Валерий Харламов: Я люблю каждую картину «Догадинки»
Необычная экскурсия по галерее
Маленькой Третьяковкой называют Астраханскую картинную галерею им. П.М. Догадина. Действительно, у нас с вами есть уникальный художественный музей, собрание которого внушительно и бесценно. Туда мы и отправились в поисках вдохновения и новых историй, а наш сегодняшний рассказчик — Валерий Харламов, научный сотрудник «Догадинки», обладатель звания «Лучший гид-переводчик», который всегда находит общий язык с ценителями искусства.
Культурология. Начало
– Расскажите, в какой момент в вашу жизнь пришло искусство?
— Это было самое начало 2000-х годов. Я тогда еще был студентом специальности «Культурология» АГУ (кстати, это был первый набор в Астрахани). Производственную практику проходил в Астраханской картинной галерее. Первые дни практики провёл в качестве смотрителя в Отделе Зарубежного искусства, а затем — в экспозиции отечественного искусства. После этого некоторое время проработал штатным смотрителем. Вернувшись к обучению, я продолжал приходить сюда, чтобы просто посмотреть экспозиции, пообщаться с научными сотрудниками. Посещал открытия всех выставок…
Ну а в 2009 году стал научным сотрудником, по совместительству с преподавательской деятельностью в АГУ. Правда, пару лет назад закончил преподавать, перешел полностью на работу в галерее, на должность старшего научного сотрудника.
– Какие картины более всего впечатляют вас?
— Я люблю здесь каждую картину, каждый мазок по холсту. Если говорить о самых любимых художниках, то это Архип Куинджи и Исаак Левитан.
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи приковывает к себе взгляды многих посетителей. А у Левитана есть замечательная работа «В парке», это самое дорогое приобретение астраханского коллекционера Павла Догадина.
Даже, казалось бы, небольшая работа, картина «Бурный день» (Михаил Клодт), представляет огромную ценность — в ней художник на самом деле сказал очень многое.
– Как вы относитесь к современному искусству?
— Современное искусство по-своему актуально. На каждом историческом этапе было своё современное искусство, и оно отражало дух и общее настроение конкретной эпохи. Сейчас мы живем в эпоху без времени, отсутствия конкретно сформулированных духовных и культурных ориентиров. Разнообразие художественных направлений, экспериментов — это отражение духа эпохи. Сегодня искусство интересно тем, что художники относительно свободны, могут экспериментировать и обрести популярность, а могут работать в русле классического искусства, продолжать академические традиции русской реалистической живописи и тоже быть популярными.
– А вы сами не пробовали писать картины?
— Я, конечно, пробовал, но понял, что это не мое. Так что решил изучать творчество тех, кто делал это профессионально. Как человек, пишущий статьи и заметки, я немного пробовал себя на литературном поприще, но дальше стола это не пошло. Одно дело научное творчество, другое — художественное, литературное, которое совершенно по другим законам развивается. Я больше не творец, а ценитель, исследователь, потребитель.
Маленькая Третьяковка
Астраханская галерея, можно без лести сказать, маленькая Третьяковка.
Так говорят иногородние посетители. Некоторые туристы из крупных городов, которые бывали в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее, поначалу относятся скептически — мол «чем вы нас можете удивить?!». Но, уже увидев шедевры Боровиковского, Куинджи, Левитана, Нестерова, Коровина, бывают приятно поражены и говорят, что Астраханская картинная галерея — это настоящая маленькая Третьяковка. Мало кто ожидает в провинциальной Астрахани увидеть художников такой величины. Еще больше шокируют даже самых искушённых любителей живописи экспонируемые у нас работы Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича Редкий посетитель уходит из залов картинной галереи с чувством какой-то эстетической неудовлетворенности. Это, действительно, одно из лучших собраний России.
– У вас есть здесь самый любимый выставочный зал?
— Каждый зал по-своему сформирован, картины в экспозиции развешены в определенном логическом порядке. Эта экспозиция была сформирована еще знатоком искусства и истории русской живописи Калерией Михайловной Чернышевой, которая в течение долгих десятилетий была главным экспозиционером галереи.
Находясь в любом зале галереи, можно почувствовать дух определённой эпохи, творческие тенденции, эстетические принципы, свойственные живописи того или иного времени. В каждом зале чувствуешь себя по-особому. Например, в зале, где в числе прочих представлены работы художников-символистов из Голубой розы, чувствуется совершенно особенная реакция художников на радикальные общественно-политические изменения в первые десятилетия ХХ века. Зал художников авангарда — это особый предмет гордости Астраханской галереи. Сегодня авангард является своего рода брендом русской культуры на Западе. Ретроспективные выставки работ Кандинского, Малевича, Шагала — всегда очень громкое событие в культурной жизни любого европейского города. Астрахани делает честь, что в нашем музее представлены работы таких художников. Находясь в зале авангарда, чувствуешь бунтарский дух художников, попытки подать саму суть искусства с новой точки зрения.
– Расскажите подробнее о посетителях Догадинки.
