Люди, которые внесли свой вклад в культуру Астрахани
Расскажем сегодня
Культурная жизнь Астрахани, о которой мы не устаем вам рассказывать, не была бы такой насыщенной, если бы не подвижничество многих и многих поколений талантливых людей. Причем, некоторые из них не были астраханцами, зато они от всей души желали нашему городу процветания и приложили для этого огромные усилия. Несколько ярких тому примеров — прямо сейчас!
Павел Власов
Павел Алексеевич Власов – имя, которое знает каждый, даже далекий от искусства, астраханец. Именем этого выдающегося живописца названа главная кузница астраханских художников. В 1921-м году под руководством Павла Власова в нашем городе открылся художественный техникум, в 1935 году реорганизованный в Астраханское художественное училище.
Павел Власов родился в Новочеркасске в семье казачьего полковника. Сам он стать военным не мог по причине хромоты, которую приобрел из-за травмы в раннем детстве. Поэтому энергичный мальчик нашел спасение в другом – рисовании.
Он был учеником Василия Перова – известного «передвижника», одного из основателей этого товарищества, автора «Охотников на привале», главного портрета Достоевского и многих других культовых картин. После трех лет учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Павел Алексеевич был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, и учился у мастера Павла Чистякова.
После выпуска в 1890 году он по распределению попадает в Астрахань. Здесь педагог начинает передавать свои знания местным начинающим художникам. Он преподавал рисунок в Астраханской Мариинской женской гимназии. Кстати, в этот здании сегодня располагается Астраханская государственная консерватория. В 1896 году он собрал художественный кружок, а четыре года спустя создал художественные и рисовально-технические классы. В 1921 году их преобразовали в Астраханский художественно-педагогический техникум – современное Астраханское художественное училище имени П.А. Власова.
В этом училище мастер преподавал всю свою жизнь и взрастил немало выдающихся художников, среди который Иван Горюшкин-Сорокопудов, Николай Баскаков, Пётр Альберти, Михаил Козелл и, наконец, знаменитый на весь мир Борис Кустодиев. Борис Михайлович брал уроки у Павла Власова начиная с 15 лет, и с благодарностью вспоминал это время до конца жизни.
Борис Кустодиев сохранил светлую память о родном городе и любимом учителе Павле Власове, он неоднократно приезжал сюда с целью напитать свою «душу-астраханку» яркими впечатлениями.
В 1925 году Борис Михайлович создает последний портрет учителя, открывшего ему путь в большое искусство. На листе — авторская подпись: «Дорогому Павлу Алексеевичу на добрую память в мой последний приезд в Астрахань. Б. Кустодиев. 8 июня 1925.»
Творчеству П. А. Власова посвящен один из залов музея.
Кстати, основатель Картинной галереи Павел Догадин учился у Власова рисованию и черчению. Именно в Картинной галерее и хранится большинство работ этого выдающегося мастера, внесшего такой огромный вклад в культуру Астрахани.
Лина Самборская
Этого талантливого режиссера, педагога и актрису знают по всей стране. Она – первая в РСФСР женщина-режиссёр, которая удостоилась звания заслуженного деятеля искусств. В разное время Лина Семеновна была худруком омского, красноярского, пензенского и астраханского драмтеатров. В Астрахани она вместе с приехавшей с ней группой актеров трудилась с 1948 по 1952 годы. Кроме того, с ней прибыли бутафоры, художники, реквизиторы и даже краснодеревщик.
То время, когда Самборская стояла во главе нашей драмы, называют «золотым» периодом в его истории. Режиссёр сделала то, что не делал никто до неё: она убрала из репертуара рекомендованные чиновниками свыше пьесы-однодневки и сосредоточилась на русской и зарубежной классике. Афиши того времени украшают «Отелло» Шекспира, «Женитьба Белугина» Островского, гоголеский «Ревизор», грибоедовское «Горе от ума». Зритель был в восторге.
Слава театра ширилась, на спектакли Л.Самборской билеты было трудно купить, и поэтому заботились о них заранее. Она ввела замечательную практику играть премьерные спектакли утром и в воскресенье в 12.00. То есть в пятницу и субботу премьера шла, как и положено, в обычное вечернее время, а третий спектакль — в воскресенье утром. Это было прекрасно, так как вся городская интеллигенция, особенно те, кто жил далеко от центра, были на этих спектаклях. Как правило, приходили с детьми (школьниками всех классов).
