Редкие профессии и их культурные носители в Астрахани
Расскажем прямо сейчас!
Мир полон удивительных людей, а в сфере культуры они встречаются особенно часто. Из этого богатого разнообразия мы остановимся сегодня на представителях самых необычных, на наш взгляд, профессий.
Самая органичная профессия
Органист. По праву эта профессия считается редкой, как и сам инструмент. Вернее, король инструментов.
Органная музыка сравнивается с божественным звучанием, она преисполнена величием и одухотворённостью. А родоначальником органных концертов в Астрахани более 100 лет назад стал Артур Капп – пианист, дирижер, композитор, директор Астраханского музыкального училища. Интересно, что орган имеет не одну, а от двух и более клавиатур – мануалов.
Есть также и клавиатура для ног – педаль. Получается, что во время игры на инструменте, органист работает не только руками, но и ногами. Все эти любопытные подробности нам рассказала управляющая Благотворительным фондом «Возрождение Астраханского органа» Наталья Фомичева, которая завораживает астраханцев игрой на этом инструменте.
Кажется, она играла на органе всегда — но не все было так просто…
Я поздно пришла к этому инструменту — долгое время работала концертмейстером в консерватории, аккомпанировала хору на фортепиано. Но однажды меня попросили сыграть на органе. Я волновалась, ведь была совсем с ним не знакома. Но стоило только прикоснуться к клавишам и услышать этот звук – и я словно оказалась в плену. Это была самая настоящая любовь с первого взгляда. Мне сразу же захотелось связать свою дальнейшую жизнь с этим инструментом. Целый год я самостоятельно занималась по 6-8 часов в день. Позже ректор Казанской Консерватории Рубин Кабирович Абдуллин, прослушав меня, пригласил на стажировку в Казанскую консерваторию.
Шляпница и другие герои театральной страны чудес
Настоящее раздолье необычных профессий можно встретить за кулисами театра — вернее, в многочисленных цехах, где работа не прекращается ни на минуту. Все, что будет происходит на сцене — дело их рук. Речь идет о костюмах, головных уборах, обуви и, конечно декорациях. Во время нашей экскурсии по Театру оперы и балета мы увидели это своими глазами.
Самый тяжелый наряд, — рассказали нам, — весит килограммов пять, не меньше. Таких жертв требует красота:
Зато смотрится очень эффектно, там множество подъюбников. В театрах, при виде кринолина, думаешь: «О Боже!». Значит, можно на них крестик ставить. Значит, художника нет. Подъюбников должна быть тонна, чтобы это красиво смотрелось, чтобы платье парило по сцене. Иначе это просто «играем в театр».
У Екатерины редкая и прекрасная профессия — она мастер по изготовлению головных уборов. Однажды мы застали её за созданием кокошников для «Царской невесты».
Их 70 штук, вместе с головными уборами солистов – около сотни. Каждый Катя делает одна и вручную.
Так, например, в одиночку она украсила сотню лемуров из «Осуждения Фауста» и создала невообразимое количество головных уборов для «Князя Игоря»: 200 шлемов, около 60 женских уборов и ещё столько же – для хора и балета. В стороне лежат так называемые «запчасти» для бесчисленных кокошников, шлемов и исторических шляп.
Реставратор, или человек-полифония
Носители этой профессии — а еще точнее, звания — зачастую являются настоящими спасителями произведений искусства. За яркими тому примерами мы отправились однажды в Астраханскую картинную галерею имени П.М. Догадина, которая многие годы успешно сотрудничает с известными реставраторами России.
Рассказывает об этом и директор галереи Ирина Перова — в ходе нашего интервью.
Ну а в самой галерее работает сегодня Наталья Шапошникова. Будучи талантливым художником и продолжателем известной астраханской династии (ее отец — известный в России аквалерист Александр Шапошников), Наталья посвящает себя реставрационному делу. К примеру, под руководством главного хранителя Татьяны Макаровой она провела работы по реставрации двух большеформатных икон: «Святая великомученица Параскева Пятница» и «Богоматерь Тихвинская» XIX в. — они были презентованы летом прошлого года.
В процессе работы были устранены растрескивания, выбоины, старая затвердевшая олифа, мешавшие восприятию изображений икон. Живописные поверхности обоих произведений укреплены и покрыты слоем защитного лака.
Базовое художественное образование Наталья Шапошникова получила в Астрахани в художественном училище им. П.А. Власова, а затем окончила в Санкт-Петербурге институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, отделение реставрации темперной живописи.
Таксидермия как искусство
О том, что таксидермия – не просто изготовление чучел, а настоящее искусство, мы узнали из первых уст, во время встречи с Михаилом Головачевым. Он не просто заведует таксидермической лабораторией в Краеведческом музее — своему призванию он посвятил более 30 лет, продолжив семейную династию!
Множество удивительных экспонатов музея — дело рук таксидермистов. По особой технологии они создают настолько гигантских оленей, буйволов и волков. Кажется, они вот-вот оживут прямо на глазах у посетителей музея. Непередаваемые эмоции мы испытали вместе с молодыми сотрудниками музея, оказавшись здесь во время фотопроекта ART&Факт.
Чучела животных, птиц и рыб, а также предметы, передающие историю и культуру нашего края, представлены в экспозициях музея. А здесь вы можете прочитать об этой профессии подробнее.
Михаил Головачев:
Таксидермия относится к искусству, а не к ремеслу, как раньше — тогда это считалось рабочей профессией. Таксидермисты – художники, а таксидермические работы приравниваются к произведениям искусства. Например, при вывозе их за границу необходимо специальное разрешение.
Если говорить о качествах, то не каждому это дано. Попробовать может любой, но здесь, как говорится, «чувствует» человек или «не чувствует». И, конечно, помимо художественного таланта, дара восприятия необходимы еще знания анатомии, повадок животных и т.д.
Рукодельные люди
Множество невероятных умельцев можно встретить и в Астраханском доме ремесел. Всех их объединяет название профессии, а возможно — просто любимого дела: мастер декоративно-прикладного творчества.
Лозоплетение — творчество невероятно красивое и интересное. Это изготовление плетёных изделий из лозы, но не виноградной, как вы могли подумать, а из ивовой. Древнее ремесло возникло еще в XIX веке. Первоначально мастера создавали корзины, а после стали изготавливать и мебель. Прародителем же плетеной мебели стал сундук из Древнего Рима. Сегодня научиться плести свои собственные корзины и вазы можно в Астрахани — ведь здесь работает замечательный мастер своего дела Анатолий Рабеев.
Подробности нашей интересной беседы и живого мастер-класса вы найдете здесь.
Тогда-то Анатолий Рабеев рассказал нам, что лозоплетение как ремесло отпечаталось в его памяти еще с детства, ведь плетением занимался еще его дедушка. Будучи ребенком, наш сегодняшний мастер подбегал к деду, корпящему над изделием, и сам брался что-то плести:
Взялся, испортил, получил подзатыльник, бросил дело и убежал. Но когда сам вышел на пенсию, вспомнил те времена и решил-таки научиться. Сначала брал уроки у опытного мастера, листал литературу, до остального доходил сам, своими руками.