Книга VS Интернет. Почему в XXI веке так важно читать?
Наши «громкие» мысли об этом
Интернет-зависимость у подростков – довольно распространенная проблема в современном мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальную реальность. Интернет постепенно вытесняет старые добрые книги – как следствие, школьники практически перестают читать литературу, проводя часы напролет в социальных сетях и на форумах. Вместо целостного восприятия у ребенка формируется так называемое «клиповое мышление», окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов.
Как следствие, информации очень много, она небольшая по объему и быстро меняется, и потому постоянно требует новой, не успевая задержать внимание на только что узнанных фактах. Это проявляется, например, в привычке переключать каналы или бегло, не вникая, просматривать ленту новостей. Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать со сложными семиотическими структурами. Это приводит к тому, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации и у него снижена способность к анализу.
С клиповым мышлением не рождаются
Это постепенный процесс. Сам термин происходит от английского слова «сlip» – «нарезка, вырезка (из газеты); отрывок» и отсылает к музыкальным клипам, которые монтируются из отдельных кадров, подчас не связанных и быстро сменяющих друг друга. Клиповое мышление формируется при длительном потреблении информации в таком «нарезанном» виде, в ходе просмотра музыкальных и развлекательных телеканалов, чередования передач и рекламных роликов. В Интернете это 140-символьные твиты, небольшие статьи интернет-порталов, броские заголовки. Человеку больше не нужно прилагать усилия для обработки информации – сегодня в рекламных и маркетинговых целях она подается уже в обработанном, легко усваиваемом виде. Опасность заключается еще и в том, что возникает эффект обратного действия, когда СМИ сами начинают подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. Например, текст в газетных публикациях становится фрагментированным, т. е. разбитым на блоки небольшого объема, где главная мысль зачастую выделена курсивом, чтобы читатель мог быстро просмотреть статью. Главной задачей такого текста уже не является изложение и донесение до читателя определенной информации и идеи, а лишь создание эмоционального отношения к событию. Роль читателя при этом сводится к простому потреблению информации.
Влияние нарезанной подачи
Для современного подростка представляет большую сложность осилить что-либо из классической литературы. И если объемные тома «Войны и мира» и прежде пугали не одно поколение школьников, то сегодня речь идет о том, что подростки отказываются читать вообще что-либо, прибегая к помощи кратких пересказов и готовых сочинений. Таких учеников часто упрекают в недобросовестности и лени, но, возможно, немалую роль в этом играет клиповое мышление молодого поколения, которое привыкло к информации, представленной в удобном виде, а не такой, к пониманию которой необходимо приложить усилие. В будущем это может привести к проблемам не только со школьными предметами (в частности, литературой), но и с дальнейшим обучением, а также с работой. Ребенок должен уметь работать с информацией разной сложности и анализировать ее. Этому не могут научить краткие содержания и выдержки из текстов – это может дать только полноценное чтение.
Важной мерой в профилактике интернет-зависимости является налаживание отношений в семье и в классе, а также добросовестное отношение к своим ученическим обязанностям – тогда не придется с головой уходить в виртуальный мир от реальных проблем.