Одним из лучших спектаклей Лины Самборской была «Родина» по роману А.Толстого «Хождение по мукам». На сцене слева от зрителей — рояль, на нем стакан с чаем и небольшой букетик цветов в миниатюрной изящной вазе. Около рояля в темно-голубом, очень красивом вечернем платье стояла величественная, торжественная и очень обаятельная Лина Семеновна, которая своим изумительным чтением текста романа соединяла отдельные игровые сцены в единое художественное полотно огромного масштаба.
Говорят, Лина Семёновна считала, что в театре нет мелочей, она занималась буквально всеми вопросами и даже разбрызгивала за кулисами дорогостоящие французские духи, чтобы в зале раздавался прекрасный аромат.
Память о Самборской не угасает и по сегодняшний день. В 2000 году в Астрахани учредили премию в области театрального искусства им. Лины Самборской, а в 2007 году здание Драмтеатра украсила мемориальная доска в память об этом прекрасном режиссёре.
Заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей Екатерина Кочеткова написала монографию в память о ней. Кстати, семья Кочетковых тесно связана с Линой Семёновной. Известна история, как во время работы в Омске, в 1944 году в студию к Самборской пришел 17-летний Миша — простой парень с мешком картошки за спиной, который хотел работать у режиссера. Лина Семеновна была занята и попросила посмотреть на юношу Владимира Кочеткова – отца Юрия Кочеткова, президента астраханского ТЮЗа. Миша прочитал отрывок из «Мертвых душ», и его выступление очень понравилось слушателю. Кочетков уговорил Самборскую прослушать этого парня и принять его в труппу, хотя она была уже набрана. Звали этого парня Михаил Ульянов – впоследствии он станет любимым миллионами народным артистом СССР.
Николай Плотников
Семья Плотниковых – это династия меценатов, благодаря которым в Астрахани появились церковь Рождества Христова, здание Драматического театра и – отчасти — Картинная галерея, ведь огромное собрание художественных картин нашло себе место именно в особняке Плотниковых.
«АстраКульт» неоднократно рассказывал об истории нашей «Драмы». Один из самых старых провинциальных театров России был основан 12 декабря 1810 года. Но место «прописки» в то время было иным. Свои дебютные постановки первые астраханские актёры ставили в деревянном доме (или большом сарае) в современном переулке Театральном.
Когда прежняя постройка пришла в негодность, рыбопромышленник, меценат, потомственный почетный гражданин Астрахани Николай Плотников выступил с инициативой построить за свои деньги каменное здание. Он набирался опыта в Европе, где он осматривал лучшие театры. И 1 октября 1883 года новый театр по проекту городского архитектора Эрнста Фольрада, названный Зимним, открыл свои двери.
Кстати, Астраханскому драмтеатру уже 210 лет!
Владимир Хлебников
Отец Велимира Хлебникова также внес огромный вклад в богатейшее наследие Астрахани. И не только из-за факта рождения великого поэта-футуриста Виктора (Велимира) Владимировича Хлебникова. Владимир Алексеевич Хлебников был одним из основателей первого в России государственного заповедника в дельте Волги и первым его директором.
Он появился на свет в Астрахани в купеческой семье. С детства увлекался орнитологией и в наблюдении за птицами проводил все своё свободное время. После окончания Астраханской классической гимназии Хлебников поступил в Санкт-петербургский университет. В 1882 году он становится кандидатом естественных наук, часто ездит в экспедиции, работает и издает научные труды в Калмыкии. И там же рождается его сын Виктор, впоследствии придумавший себе псевдоним Велимир. Он вспоминал своего отца как «поклонника Дарвина и Толстого, большого знатока царства птиц, изучавшего их целую жизнь». А в 1891 году рождается дочь Вера, ставшая впоследствии известной художницей.
В 1890 году Владимир Хлебников продемонстрировал на Казанской промышленной выставке собрание фауны Астраханской губернии и предметы быта и культуры калмыков. И это собрание должно было лечь в основу астраханского городского музея.