— Они бывают самые разные. Порой приходит группа туристов, уже посетивших все музеи города, и картинная галерея становится заключительным этапом в осмотре достопримечательностей. На дворе лето, наши родные +45 в тени, и тут стоит особая задача — чтобы человек не чувствовал себя уставшим, а погрузился в этот мир прекрасного, в мир живописи. И вот, группа, прибывшая уставшей, не хочет отсюда уходить — здесь открывается второе дыхание, хочется наслаждаться жизнью, слушать экскурсовода. Это становится прекрасным мажорным аккордом в их знакомстве с городом.
А бывают незаинтересованные посетители, в основном это группы учащихся. Сложно порой пробиваться к ним через стену непонимания — стоят с отсутствующим видом, продолжая верить в стереотип, что музей – что-то такое законсервированное и бабушки-смотрители, которые вяжут носочки.
! Современный музей – это совершенно другое. Это динамично развивающийся живой организм. Сегодня перед сотрудником музея стоит задача донести до молодой аудитории информацию доступно. Столица уже к этому пришла, как и некоторые провинциальные города: музей — это место, куда приходят люди, выражаясь современным языком, «тусоваться». Культурные тусовки все больше в мейнстриме молодых образованных людей.
– Как этого добиться в Астрахани, как привлечь молодежь в музеи?
— Молодым астраханцам нужно посмотреть, как проводят время их столичные единомышленники. Приехав в Москву, следует посетить какую-нибудь выставку, вернисаж, увидеть, что это модно, стильно. На выставки ходят не только умудрённые опытом люди, но и молодёжь. Сегодня быть образованным, духовно развитым — постепенно, со скрипом, но становится модным. В Астрахани молодежь сегодня в музей, конечно, тоже ходит — благодаря акциям «Ночь музеев», «Ночь искусств», проекту «Музейный дворик». Здесь они видят другой мир, отличающийся от окружающей их повседневной обыденности.
Искусство – это не что-то, оставшееся в прошлом, а то, что вне времени и пространства. Это вечные ценности.
– Вы работаете здесь вот уже 10 лет. С высоты своих наблюдений расскажите, изменилась ли картинная галерея за это время?
— Изменилась и продолжает меняться. Все в мире развивается: наука, техника, общество. Музей в этих условиях тоже должен меняться. Не случайно грантовая программа благотворительного фонда Владимира Потанина называется очень емко «Меняющийся музей в меняющемся мире». Одна из функций музея – реагировать на социальные изменения. Но при этом музей не должен опускаться — если, например, в обществе происходит определённого рода декаданс, музей должен при этом сохранить свой высокий духовный уровень и способствовать нравственному развитию людей.
Экскурсовод
– За годы работы вы провели, наверное, уже тысячи экскурсий – и каждый раз, как первый? Как готовитесь ко встрече со своим слушателем?
— Опыт выступления перед аудиторией у меня был еще до прихода в музей, двенадцать лет я отдал преподавательской деятельности, имел опыт проведения массовых мероприятий, интеллектуальных игр. Так что психологического барьера у меня не было. Но разница все же есть: в преподавательской деятельности приходится оценивать аудиторию, а здесь оценивают меня, и самая приятная оценка – искренние аплодисменты и благодарность в конце экскурсии. И еще более приятное вознаграждение – видеть, как меняется взгляд у человека по ходу того, как знакомишь его с произведениями искусства. За каждой картиной в собрании галереи стоит личность художника, определенные события в его жизни в период создания произведения, все то, что его вдохновляло и т.д. В моей практике была работа с заключенными исправительной колонии. С преступниками мы говорили об искусстве! В первые минуты это было тяжело. По ходу общения можно было проследить, как меняются вопросы: сначала это были иронические вроде «сколько это стоит?», а затем вполне конкретные вопросы заинтересованного слушателя. Например, «Есть ли у художника работы с видами Астрахани?», «В каких музеях, кроме Астраханских, есть его работы?» и т.д.
Пятнадцать лет своей жизни Кустодиев был прикован к инвалидному креслу. В эти годы он создавал очень яркие и колоритные работы. В том числе и «Летний праздник», репродукция которой была представлена в качестве наглядного материала во время выступления. Я задал заключённым вопрос: «Как вы думаете, что происходило в жизни художника, когда он написал картину «Летний праздник»? Они предположили, что он был обеспеченным человеком, прекрасно проводил время с любящей женой и ватагой детишек. Я ответил, что нет, у него были парализованы ноги, но он не опустил рук. Он создавал свой собственный красочный мир. Даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации человек нашёл в себе силы полюбить жизнь, свое дело, искусство. И когда рассказываешь людям такие истории, оживляя тем самым картину, то многие хоть немного, но меняются, задумываются. Это видно по реакции, по глазам.
Но бывает и совершенно обратная реакция. Когда аудитория совершенно без обратной связи, без эмоций. Иногда достучаться или оживить группу очень сложно.
– А как реагируют на увиденное в нашей галерее иностранные туристы?
