Ольга Кузовлева: «Говорить миру о нашей любви к Хлебникову и увлекать за собой»
Интервью в музее
9 ноября исполняется 136 лет со дня рождения Велимира Хлебникова — всемирно известного поэта-футуриста, мыслителя, творца и нашего с вами земляка. В преддверии этого события «АстраКульт» побеседовал с Ольгой Кузовлевой — заведующей домом-музеем Велимира Хлебникова — о том, как понять будетлянина, почему музейщики отдалённо похожи на Велимира и из-за чего в личной комнате поэта практически нет бытовых предметов и мебели.
Кстати, в 2021 году Ольга Кузовлева отмечает свой профессиональный юбилей: 15 лет работы в стенах дома-музея. Об этой красивой дате и о том, как складывались отношения Ольги и Велимира, она нам расскажет в следующем интервью.
Хлебников – ВАН ЛАВ!
В 1913 году Хлебников в письме Матюшину пишет: «И всё-таки я люблю Астрахань и прощаю её равнодушие ко мне и жару, и то, что она вращается кругом воблы и притворяется, что читает книги и думает о чём-нибудь». Сегодня мы листаем книгу отзывов в Доме Велимира и встречаем массу восторженных записей от именитых хлебниковедов, художников, писателей и простых посетителей со всей России, а еще из Японии, Франции, США и многих стран мира. Астраханцы на восторги более скупы, как кажется нам. Но Ольга успокаивает: ситуация медленно, но меняется.
– Ольга, верно ли, что приезжих среди ваших гостей больше, чем местных жителей?
– Весной и летом в музее действительно много приезжих, в частности туристов. Но в целом сейчас музей Хлебникова, несмотря на его камерность и сложность, всё-таки завоевал признание и любовь астраханцев, в него ведут своих друзей, семью, коллег, гостей и показывают как нечто особенное, которым дорожат и восторгаются. Так было не всегда. Проделан долгий путь.
Изо дня в день, из года в год музей открывался жителям нашего города разными гранями, глубиной, самобытностью и, увлекая даже, на первый взгляд, неискушённого, доказывал, что можно и нужно говорить о сложном поэте для самых разных посетителей.
Если вести речь о нашей постоянной, устойчивой аудитории, то с момента основания музея ею стало учёное сообщество, в частности филологи, искусствоведы, и молодёжь, с которой мы всегда много и увлечённо работаем. Благодаря первой музей вышел на международный уровень, сумев привлечь в Астрахань исследователей со всего мира, и – да, среди них много приезжих. Именно гостями из столиц и зарубежья музей был по достоинству оценён в первую очередь. Благодаря второй музей стал местом притяжения для творческих людей – поэтов, музыкантов, художников – и точкой роста, прежде всего для астраханцев.
Сотрудники музея и сейчас неустанно трудятся, чтобы Дом-музей Хлебникова продолжал органично соединять в себе элитарность и открытость, виртуальный мир с подлинным, сохранял атмосферу начала XX века и в то же время был современным. Здесь, вне всякого сомнения, живёт душа, это чувствует каждый. Думаю, с течением времени астраханцы научились по-настоящему ценить наш музей и гордятся им. Хотя многое ещё впереди, путь продолжается. Вместе со всеми вами.
– Почему музей Хлебникова – это место, которое должны посетить все астраханцы? Почему мы должны гордиться тем, что этот человек родился на нашей земле?
– Наш музей – филиал Астраханской государственной картинной галереи имени П. М. Догадина – единственный в мире Дом-музей В. Хлебникова. Велимир вёл образ жизни странника, скитальца духа, он находился в непрестанном движении, поиске, и удивительно, что сохранилось место, которое помнит его шаги, его присутствие, помнит его энергетику. Во многом благодаря родным стенам и подлинным предметам. Напомним, что музей расположен в квартире родителей поэта, в бывшем доходном доме.
Наполнение и содержание музея поистине уникально. Основу экспозиции составляет фамильная «хлебниковская коллекция», которую передал в дар племянник поэта, художник Май Митурич. И она представлена только здесь, в Астрахани. Ручка из ветки вербы – орудие труда поэта, своеобразный символ, воплощающий собой единение Хлебникова с природой, карандаш, фрагмент чернильницы, галстук, книги из семейной библиотеки, прижизненные издания. Всё это бесценно и так трогательно.
Хлебников – один из основоположников русского футуризма и один из ключевых поэтов русского авангарда. Более того, его считают одной из важнейших фигур в истории русской литературы XX-го века.
Если имя А. С. Пушкина во многом символизирует XIX-й век, то имя Велимира Хлебникова – век XX-й. Он представлял собой новый тип поэта-учёного, объединившего в себе филолога, математика, орнитолога и в том числе проявившего себя в астрофизике и архитектуре.
