствии ему было непросто научиться произносить слова на сцене как в жизни.
На вопрос, кем бы он стал, если бы не сложилось с актёрством, Иван признаётся, что в детстве, как ни банально, мечтал быть космонавтом. Повзрослев, он некоторое время всерьёз задумывался о профессии юриста, особенно когда многие одноклассники выбрали для себя эту дорогу. «Узнав об этом, мама перестала со мной разговаривать. Она знала, что душа у меня лежит именно к театру, и не хотела, чтобы я через себя переступал», – рассказывает Иван, ломая стереотип о родителях как о людях, мечтающих, чтобы дети выбрали более прикладную и денежную профессию. В результате будущий актёр подал документы только в консерваторию, не продумывая, как это часто бывает, запасные варианты.
Сегодня Иван известен зрителям прежде всего по роли Чичикова в спектакле «Мёртвые души». Кстати, именно она стала для него дебютом на большой сцене и до сих пор остаётся самой любимой. Актёр признаётся, что работать с режиссёром Андреем Радочинским для него всегда в удовольствие.
Ещё один знаковый для молодого человека спектакль – «Дубровский» в постановке молодого режиссёра Ксении Самодуровой. Иван признаётся, что он стал для него своеобразной реабилитацией после армии и помог восстановить психофизику. Во многом это произошло благодаря интересным тренингам на погружение. «Было, например, такое: Ксения ставила перед нами стакан с водой и просила говорить ему разные приятности, посылать энергию любви. Мы на полном серьёзе всё это делали, и спустя какое-то время проникались настолько, что уже реально верили, будто кроме этого стакана у нас ничего нет, – вспоминает Иван. – И вот на пике нашей «любви» режиссёр проходила и наступала на стакан…
Мы были в шоке. Просто сидели потом все в слезах!» Отмечая спорные моменты самой постановки, Иван отдаёт должное потрясающему репетиционному процессу. «Из-за того, что днём в театре готовили другие спектакли – «Золотого петушка» и «Конька-Горбунка», – «Дубровского» мы репетировали в основном ночью. Рабочий день у меня начинался где-то в восемь утра и заканчивался в три ночи. Потом репетиции «Конька-Горбунка», где я был занят как Иван-царевич, отменили, и стало немного полегче. Хотя бывало, что мы заканчивали и в шесть утра, плелись в свои гримёрки и падали без сил. Но это было классно!»
Сейчас актёр занят в репетициях нескольких спектаклей, самым ожидаемым из которых, пожалуй, являются «Повести Белкина» в постановке народного артиста РФ Сергея Яшина (Иван играет там Алексея Берестова). Артист рассказал, что этот режиссёр тоже привёз в ТЮЗ свою интересную школу. В частности в «Барышне-крестьянке» есть фраза: «Не прошло и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблён без памяти, и Лиза была не равнодушнее, хотя и молчаливее его». Сергей Яшин предложил Ивану и его партнёрше Лие Альмяшевой подумать, что могло произойти за эти два месяца. «Я очень долго ломал голову, буквально не спал ночами, – делится Иван. – Конечно, я мог бы сказать, что Алексей с Лизой гуляли, он дарил ей цветы и т. д. Но всё это как-то скучно. И тогда я придумал, что в тот день, когда их отцы помирились – из-за неожиданно выскочившего зайца, как вы помните, – Алексей пошёл с Лизой на охоту. Предварительно он заключил с отцом пари, что первым добудет дичь. Поскольку Лиза хорошо знала всё в округе, она показала Алексею, где находится заячья нора. Алексей выследил зайца, выстрелил, но Лиза помешала ему, и он промахнулся. В результате заяц выскочил, побежал, ну и далее по тексту. То есть, получается, молодые сами стали причиной своего счастья. Режиссёру эта версия, кстати, понравилась».
Впрочем, Иван признаётся, что амплуа такого романтического героя, как Берестов, ему не близко и сам он мечтает сыграть комического персонажа или же попробовать себя в роли… сумасшедшего. А ещё парень хочет поработать на съёмочной площадке какого-нибудь сериала: киношный опыт полезен для любого актёра, считает он. Ну а нам остаётся пожелать Ивану удачи во всех начинаниях и ждать новых работ любимца публики.
Дарья АЛЕКСЕЕВА, Мария ДЕРЮГА,
молодёжный пресс-центр при библиотеке им. Б. Шаховского