— Многие посетители из стран дальнего зарубежья приходят в галерею, порой совершенно ничего не зная о русском искусстве. Астраханская картинная галерея становится для них первым местом, где они знакомятся с русской живописью. Экскурсовод, говорящий на иностранном языке, в свою очередь, становится первым человеком в жизни этого посетителя, знакомящим его с русским искусством. Для экскурсовода это колоссальная ответственность и одновременно большая честь.
Проекты
– Какие наиболее перспективные из современных проектов галереи можно выделить?
— Продолжается совместный проект галереи и Библиотеки им. Н.К. Крупской «Беседы о русских художниках» — один из самых долгоиграющих проектов. Проект представляет собой цикл лекций-бесед. Наиболее частые слушатели и участники этих встреч — студенты Астраханского художественного училища им. Власова и Астраханского колледжа культуры. Каждую встречу мы посвящаем отдельному художнику. Одно из наших последних мероприятий было посвящено творчеству Василия Поленова. Новый сезон проекта откроется осенью. Первая встреча будет посвящена блестящему советскому художнику Юрию Пименову. По традиции особое внимание будет уделено работам художника, хранящимся в фондах Астраханской картинной галереи.
Также в галерее большим спросом пользуется проект «Четыре художника», посвящённый известным астраханским живописцам. Лекции-беседы о жизни и творчестве Шамиля Такташева, Константина Титова собирали неплохую по местным меркам аудиторию, Предстоят лекции о творчестве Камиля Сафаргалеева, Виктора Юшина. Эти художники — краса и гордость астраханской живописи, их искусство должно служить ориентиром для новых поколений астраханских художников.
– Какие, на ваш взгляд, главные достоинства галереи?
— Первое – это коллектив. Здесь работает очень хорошая команда, настоящий сплав молодости и мастерства. У нас много молодых сотрудников, выпускники астраханских ВУЗов хотят здесь работать. Я всегда говорю, что в сфере культуры можно сделать себе карьеру, добиться успехов, самореализоваться.
Второе (не обязательно по степени значимости) — это, безусловно, собрание картинной галереи. Как я уже говорил, оно одно из лучших в России. Это собрание изучают научные сотрудники, хранители создают необходимые условия для его содержания, технический персонал развешивает работы во время выставок, ремонтирует повреждённые детали. Всё это — слаженная работа коллектива.
Третье — удобное расположение, почти центр города. Туристы и местные жители имеют возможность быстро добраться сюда из любой точки города и познакомиться с экспозицией.
– Дело было в 2016-м, но мы еще помним, что вас признали лучшим экскурсоводом, поделитесь подробностями конкурса?
— Конкурс «Лучший по профессии в индустрии туризма» традиционно состоит из двух этапов: регионального и федерального. Во время моего участия в первом среди претендентов на победу были мои хорошие знакомые, опытные сотрудники, интересные экскурсоводы из других астраханских музеев. Задавались вопросы по теории и методике экскурсионной деятельности, истории города. Компетентное жюри присвоило мне первое место и делегировало меня представлять Астрахань на федеральном конкурсе. На федеральном этапе была уже более серьезная конкуренция в лице коллег-единомышленников со всей страны. На региональный этап я подавал заявку как экскурсовод-гид, а на федеральный — как гид-переводчик. Это, наверное, один из моих любимых видов деятельности. После меня ещё двое сотрудников картинной галереи побеждали на региональном этапе конкурса. В 2017 году лучшим экскурсоводом Астраханской области была признана Анна Матвеева, а в этом году победителем в номинации стал Максим Такташев. Думаю, что это стабильный показатель уровня мастерства людей, который работают с посетителями Астраханской картинной галереи.
Искусство объединяет
– Как суметь гармонично соединить научную деятельность и творческий подход?
— Научная деятельность в сфере искусства немыслима без творчества. Этим и отличается искусствоведение, скажем, от квантовой механики, где исследователь так или иначе ограничен строгими законами, формулами. В теории и истории искусства тоже есть определенные законы, есть свой собственный категориально-понятийный аппарат, которым нужно руководствоваться. Но говорить о творчестве, об искусстве сухим научным языком не всегда приемлемо. Мы изучаем прекрасное. О прекрасном нужно говорить более поэтично, с лирическими отступлениями, красивыми цитатами. Научная деятельность в нашем случае — это творчество.
Искусство сближает людей. Но ещё больше сближает объединение видов искусства. Это подтверждает наш проект «Музейный Дворик», где объединяются виды искусства: живопись, музыка, поэзия, фотография и т.д.
– Если мы выйдем за пределы Догадинки, у вас есть любимые места в городе и что вы советуете туристам увидеть здесь?
— С точки зрения туристической привлекательности Астрахань — город по-своему уникальный. Есть две разные Астрахани. Туристам я бы советовал приезжать в регион на несколько дней и разбить свое знакомство с ним на два этапа. Первый — знакомство с культурной Астраханью. Музеи, архитектура, театры.. Второй – область. Дельта Волги, лотосовые поля, невероятной красоты природа.
Увидеть город и увидеть Дельту – вот, что должен сделать человек, приезжающий в Астрахань.