С 1910 года Хлебников стал заниматься организацией заповедника, но идея не находила поддержки. Только спустя много лет, в 1919 году, она будет реализована. Чтобы добиться этого, Владимир Алексеевич месяцами работал без зарплаты, упрашивал местных жителей не выкашивать камыш, охранять лотос, не стрелять птиц и зверей редких пород. Решающую точку в вопросе основания заповедника ставит нарком просвещения Луначарский и сам Ленин, поддержавшие предложение Хлебникова.
В 1914 году учёного избрали председателем Петровского общества исследователей Астраханского края. В 1927 году он становится директором заповедника.
Уникальная «хлебниковская коллекция», которая составляет основу экспозиции Дома-музея Хлебникова, включает в себя основные печатные труды В.А. Хлебникова, его документы, личные вещи, фамильную библиотеку.
В 2017 году, к 160-летию со дня рождения Владимира Хлебникова, в Краеведческом музее открылась выставка. Здесь отмечают, что Владимир Хлебников сыграл большую роль в развитии астраханской школы орнитологических исследований. Ему принадлежит ряд научных работ, которые актуальны до сих пор. Например, «Список птиц Астраханского края с распространением их по характеру пребывания в крае», «Каталог птиц Астраханского края». Кстати, одно из его фундаментальных исследований по птицам осталось в рукописном варианте, но так и не было опубликовано.
Кроме того, Краеведческий музей располагает значительной орнитологической коллекцией учёного — она насчитывает около 400 единиц хранения. Самый возрастной экспонат датируется 1881 годом.
Мария Максакова
Мария Максакова, о которой мы подробно рассказывали в этом материале, даже добившись огромных высот на сцене Большого театра, никогда не забывала о том, что она астраханка.
Во время войны Мария Петровна помогла создать в Астрахани филиал Большого театра, и благодаря ее помощи в нашем городе открылась консерватория. Хотя обычно консерватории не открывали в таких небольших городах.
Астрахань подарила миру и стране много выдающихся певцов и музыкантов: Валерию Барсову, Марию Максакову, Тамару Милашкину, а еще Надежду Бабкину, композитора Юрия Дунаева и многих других. Открытие консерватории позволило продолжить эти богатые музыкальные традиции, заложенные в том числе астраханским музыкальным училищем – одним из старейших в стране, и взращивать молодые таланты для всего Поволжья, Калмыкии и регионов Кавказа.
Артур Капп
Артур Капп – это человек, который подарил нашему городу великолепный орган и множество талантливых музыкантов.
Он родился в Эстонии в 1878 году. Окончил Петербургскую консерваторию по классу органа Гомилиуса и по классу композиции Римского-Корсакова. Затем переехал в Астрахань и здесь стал главой местного отделения Русского музыкального общества и директором Астраханского музыкального училища. В 1920 году выдающийся педагог и композитор переехал в Эстонию и жил там до конца своих дней.
Приезд в наш провинциальный южный город был осознанным выбором музыканта. Хотя Императорское русское музыкальное общество предлагало ему на выбор несколько городов, в том числе Кишинев и центральные города России.
В Астрахань он прибыл в начале 1904 года и тут же принялся преобразовывать музыкальную жизнь региона. Он изменил образовательную систему в училище, активно преподавал, дирижировал симфоническим оркестром, писал собственные композиции. Благодаря его усилиям уже к началу 1910-х годов Астраханское музыкальное училище становится одним из наиболее престижных учебных заведений города. А сам Капп буквально стал главой всей музыкальной сферы Астрахани. Он постоянно устраивал концерты с участием педагогов и самых одаренных студентов и участвовал в них сам как пианист, дирижер, композитор и органист. Именно Капп первым решил использовать орган, находящийся в лютеранской кирхе, не только в богослужебных целях, как это было раньше.
Газета «Астраханский вестник» от 23 ноября 1904 года так описала первый органный концерт в нашем городе:
«Духовный концерт, устроенный г. Каппом в лютеранской церкви, в субботу 20 ноября, привлек такую массу публики, что церковь была буквально переполнена. Концерт прошел отлично, доставив большое удовольствие любителям музыки. Господин Капп артистически играет на органе. Он извлекает из небольшого церковного органа блестящую и мощную гармонию звуков, давая слушателям представление о величественных произведениях Мендельсона, Верди, Генделя…».