Виктория Фадеева: рисующий философ
От юриста — к художнику
Творческие люди Астрахани снова вдохновляют! Сегодня расскажем вам про Викторию Фадееву. Юрист по образованию, она неожиданно для всех стала художником — просто захотелось творить. Как у нее это получилось и какую философию вкладывает девушка в свои работы, читайте далее в нашем интервью.
— Виктория, расскажите немного о себе. Как вы пришли к творчеству?
— По образованию я юрист, окончила школу милиции и поступила в Саратовскую академию права. Сейчас я рисующий исследователь и художник-самоучка. У меня на стене висят прекрасные картины дедушки, который тоже был самоучкой. Его работы, не отличающиеся от картин профессиональных художников, всегда меня вдохновляют. Он нигде не учился, но при этом его способность так искусно и реалистично рисовать пейзаж, будто это фото, не оставит никого равнодушным.
Рисую я с детства. Помню, сидела в школе за последней партой в наушниках, подключенных к кассетному плееру и передающие мне любимые песни Земфиры, Мумий Тролля. Мне безумно нравились эти исполнители. И конечно, рисовала их портреты для своих одноклассников, вырывая из середины тетрадей листы в клеточку. А еще — подписывала портреты словами-цитатами из их песен. Но профессионально никогда этим не занималась. И в художественной школе не училась. Осознанно стала заниматься творчеством не так давно, года два назад. Сейчас я в декрете. Одной рукой рисую, другой — нянчу малыша. Просто в один день появилось сильное желание снова много рисовать. Я пошла в художественный магазин, приобрела скетчбук, набор карандашей, акварельные краски…
— Что больше любите рисовать? И чем?
— Меня привлекает все: эстетика линий, фактура, переходы цветов. Люблю смотреть на изъеденную временем древесину, кирпичи на стенах кремля, причудливые узоры теней. И хочется погружать зрителя именно в тот момент, который меня вдохновил. Чтобы при взгляде на нарисованный мною костер они будто слышали звук дров, запах костра…
Также часто смотрю на закат в жаркий день, контрастную тень, серость и размытость в дождь, отражение в лужах, огни витрин и машин — это все меня вдохновляет. Хочется передать красоту в самых обычных вещах, которые мы видим каждый день. Чтобы смотрящий на мою картину смог почувствовать мои эмоции, прикоснуться к чувствам моего мира. Считаю, что хорошие рисунки наполнены порывами души, они всегда будут впечатлять. И я не знаю, правильно ли я рисую или неправильно. Мной руководит в этот миг интуиция и творчество.
В своих работах мне важно показать, что можно чувствовать. Открыть моим зрителям сердце, чтобы они остались небезразличными. И я пойму, что мои картины тронули, так как увлеченную душу видно сразу.
Сейчас в основном пользуюсь акварелью и гелевыми ручками-линерами. Акварель еще привлекает тем, что она взаимодействует с водой. А вода ведь источник жизни. Меня увлекает сам процесс создания, когда я беру кисти и краски и даже не догадываюсь, что получится. Просто “ныряю в море”. Свобода и творчество соединяются, и рождается диалог моего внутреннего воображаемого мира и материала, с которым я работаю. Мое Восприятие реальности через свои ощущения доношу зрителям. И я горжусь каждой своей работой, которая помогла хоть одному человеку увидеть мир светлее и добрее, чем он есть. Особенно сейчас, в пандемию.
— Опишите свой обычный творческий день.
— Признаюсь, что свободного времени на творчество не всегда хватает. Особенно сейчас. Но декрет для меня — это именно период возможностей. Научилась не спать ночами и рисовать, когда другой бы на моем месте точно лег спать (улыбается). Поэтому обычный день у меня необычный. В потоке. Есть свободная минутка, рисую и творю.
— Есть ли у вас какие-нибудь ритуалы, которым вы следуете, прежде чем начать творить?
— Мне важна хорошая музыка, чашка чая со сладостями. Рисование — это медитация. Я когда “шоркаю” своим карандашом по бумаге, постепенно погружаюсь в транс — мысли убегают, детали уже не так важны, следую только за линиями. Именно эти линии и приводят меня во внутренний мир, будто прорубают окно в другую реальность, открывают ключики в душе. И жизнь картины всегда начинается с этого наброска —“шорканья”. Затем я добавляю цвет, и рисунок становится живым.
Я все чаще стала участвовать в пленэрах, мне нравится рисовать с натуры. В такие минуты ты соединяешься с природой и с творческим процессом. Для меня это самый быстрый способ обрести душевное равновесие, отойти от повседневности и бытовых задач, даже от негатива. Если час уделю творчеству, уже становлюсь самой счастливой. Все мои работы, на мой взгляд, более или менее женственные. Они отражают мой взгляд на мир. Даже в красках я использую нежные оттенки и переливы.
— Расскажите про ваше участие в проекте #рисуюастрахань.
— Проект “Рисую Астрахань” помог мне побороть свои страхи. Я испытывала колоссальное эмоциональное давление внутри себя, ведь в этом конкурсе принимали участие наши титаны: Наталия Черемская, Анна Бабышева. И я немного тушевалась, сравнивала свои работы и переживала, что у меня ничего не получится. Особенно сложно было справиться с синдромом самозванца. И с установкой, что художник, в первую очередь — человек с художественным образованием. Но в итоге я смогла победить своих внутренних врагов.
Абсолютно уверена, что художником может стать каждый, кто может достучаться до другого своими работами. И я не хочу быть ограничена ничем и ни в чем. Разве кто-то поднимался в цепях и оковах? Нет, только на крыльях творчества. Поэтому важно выпускать наружу свой внутренний красивый мир искусства, давать своему воображению жить и дышать. Проект “Рисую Астрахань” помог мне ощутить себя художником. И я очень рада и горжусь, что стала одним из призеров конкурса. У меня уже был городской вернисаж. Приятно было, когда люди подходили и интересовались моими работами. А деткам понравилась моя работа “Сказочная Астрахань”.
И здесь мне в особенности хочется выразить слова благодарности Светлане Дюковой, которая поддерживала и мотивировала меня.
— Что пожелаете начинающим художникам?
— У каждого свой путь и потенциал. Самое главное — обозначить свои цели и задачи, для чего вы решили рисовать. Монетизировать или нести свет своего творчества в мир. Но однозначно при любой цели, рисовать важно, как можно больше и чаще. Так вырабатывает самодисциплина и привычка, которые дают уверенность в себе и в своих силах.
Кстати, после интервью Виктория показала команде Астракульта, как создаются рисунки с натуры. Буквально за полчаса был нарисован этюд одной из башен Астраханского кремля. Художница рисовала по мокрой бумаге акварелью, а после того, как краски высохли, еще дорабатывала работу черным и белым линерами. При этом рисунок еще будет дорисовываться, ведь творчество — это бесконечный процесс. Особенно хочется отметить, что Виктория не просто показала нам процесс, но и попутно объясняла все нюансы работы: как смешивать цвета, как подчеркнуть детали, а также названия художественных материалов. Было интересно!