Екатерина Спирина: «Джульетта — моя первая роль»
Интервью актрисы драмтеатра
15 и 28 июня Екатерина Спирина — в роли царицы амазонок Ипполиты на сцене Астраханского театра драмы. Яркую премьеру 209-го сезона назвали главной. Столичный мастер Виктор Тереля, известный как режиссер и актер, представил на сцене свою версию шедевра мировой драматургии — «Сон в летнюю ночь».
! Кстати, в творческой биографии Екатерины Спириной это вторая встреча с Шекспиром.
Культовая роль
В профессию Вы вошли с культовой ролью? Получается она настраивала Вас на «драматизм» в профессии?
— Джульетта — роль, действительно, культовая. Работа над ней шла волнительно, отношение до сих пор — трепетное, а смысл — важный. Предложение поступило на ярмарке выпускников в Курске, где нас смотрели художественные руководители ведущих театров России. Нашему курсу предложили войти в состав молодой труппы, но педагог был непреклонен: мы должны работать в разных театрах страны. Режиссер из Костромы запланировал ставить спектакль «Ромео и Джульетта», во мне он увидел исполнительницу главной роли. От такого предложения никто бы не отказался. Спектакль удался: жил долго, да и в репертуар ставили его часто.
Комедии, трагедии… Страсти, слезы и обман — стереотипы о пьесах Шекспира, как Вы воспринимаете великого драматурга?
— Шекспир вчера и сегодня — разный. В начале творческого пути — это был стимул. Сейчас я отношусь спокойнее, сохранив трепетное отношение. Мысли гениальных авторов, любого классика произносить на сцене всегда великая честь для актеров. Это тексты, обладающие потрясающей энергетикой.
Шекспир для меня, как и Антон Чехов: оба автора полны загадок, настолько многогранен талант каждого. Бездна полутонов: и мировым режиссерам для оригинальных трактовок, и актерам для полета фантазии. Отсюда разность театральных форм и интерпретаций, что рождается самим материалом. Публика в поисках новых смыслов готова ехать на конкретные постановки в театры мира. Созданы версии кинофильмов, а сколько современников еще обратятся за вдохновением к Шекспиру, к Чехову…
Чехов, Булгаков… и другие роли из классики
Вы всегда выходили к зрителю в тех образах, о которых мечтали?
— Я не отказалась ни от одной роли, даже если что-то не было воспринято и понято мной. Нас так воспитали, и я работаю в репертуарном театре. Бывает так, что сопротивление материалу помогает, на выходе хочется сделать лучше. Мне, наверное, повезло: совсем плохих ролей не было. Профессия предполагает, что мы — инструмент и ведомы мастером, а творцу надо верить. Да, и опыт работы показал, что с режиссером спорить не нужно.
Вы требуете от драматургии высокого качества или достаточно соответствия личному вкусу?
— Драматургия может быть разной, главное — чтобы она совпадала с моим мироощущением как актрисы. Важно получить отзыв внутри. Если материал впечатляет, как это было с постановкой «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева (театр «Периферия»). Тема легла и на личностное восприятие.
Новое в работе с режиссером Виктором Тереля
Работа с новым режиссером и мощным материалом, наверное, гарантирует полное погружение в пьесу?
— Любое начало волнительно. Опыт сотрудничества с каждым режиссером — это обмен энергиями, мыслями, а на стыке соприкосновения с классикой ценен вдвойне. Столичный режиссер Виктор Тереля поставил драматургию Шекспира. Актеры раскрылись по-новому, взаимодействуя и пытаясь услышать и воплотить замысел мастера. Безусловно, это новая ступень: меня меняет каждая роль. Ипполита, царица амазонок громко звучит, и по тексту у Шекспира она — вторая, но далеко не ключевая, роль. Образ, по замыслу режиссера-постановщика Виктора Тереля, значимый. Соответственно прописана им и действенная линия.
Что-то удивило Вас в работе, открыли для себя новое?
Мне была абсолютна незнакома такая форма репетиций. Мы привыкли рано выходить из «застольного» периода. Виктор Тереля сначала собирал спектакль, как бы в аудиоварианте. Он на звучании выстраивал линии, чтобы актеры услышали друг друга.
Играть и ставить классику
Вы рассуждаете как режиссер, одновременно оцениваете, как актриса…
— И утверждаю, как педагог. Сегодня это три сути, составляющие мою творческую жизнь, то, из чего складывается понимание театрального искусства. Как театральный педагог, я выпустила несколько курсов студентов актерского отделения, сделала 10 дипломных спектаклей. Постановка по пьесе Гарсия Лорка «Дом Бернарда Альбы» шла на сцене драматического театра. Сегодня я скорее занимаюсь актерской режиссурой, то есть помогаю актерам выстроить роль. Глобально режиссуре, на уровне концепции, думаю, еще предстоит учиться. И если пойду дальше, то осознанно, ведь без специального образования мастером не стать.
Актеры в режиссуре более заразительны?
— Если ты хороший режиссер, это совсем не значит, что сможешь преподавать. Я не ставлю знак равенства, просто честно делаю свое дело, которое мне еще и нравится. Когда-то я даже не представляла, что буду преподавать, а прошло время, и появилась необходимость передать другим опыт. Педагогика мне помогает работать над ролью.
В вашей театральной семье (муж, актер Дмитрий Карыгин) растет еще одна актриса. Дочь студентка первого курса Саратовского театрального института, что окончили и Вы. И это уже династия. Вы влияли на выбор?
— До последнего не знали, что дочь хочет быть актрисой. Удивлены не были, потому как случайностей не бывает. Дочь — гуманитарий. Она росла в танцах и в песнях. Да практически жила и воспитывалась в театре. С разумного возраста участвовала в творчестве семьи, и сейчас в своей среде. Она, думающая и импульсивная, рассудительная и эмоциональная. Даже если сцена не станет смыслом её жизни, я не сомневаюсь, что профессиональный путь ею выбран верно. Да, я мечтаю сыграть с дочерью в одной постановке…
Значит, будет еще Джульетта…
— И не одна. Хоть совсем необязательно, что дочь и выпускники моего курса будут работать в театре. Мне, например, при поступлении просто хотелось избавиться от комплексов. Раскрыться миру, проявить талант и (в те времена пафосно не звучало) принести пользу обществу. Именно актерское образование подарило такую возможность. Студентов пытаюсь не просто ввести в специальность, но и раскрыть их как личности. Молодежь перестала общаться и взаимодействовать. В их общении механики больше, чем эмоций. Они как бы зажаты интернет пространством.
Джульетты-роботы и Амазонки Интернета
Романтизму в современном обществе есть место?
— Наш век — быстро меняющаяся и технически совершенная сиюминутность. Люди же всегда будут за простые и понятные чувства, развивающие душу, за внутреннюю гармонию. В этом есть противоречие, которое определяет путь развития общества и возвращает человека к романтизму, в том числе.
Вы получили «отдачу» от этой версии Шекспира?
— Да, погружение в материал напомнило, что в жизни, кроме быта, есть вечные ценности и постоянные величины. Они управляют нами. Я про высшее проявление человеческого духа, про волю, в данном случае, про любовь. Высокую любовь.
Премьера дала новую жизнь комедии, каждый ее показ ведет к совершенству, продлевает спектаклю годы в репертуаре. Драматургический материал, благодаря актерскому ансамблю, всегда играет неповторимыми смыслами, со временем актеры вносят, в том числе, мудрость каждого прожитого дня. Меняется мир, идет обмен энергией со зрителями — в этом и есть настоящая «отдача».
Елена Мальчонок