Великий словотворец и экспериментатор, Хлебников вывел поэзию за грани привычного и совершил переворот во многих её областях. В настоящее время произведения поэта переведены на многие языки мира, его международное значение сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения.
И только задумайтесь – такой человек всецело связан с Астраханью!
Род Хлебниковых жил здесь испокон веков и на протяжении всей истории приумножал культурный и научный потенциал нашего края. Среди них потомственные почётные граждане, учёные, меценаты – многие Хлебниковы были выдающимися и трудились на благо нашей малой родины. Велимир стал знаковым потомком, получившим мировое признание.
Думаю, многие со мной согласятся, что он как никто другой во многом претендует на роль ключевой личности, символа нашего города в области культуры, искусства и науки.
– Часто можно услышать, что не все понимают Хлебникова. Как вы относитесь к тому, что Хлебникова часто называют человеком не от мира сего? Не обижает ли вас такое отношение?
– Такое отношение вполне естественно и понятно, а потому не может обидеть. Личность Хлебникова слишком неординарна, чтобы мерить её обычными рамками, во всех смыслах – и в плане творчества, и в плане судьбы. Столь не похожий ни на кого, он, конечно, вызывает разнящиеся мнения у рядового и неподготовленного читателя. То, что неизвестно, сложно принять. Однако есть величины, о которых не стоит рассуждать, к ним нужно прийти. И всему своё время. Главное, не затягивать с точкой отсчёта, шаг за шагом и – о, читатель! – ты будешь вознаграждён.
Если начинаешь входить в Хлебникова и постигать его систему координат, потом на многое уже не можешь смотреть как прежде. Начинает не хватать ощущения свежести восприятия, новизны, ошеломительной высоты, к которой хочется стремиться, потребности расти вслед за хлебниковским словом, этой всепроникающей взаимосвязи большого и малого, прошлого и настоящего, личного и вселенского. И даже когда мы читаем других любимых авторов Серебряного века – Маяковского, Цветаеву, Мандельштама… Эти поэты в большей степени говорят о земных страстях, о видимом и осязаемом, о человеческом, а Хлебников – выбирает иную точку обзора и масштаб, над временем и пространством, будто исчезают стены, привычные границы, и мы устремляемся в надзвёздную высь, в космос, чувствуя, как живую, пульсацию вселенной.
Я не знаю, Земля кружится или нет,
Это зависит, уложится ли в строчку слово.
Я не знаю, были ли мо<ими> бабушкой и дедом
Обезьяны, т<ак> к<ак> я не знаю, хочется ли мне сладкого или кислого.
Но я знаю, что я хочу кипеть и хочу, чтобы солнце
И жилу моей руки соединила общая дрожь…
– Как же понять поэта?
– Хлебников без усердия может не даться. Он требует максимально глубокой сосредоточенности, готовности терпеливо идти вслед за ним и столкнуться с самыми невероятными наблюдениями и выводами, на осознание которых подчас нужны годы. Кто-то может войти в Хлебникова более легко, имея определённый багаж знаний или доверясь интуитивно-чувственному, поэтическому восприятию. Кому-то нужны проводники. Музей – один из них.
Наша задача отчасти и заключается в том, чтобы увлечь, открыть или приоткрыть, что-то изменить в сознании посетителя и читателя. Чтобы после посещения вам захотелось вернуться к Хлебникову (и к нам – в музей!).
Зачастую Дом Велимира – это действительно место, куда возвращаются.
Музей даёт возможности для постижения Хлебникова. Вы движетесь по затаённым лабиринтам комнат и хлебниковских мыслей… И в этом помогают живое слово, диалог с экскурсоводом, пристрастно-увлечённое, одержимое отношение говорящего и звучащие здесь и сейчас стихи. Самостоятельное погружение в произведения поэта через книгу – кто хоть раз бывал в нашей библиотеке, тот будет стремиться сюда вновь и вновь, уединённое, вдумчивое чтение в её стенах завораживает и притягивает. Мультимедийные ресурсы – проникновение в творческую лабораторию поэта благодаря дополненной реальности и проекту «Голод пространства, или Комната Велимира».
Кстати, в отношении Хлебникова цифровые технологии становятся не просто данью времени, они наиболее точно передают наукоёмкую специфику его творчества. Велимир стоял в одном ряду с передовыми мыслителями своего времени.
Кем бы вы ни были по профессии и специальности – гуманитарием, человеком физико-математического склада, склонны ли вы к техническим или естественным наукам, что бы ни стояло в центре ваших интересов, Хлебников даёт возможности разных путей к нему, нужно только найти свой собственный.
– Какие произведения обязательно надо прочитать каждому перед посещением музея?
