Театр сюрпризов: астраханские открытия от AstraKult
Пойдем за нами!
В День театра мы любим вспоминать все самое интересное, что связано с ним. А для этого нужно порой заглянуть поглубже, чтобы увидеть большее. Пойдем за нами — на самую масштабную экскурсию, которая охватит сразу четыре астраханских театра, в каждом из которых есть место своему чуду…
Театр начинается с гримерки!
Самые невероятные театральные образы рождаются именно здесь, под чутким руководством гримеров, постижеров и самих артистов. Гример Астраханского драмтеатра Жанна Довженко подчеркивает: любое лицо она воспринимает как живое искусство, а эмоция и мимика вдохновляют ее на создание образов.
Мне важно “прочитать” лицо каждого актера. Помочь войти в образ, слиться с героем. Перед каждой премьерой мы начинаем работать над образом вместе с ними: идем от характера, от эпохи, от социального статуса персонажа. К выпуску постановки прическа и лицо каждого из актерского ансамбля – составляющая успеха спектакля в целом. Я всех безумно люблю. Когда работаю, понимаю: и я отвечаю за эстетику на сцене. Мне важно, чтобы зрителю понравился внешний вид актеров.
Ну а настоящее сказочное перевоплощение происходит, конечно же, в Астраханском ТЮЗе — однажды нам посчастливилось проследить за тем, как из обычных, казалось бы, людей получаются герои спектакля «Конек-Горбунок» — переходите по ссылке и ловите эмоции грима вместе с нами!
Вначале были эскизы!
Но еще раньше воплощения образов эти образы создаются художниками, именно их задача — заглянуть в будущее и увидеть, какими они должны быть — герои постановки. А потом создать из пустого листа бумаги и цветных ручек с карандашами совершенно новые жизни, которые родятся на сцене. Будучи за кулисами Театра кукол, мы во все глаза наблюдали за появлением героев Сказки о Крошечке-Хаврошечке. С детства знаем эту сказочную троицу, но даже представить себе не могли, что они могут получиться столь очаровательными.
Искусство в миниатюре!
Задача театральных художников — увидеть всю картину спектакля задолго до премьеры. Художник ТЮЗа Владимир Литвинов рассказывает:
Какие-то предметы изготовлены из веточек, досочек, какие-то – из картона или медной проволоки. Все это создается здесь, в этом кабинете в виде миниатюры, а потом уже в других цехах увеличивается в 20 раз и тогда выставляется на сцене. Соблюдается театральный масштаб – 1:20.
Не менее интригующие предметы и залы мы увидели на верхних этажах театра. Например, в театральной гостиной пред нами предстал макет сцены – незаменимая вещь для любого театра. В стеклянных коробах, словно сокровища музея, хранятся удивительные миниатюры постановок оперы и балета.
Вот, например, опера «Пиковая дама», номинированная на Золотую маску. Вообще, это первая опера, которая была представлена на Большой сцене в 2012 году. Его представляют на художественном совете, где показывают постановку в эдаком «макетном виде». Эта версия сцены хоть и маленькая, но продумала до мельчайших подробностей: учтены все шесть планов оригинальной сцены театра, декорации и костюмы постановки.
Заглянуть за кулисы — волшебно!
Как вы уже могли догадаться, за кулисы заглядывать мы ооочень любим — благо, Астраханские театры радушно распахивают перед нами свои двери и собственные сердца. А там столько всего сокровенного, что каждый раз мы восхищаешься снова и снова. Например, прогулявшись по закулисью ТЮЗа или Театра оперы и балета. Где бы мы еще узнали, как проходила подготовка оперы «Богема».
Для тех, кто не читал (ссылочка выше), рассказываем: порядка 1,5 тонн металла ушло на изготовление всех декораций к спектаклю. 150 погонных метров мешковины – на одну сторону (фасад) павильонов, задуманных художником-постановщиком. Внутри дома оклеиваются бязью – и тоже 150 погонных метров. И это только вершина айсберга — интереснейших фактов гораздо больше.
В театре юного зрителя команда AstraKult нашла вход в Нарнию — так мы называем костюмерную театра. Именно такой она нам и представилась: с напольными вешалками, битком заполненная костюмами для разных персонажей. Перья, каменья, броши, шляпы…
А для того, чтобы почувствовать разницу между нарядами — и не только визуальную — нам предложили взвесить уложенный в специальный чехол (заготовлен для гастролей) костюм Коробочки из «Мертвых душ». И «Коробочка» эта весит 10 кэгэ, не меньше! (мысленно ставим памятник Марине Захаровой — замечательной астраханской актрисе).
Театр окрыляет!
Особое театральное удовольствие представляет астраханский балет. Парящие в воздухе герои, легкость движений и невероятная пластика — за 8 с лишним лет здесь ставились настоящие шедевры, включая мировые премьеры: «Андрей Рублев» и «Приключения Винни-Пуха».
Предлагаем вашему вниманию наши самые любимые, крылатые, кадры.
Высокое искусство — проверено!
У них свои команды, понятные только им: «земля-воздух», «воздух-воздух» и т.д. Нет, это не про ракетную установку, эти команды обозначают положение ходулистов. Не просто высокое, а высоченное искусство мы обнаружили однажды в Астраханском ТЮЗе.
Однажды они воспарили над землей, превратив актерство и эквилибристику в единое целое под названием “Уличный театр”. Спустя несколько лет тишины они возродились в нечто новое и очень интересное:
Люстра в лотосе — звучит символично!
Оказавшись в Большом зале Театра оперы и балета не во время спектакля, а вне его, мы принялись разглядывать детали художественного оформления всего вокруг. Уверены, вы когда-то тоже задавались вопросом, что же означают эти элементы и какие смыслы в них заложены. А смыслы действительно есть!
Например, знаете ли вы, что необыкновенная театральная люстра весом в 800 кг находится не просто на потолке — она расположена в центре раскрытого лотоса — символа Астраханской области. Есть традиция в театре – перед началом очередного театрального сезона люстру опускают вниз для технического обслуживания, замены лампочек (а их, на минуточку, 156). Для этого поднимается партер и расчищается часть кресел, ведь люстра оочень большая (диаметр ее составляет 5 метров, а высота – 2,5!).
Припудрить время для музея
Какие только раритеты не увидишь в музее Драмтеатра… Кажется, время здесь либо остановилось, либо основательно припудрилось, чтобы пронести свой театральный лоск сквозь столетия. А вот, собственно, и она — эта сыпучая пудреница, пришедшая к нам из далекого прошлого. На футляре, хранившем ее, указано название «Театральная». В советские годы в крупных городах (Москве и Питере) были магазины Всероссийского-театрального общества, где приобретались приспособления для театров, грим, парики и вот такая пудра.
Перед выходом на сцену артисты обязательно припудривались, чтобы не блестело лицо. А наносилась пудра ненавязчивым действием – артисты словно задували свечу. Множество интересных экспонатов вы найдете здесь.