– Здесь, скорее всего, следует идти от цели – осознать, сколь Хлебников масштабен. Помимо ранних словотворческих опытов – всем известные «Кузнечик», «Бобэоби», «Заклятие смехом» – он оставил большое стихотворное наследие. Это и философские размышления о своём предназначении («Я и Россия», «Если я обращу человечество в часы…»), и нежнейшая любовная лирика («Детуся! Если устали глаза быть широкими…»). В более крупных формах, в частности поэмах, поражает эпический размах – от древнего мира до современности – и виртуозное стихосложение. Так, в поэме «Поэт» Хлебников показал, что «может писать, как Пушкин».
Как осень изменяет сад,
Дает багрец, цвет синей меди,
И самоцветный водопад
Снегов предшествует победе,
И жаром самой яркой грезы
Стволы украшены березы,
И с летней зеленью проститься
Летит зимы глашатай — птица…
Нельзя пройти мимо итогового произведения поэта – сверхповести «Зангези», она неизменно восхищает. Для знакомства с теоретической основой творчества Велимира – статьи «Свояси», «Курган Святогора», «Художникам мира».
И, конечно, произведения с астраханской тематикой, которые Велимир написал здесь, в родительском доме: поэма «Хаджи-Тархан», повесть «Ка», рассказ «Есир». В них запечатлена история нашего края, её природа, быт. И в то же время открывается иное культурно-историческое пространство, которое увлекало поэта: Индия, египетская мифология.
Если вы оказываетесь в комнате поэта, где были созданы все эти тексты, где Хлебников творил, мыслил, вы будто проникаете через века и ощущаете некую сопричастность. Это поражает и завораживает.
Поскольку здесь же, в Астрахани, Хлебников вёл математические расчёты и разрабатывал «закон времени», каждому будет интересно в общих чертах иметь представление о математическом труде поэта «Доски судьбы».
Комната без кровати
– Все гости вашего музея всегда особо выделяют ауру Хлебникова, которая ощущается здесь. Как она, если можно так выразиться, создавалась?
Есть дома-музеи, где сохранились родные стены, но нет подлинных предметов или же их процент очень мал. Есть музеи, где предметы сохранились, но для публики выставлены экспонаты-копии, а подлинники хранятся в запасниках. У нас всё самое ценное, хлебниковское, представлено в экспозиции.
Музей на 80% состоит из оригиналов, и у каждого из них своя легенда, которая всякий раз оживает и проигрывается в вашем воображении как в незримом театре.
Вот мордовская шапка, которая хранилась в семье, а рядом – рисунок, где сестра Вера запечатлела Велимира в этой шапке. Через определённые экспонаты воссоздаются нежные, трогательные, дружеские отношения между братом и сестрой, поэтом и художницей. Самодельные деревянные фигурки из Сергиева Посада – предметы из поездки, характеризующие странствующий образ жизни поэта. Выразительная семейная посуда и мебель как нельзя лучше воссоздают ощущение родительского дома и наполняют «Гостиную» духом эпохи начала XX века.
А вот когда мы заходим в комнату Велимира, может возникнуть вопрос: где стол, кровать поэта? И здесь у меня возникают параллели: в музее-квартире Ф. М. Достоевского в кабинете писателя отдельное место отведено большому зелёному суконному столу, в музее-квартире А. С. Пушкина – рядом с многочисленными книжными стеллажами стоит большое уютное кресло.
В комнате Хлебникова предметов обихода практически нет, они не сохранились. Их отсутствие – тоже характеристика поэта, который совершенно не был привязан к быту. Жизнь и творчество для него едины, без разграничения. А вот, кстати, сейчас в комнате Велимира вы можете взглянуть на мир его глазами. Выгляните в окно – много лет назад так же смотрел из него великий будетлянин (Улыбается).
Так что родные стены и экспонаты – это то, что в первую очередь создаёт особую ауру Хлебникова в нашем музее. Для этого созданы все условия: после масштабного ремонта музейные залы выглядят современными и в то же время сохраняют свою аутентичность. И, конечно, работа сотрудников, чьим голосом оживает хлебниковское слово, чей трепет перед нашим главным героем заставляет будоражить умы и сердца пришедших.
Мне кажется, что аура нашего музея всецело пронизана поэзией, будто наэлектризована ею, столько всего здесь было сказано, озвучено, обдумано.
Всё это остаётся в стенах и в тот или иной момент с новой силой прорастает – от слова к слову, от человека к человеку.
При этом музей не стоит на месте и всегда развивается. На сегодняшний день им одержаны победы в грантах ПАО «ЛУКОЙЛ», президента РФ (дважды), Благотворительного фонда В. Потанина (трижды). Благодаря этому совершенствуется техническое оснащение и работа в сети Интернет, внедряются новые технологии и экспозиционные решения, привлекаются интересные творческие ресурсы для популяризации хлебниковского наследия, повышается профессионализм сотрудников.
– Кто у вас работает сегодня?
– Музей – это команда. За много лет работы благодаря опыту, большой работе именно с сотрудниками и при помощи коллег постепенно сложилось понимание и видение того, какой она должна быть и как должна функционировать, чтобы музей активно жил и успешно развивался. Думаю, мне удалось подобрать таких людей.
На сегодняшний день в музейную команду входят, безусловно, филологи, а также сотрудники с другими специальностями – музыковедение, архитектура. Такой подход во многом даёт возможность объёмного видения и трактования хлебниковской мысли. Для меня было исключительно важно с каждым из пришедших в наш музей сотрудников проделать, как бы прожить такой путь, в ходе которого он нашёл бы своего Хлебникова, сформировал своё отношение и интерес к творчеству поэта, осознал свою роль и необходимость в музее.
Было важно создать такой коллектив, где мы при всём нашем различии мыслили бы в унисон и были бы готовы уверенно, достойно, во всеуслышание говорить миру о нашей любви к поэту и увлекать за собой. Конечно, при неизменной поддержке директора Ирины Игорьевны Перовой, благодаря которой все наши идеи и замыслы воплощаются, и под руководством хлебниковеда, нашего наставника Александра Александровича Мамаева, на которого мы всегда равняемся.
Работа в музее действительно сложна и требует полной самоотдачи. Справиться с ней может только горящий, влюблённый в своё дело человек, который готов менять этот мир к лучшему и ощущает несоизмеримый трепет, волнение, радость от всего того, что мы делаем. Мне кажется, у нас это получается. Во всяком случае, как и Хлебников, мы трудимся не только для настоящего, но и для будущего (я в настоящий момент воспитываю сына и дочь). А далее – судить тем, для кого мы всё это делаем.
– В разное время у вас работали сотрудники, внешне напоминающие Велимира и членов его семьи. Ходили даже шутки, что у вас проходит кастинг на роль работников музея… Ты сама, по мнению некоторых гостей, отдалённо похожа на Велимира и Веру.
– (Смеется) Кастинга, конечно, нет. Но, думаю, то одухотворение и вдохновение, которое даёт нам наша работа, играют свою роль. Тот интерес и сопереживание, который вызывают у нас наши герои, постоянное погружение в их внутренний мир на нас, безусловно, влияет, и, видимо, не только внутренне, но и внешне. Говорят же, что близкие по духу люди похожи. Мне кажется, у нас у всех в музее глаза горят (Улыбается).
– Какую роль в создании музея сыграл Александр Александрович Мамаев, который долгие годы работал заведующим, а сейчас старшим научным сотрудником музея?
– Александр Александрович Мамаев – человек уникальный. В каком-то смысле он человек-легенда. Насколько сложный поэт – Хлебников, настолько непросто музей пробивался к сердцам самых близких своих посетителей – астраханцев, но Сан Саныч сумел, выдержал и воплотил хлебниковский завет «сеять очи». Своими всеохватными знаниями по литературе и непоколебимой уверенностью в истинной ценности творчества Велимира, своим самозабвенным служением Дому поэта он не просто утвердил музей в сознании жителей нашего города. Он сделал музей центром хлебниковедения и местом паломничества для почитателей творчества будетлянина.
А. А. Мамаев – один из основателей музея. Он создавал его вместе с экспозиционером К. М. Чернышевой и научным консультантом Р. В. Дугановым. Долгие годы он прочно дружит с А. Е. Парнисом, хлебниковедом мирового масштаба, пробивавшим идею создания музея задолго до его основания.
На плечи Александра Александровича легло формирование первоначальной экспозиции, налаживание научных связей с учёными. С самого начала своей деятельности музей работал с выходом за пределы города и страны, благодаря чему сложилась уникальная библиотека на иностранных языках. Александр Мамаев всегда уделял много внимания молодёжи – она тянулась к нему, росла рядом с ним. В нём всегда с такой силой и яркостью горит огонь поэзии, что это передаётся окружающим и притягивает в музей истинных творян. И именно Александр Александрович сумел сохранить все связи и дружбу с потомками Хлебниковых в Москве и Астрахани. Исследование малоизвестных граней творчества поэта, популяризация «хлебниковской коллекции» – всю эту базу и многое другое создал Александр Александрович, благодаря чему музей продолжает развиваться и сегодня. А вместе с ним и мы.
Всё большое рождается от соединения знаний, сил, возможностей, мнений. В нашем музее неизменно сосуществуют опыт и молодость. Это такие неразрывные звенья преемственности, которые позволяют и на ногах прочно стоять, и парить, лететь вслед за новыми идеями.
Что касается лично меня, то это большое счастье и удача, что чуть ли не со школьной скамьи началась наша дружба с Сан Санычем, а 15 лет назад я пришла работать в музей Хлебникова. Но это уже другая история и о ней – в другой раз.